Анализ стихотворения «Птичка» Державина

Занимая высокий государственный пост, Гавриил Романович Державин не изменял своему призванию поэта. К позднему периоду его творчества относится короткое стихотворение «На птичку», в котором всего в четырех строках было поднята глубокая и сложная тема. Предлагаем краткий анализ «Птичка» по плану, который пригодится при разборе произведения и подготовке к уроку по литературе в 7 классе.

Анализ стихотворения «Птичка» Державина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.

История создания – Стих бы написан в 1792-1793 годах, впервые опубликован в 1827 году.

Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода, но свобода не только в творчестве, но и в других сферах жизни.

Композиция – Произведение состоит из четырех строк, в которых заключен глубокий философский смысл.

Жанр – Эпиграмма.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты – «голосиста».

История создания

Точной даты написания стихотворения «На птичку» неизвестно (предположительно в 1792-1793 годах). Опубликовано оно было гораздо позже – в 1827 году, а далее – уже в посмертных сборниках Г. Р. Державина.

Написанию четверостишия способствовали следующие события. Императрица Екатерина II была настолько впечатлена поэтическим мастерством Державина, посвятившим ей оду «Фелица», что пожелала как можно более щедро наградить талантливого поэта. Помимо дорогих подарков, она приблизила ко двору Гавриила Романовича, назначив его своим придворным секретарем.

Государыня, польщенная хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвященные ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.

Державин, который ранее идеализировал монархию и царский престол, был разочарован. Оказавшись в стальных тисках монаршего благоволения, он чувствовал себя, словно пойманная в сети птица. Так и родилось полное горькой сатиры четверостишие «На птичку».

Тема

В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.

В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.

Главная мысль произведения – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае возможно создать истинный шедевр. Талант не терпит даже малейшего давления: оказавшись «взаперти», он не горит ясным пламенем, но робко тлеет, а после и вовсе исчезает, так и не успев совершить все, на что был способен.

Композиция

Произведение небольшое, и представляет собой четверостишие. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы немного развлечься.

Однако вскоре становится понятно, насколько тяжело пичужке приходится в неволе, когда ее заставляют петь столь же искусно, как она это делала на свободе. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.

Жанр

Произведение написано в жанре эпиграммы – короткого сатирического стихотворения, призванного кого-либо или что-либо осмеять.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Средства выразительности

Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается весьма скромным размером, в нем нет обилия средств выразительности. Главным художественным приемом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птички угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнетом власти.

В произведении сразу бросается в глаза легко узнаваемый стиль Державина. Поэт использует столь любимые им краткие архаичные формы слов (эпитет «голосисту»).

Для усиления образности и художественной выразительности речи автор применяет аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков. В данном случае, глухой звук «п» встречается так часто, что воспринимается как презрительное «пф».

Тест по стихотворению

Предметы