Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 80.
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 80.
Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре…”, как и многие другие произведения Блока, нёсет в себе черты символизма. В то же время оно проникнуто горьким чувством утраты: это строки, посвящённые революционным событиям и расстрелу мирного выступления рабочих. Краткий анализ “Девушка пела в церковном хоре…”, использованный на уроке литературы, поможет учащимся 11 класса лучше понять строки поэта и настроение его эпохи.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Девушка пела в церковном хоре.
История создания – стихотворение написано в 1905 году и тесно связано с кровавыми событиями – подавлением революционных выступлений в стране. Также на поэта повлияли и события Цусимского сражения, поскольку именно в это время поражением России завершилась русско-японская война.
Тема стихотворения – вера в светлое будущее, воплощённая в молитве невинной девушки, и заведомая обречённость тех, за кого она молится.
Композиция – двухчастная. В первой части Блок показывает надежду на светлое будущее, воплощённую в образе чистой душой девушки. Вторая часть ей противоположна: в ней поэт демонстрирует жестокость реальной жизни, которая основана на страдании.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – дольник.
Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.
Метафоры – “пел её голос”, “корабли, ушедшие в море”, “луч сиял”, “голос сладок”.
История создания
Для творчества Блока 1904–1907 гг. характерно обращение к теме “страшного мира”, столкновению идеального и реального, жёстокого. Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре…”, написанное в 1905 году, исключением не стало. Оно основано на чувствах, которые поэт испытывал в связи с кровавой расправой над революционно настроенными рабочими.
В то же время история создания этого произведения несколько сложнее: автор также завуалированно рассказывает о Цусимском сражении, в котором русская эскадра потерпела поражение. Блок тяжело переживал разгром русского флота и гибель огромного количества русских солдат.
Тема
Основная тема стихотворения – столкновение мира идеального и реального, надежда и её тщетность. Первая выражается в образе невинной девушки, которая молится так искренне, что все, кто её слушает, начинают верить в благодать и в благополучный исход даже заведомо трагических ситуаций. Идею тщетности выражает младенец, который находится близко к Богу, так что ему точно известно, что кровавая жертва уже принесена и никто из тех, о ком молятся, назад не вернётся.
Композиция
Стихотворение легко разделить на две части, определив основную тематику и настроение каждой. Так, первая (три строфы) проникнута светом надежды. В ней изображена похожая на ангела девушка, поющая о надежде и мире. Искренность и чистота молящейся заставляют людей, находящихся в церкви, верить в лучшее.
Но в последней, четвёртой, строфе Блок указывает на тщетность их веры, завершая стихотворение словами “никто не придёт назад
“. Использованный им образ ребёнка – это такой же символ, как и образ прекрасной девушки. Дети – создания, наиболее близкие к Богу, так что его слезами как бы выражает сожаление сам Господь. Кроме того, для автора это ребёнок-пророк, который заранее плачет над печальным для России исходом войны и её тяжёлым будущим.
Жанр
Это лирическое стихотворение, в котором поэт выражает собственные эмоции, связанные с жестокостью жизни и людей, что ведут бессмысленные войны, хотя могли бы быть свободными и жить в мире. Стихотворный размер – дольник.
Средства выразительности
Блок подчёркивает эмоциональное содержание с помощью таких выразительных средств, как:
- Эпитеты –
“чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.
- Метафоры –
“пел её голос”, “корабли, ушедшие в море”, “луч сиял”, “голос сладок”
.
Но автор использует и другие приёмы, например звукопись. Анафоры придают тексту благозвучие и повышают его эмоциональность, а многосоюзие только усиливает эмоциональное напряжение благодаря созданному эффекту нанизывания.
Нежный образ девушки, чья чистота неоднократно подчёркивается эпитетом “белый”
, оставляет сильное впечатление.
Все средства выразительности работают на идею, выражая противоречивость мира, которую остро ощущал сам Блок: в мире есть светлая нежная надежда с одной стороны и безжалостность, жестокость – с другой.
Тест по стихотворению
- /7Вопрос 1 из 7
В каком году написано стихотворение «Девушка пела в церковном хоре»?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
- Валентина Зуева7/7
- Татьяна Кондратьева7/7
- Владимир Чернов7/7
- Ирина Степура7/7
- Саша Рябков7/7
- Римма Колесникова7/7
- Татьяна Степанова7/7
- Надя Пыльнова7/7
- Юлия Тарасова7/7