Анализ стихотворения «Учись у них – у дуба, у берёзы» Фета
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 267.
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 267.
Стихотворение ”Учись у них – у дуба, у берёзы” было написано Афанасием Фетом уже на склоне лет и получилось необычайно проникновенным. Краткий анализ “Учись у них – у дуба, у берёзы” по плану поможет ученикам 6 класса понять, почему оно было так тепло встречено читателями. Этот разбор можно использовать на уроке литературы, чтобы объяснить материал.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Учись у них — у дуба, у березы.
История создания – произведение написано в 1883 году в Москве, при этом опубликовано оно было только два года спустя, в 1885-м.
Тема стихотворения – человек и природа, их взаимодействие.
Композиция – линейная одночастная.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.
Олицетворения – “метель рвет листы”, “метель всё злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.
Эпитеты – “жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.
Метафоры – “застыли слезы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью”.
История создания
В конце 1883 года Афанасий Фет находился в Москве. Это был период, когда он много писал – и одним из стихотворений стало “Учись у них – у дуба, у березы”, написанное в последний день уходящего года. Это произведение, как отмечают биографы”, было буквально вырвано из сердца 64-летнего поэта. Неудивительно, что публика приняла его очень тепло. При этом в печать стихотворение попало только в 1885 году.
Тема
Афанасий Афанасьевич львиную долю своего творчества посвятил теме человека и природы, и “Учись у них – у дуба, у берёзы” также рассматривает именно её. Сквозь призму природных явлений автор показывает жизнь человека, в которой есть место для тягот и невзгод. Переносить их, по его мнению, следует так, как деревья переносят зимний холод: стойко и молча.
Фет не зря выбрал в качестве примера берёзу и дуб: он хочет сказать, что испытания могут настигнуть и слабых, и сильных. И вынести их также придётся и тем, и другим.
Композиция
Первая строфа показывает читателю зимний лес. Стоящие в нём деревья терпят невыносимую муку от зимней стужи, но всё же продолжают стоять, ожидая момента, когда эта мука закончится.
Вторая строфа демонстрирует зимнюю катастрофу в движении: к холоду прибавляется ветер, но деревья продолжают проявлять чудеса стойкости.
И не зря – в третьей строфе у них появляется надежда, ведь приходит весна с её оживляющим теплом. Фет старается показать, что в какой-то момент боль от всех потерь излечится и в жизнь снова придёт радость.
Написано стихотворение пятистопным ямбом, при этом Фет использует перекрестную рифмовку с мужской и женской рифмой.
Жанр
Это произведение написано в жанре лирического стихотворения. В нём читатель видит мысли и переживания лирического героя.
Средства выразительности
Несмотря на достаточно скромный объём произведения, в нём использовано действительно много художественных средств, помогающих раскрытию философской мысли, которая в него вложена. Это:
- Олицетворения –
“метель рвёт листы”, “метель все злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.
- Эпитеты –
“жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.
- Метафоры –
“застыли слёзы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью”
.
Все эти приемы характерны для лирики Фета, они помогают человеку понять существующую между ним и окружающим миром крепкую связь.
Тест по стихотворению
- /7Вопрос 1 из 7
В каком году А. А. Фет написал стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы»?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
- Гуля Айсаева6/7
- Дима Ретуев7/7
- Валентина Габуния7/7
- Юлия Тарханова7/7
- Дарья Семиохина6/7
- Енот Кузнецовский5/7
- Данис Абдрахманов7/7
- Самойлов Иван6/7
- Географ Астрономов6/7
- Ваня Разуваев7/7