Анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» Лермонтова

Традиционно это произведение М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 9 классе. В нашей статье вы сможете ознакомится с полным и кратким анализом “Прощай, немытая Россия” по плану.

Анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» Лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Прощай, немытая Россия.

История создания – 1841 год, после приказа покинуть Петербург, перед отправлением в ссылку на Кавказ.

Тема – непринятие общества и политики царской России.

Композиция – 2 четверостишия, образующих антитезу.

Жанр – стихотворение с чертами политической эпиграммы.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “страна рабов, страна господ”, “стена Кавказа”, “паши”.

Эпитеты “немытая Россия”, “преданный народ”, “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”.

Метонимия “голубые мундиры” .

Гипербола – “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”.

История создания

Стихотворение написано в 1841 году перед ссылкой поэта на Кавказ. Его личная жизнь снова неустроена, служба не приносила удовольствия, свобода творчества была практически ограничена. После очередной дуэли с участием Лермонтова его арестовали на основании слухов, было вынесено постановление о ссылке поэта на Кавказ (война там длилась около полувека) “в первую линию наступления”. Фактически это был смертный приговор, и автор понимал это, не зря его стихотворение начинается со слова “Прощай..”. Именно так в царской России поступали с неугодными людьми, которые мешали режиму, но были слишком яркими личностями, чтобы быть осужденными безвинно. Поэт написал гневное стихотворение зимой 1841 года, летом этого же года его не стало.

Тема

Неприятие общественных устоев и политического режима России. Обида и одиночество человека, непризнанного своей страной, не нужного ей. Невозможность жить в условиях слежки, доносов, низости и самоуправства. Это единственное стихотворение, в котором Лермонтов так откровенно осудил ту Россию, которая превратилась в безликую, раболепствующую, угнетённую страну. Он чётко разграничил тех, кто управляет “мундиры голубые”, “паши” и кто пресмыкается “им преданный народ“. Будучи человеком с тяжёлым характером, острым и язвительным, Лермонтов практически не имел друзей, не был уважаем в “благородном” обществе, за ним тянулась слава неуравновешенного, обозлённого человека. Этот факт способствовал тому, что он чувствовал себя чужим на балах и светских раутах, ему были неинтересны пышные приёмы, где он часто вступал в конфликты, бросал колкости в адрес присутствующих.

Идея – поэт не принимает раболепское мышление и образ жизни дворянства, вездесущий контроль со стороны жандармерии, которая была одинакова нелюбима гражданскими и военными. Их способы управления и воздействия на думающих людей поэт презирал, как и самого царя. Искренняя любовь к России, как матери, её природе, красоте и обычаям – вот то, что ценил Лермонтов. До конца жизни он был ярым патриотам, не смотря на отношения с властью.

Лирический герой в стихотворении печален и разочарован, он потерян и угнетён. Яркой антитезой звучит сравнение “немытой” России и гордого свободного Кавказа. Такой обидный эпитет родина заслужила за то, что она погрязла во лжи, чинопреклонении, доносах и угодничестве.

Композиция

Небольшое произведение – всего два четверостишия – уместило целую эпоху и характеристику общества 19 века. В первой строфе поэт прощается со всем, что его тяготит, в этих строках чувствуется боль и разочарование. Во второй строфе лирический герой выражает смутную надежду найти своё место “за стеной Кавказа“, где нет отвратительного мировоззрения и устоев, характерных для Москвы и Петербурга (“всевидящих глаз и всеслышащих ушей“).

Ощущение присутствия лирического героя достаточно значимо благодаря формам глаголов, которые использует автор и эмоциональной субъективности во второй строфе.

Жанр

Стихотворение, затрагивающее тему человека и толпы, непринятия пороков современного общества. В произведении есть черты эпиграммы, оно ярко высмеивает “всевидящий и всеслышащий” режим, рабское сознание людей, их недостатки. Как и эпиграмма, оно обращено к конкретному адресату, даже к нескольким “мундирам”, “народу”, “немытой” родине. С. Наровчатов назвал стихотворение “эпитафией всей николаевской России”.

Размер стихотворения: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Средства выразительности

Незабываемые авторские эпитеты, которые делают стих произведения непревзойдённо “лермонтовским”: “немытая Россия”, “преданный народ”, “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”. Последние два словосочетания являются также тонкими сатирическими гиперболами.

Метонимия “голубые мундиры” используется вместо озвучивания слова “жандармы”.

Метафоры – “страна рабов, страна господ”, “стена Кавказа”, “паши”.

Тест по стихотворению

Предметы