Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

Относящееся к позднему творческому наследию стихотворение “Тучи” написано в сложный для Лермонтова жизненный период и связано с травмирующими событиями. Краткий анализ “Тучи” по плану поможет рассказать ученикам 6 класса, что это были за события, и раскроет смысл произведения. Материал используется на уроке литературы и как основной, и как дополнительный.

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.

История создания – Лермонтов написал это стихотворение в 1840 году. На следующий день поэту предстояло отправляться на Кавказ из Петербурга, и в вечер написания он прощался с друзьями. Напечатано оно в том же году в сборнике с простым названием “Стихотворения”.

Тема стихотворения – несвобода и одиночество.

Композиция – одночастная, стихотворение состоит из трех строф, в которых лирический герой ведет разговор с тучами.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный дактиль с богатой рифмой.

Эпитеты – “степью лазурною”, “милый север”, “цепью жемчужною”, “вечные странники”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.

Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

История создания

В 1840 году Лермонтов был отправлен в кавказскую ссылку во второй раз. Произошло это в апреле, после того, как состоялась скандальная дуэль между Михаилом Юрьевичем и молодым французом де Барантом, сыном посла.

Очевидцы засвидетельствовали, что написано это произведение на квартире у Карамзиных в Петербурге, где собрались его друзья, чтобы попрощаться. Очевидно, что поэта вдохновили тучи, которые проплывали над Невой. К ним он и обращался в поэтический строках, с тоской предчувствуя расставание с друзьями и Родиной.

Напечатаны впервые “Тучи” были в том же году – они завершили сборник под названием “Стихотворения”.

Тема

Произведение посвящено достаточно традиционной для Лермонтова теме одиночества. В нем звучит мотив изгнания, который был частью драматического образа “лишнего человека” того времени.

Основной конфликт произведения имеет в своей основе мысль, что лирический герой чувствует себя изгнанником, причем это не является его добровольным решением. С учетом того, что написано оно в то время, когда Михаил Юрьевич стремился к преодоледнию старого конфликта между собой и окружающим миром, он представляется еще более драматичным.

Еще одна тема, поднятая автором, – любовь к Родине.

Композиция

Композиция состоящего из трех четверостиший-строф стихотворения построена на таком приеме, как сравнение.

В первой строфе показано сравнение лирического героя с тучами: он чувствует возникшее с ними внутреннее родство: он тоже движутся не по своей воле, их гонит своенравный ветер. И человек – тоже странствует, несчастный, обреченный одиноко брести по жизненной дороге.

Вторая строфа – это перечисление человеческих пороков, ненавистных поэту. Он использует риторические вопросы, чтобы показать, какие наихудшие черты часто демонстрируют люди, не задумываясь о последствиях своих поступков.

А третья строфа – это осознание того, что даже тучи не понимают страдающего и тоскующего лирического героя – в отличие от него, им чужды какие-либо чувства. Финал особенно горек: Михаил Юрьевич говорит о своем одиночестве и невозможности принимать решения за себя.

Жанр

Это стихотворение относится к жанру философской лирики. Автор размышляет не только о том, что он одинок, но и высказывает идею о том, что человек и природа разобщены. Он показывает противоположности: поэта-изгнанника, который зависит от воли царя, – и тучи, являющиеся частью свободной природы. Прослеживаются в тексте и не столь явные философские противопоставления: тучи холодны – сердце лирического героя наполнено переживаниями, они бесчувственны – он страдает. Люде не способны сделать то же, что и тучи, то есть подняться над внешней суетой. Они не могут сосуществовать с миром окружающим, поэтому им не дано достичь гармонии и со своим внутренним миром.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем с перекрестной рифмовкой. Особо стоит отметить, что в нем использована богатая рифма.

Средства выразительности

Поэт наполнил этот стих разнообразными тропами. Так, он использовал:

  • Эпитеты – “степью лазурною”, “милый север”, “цепью жемчужною”, “вечные странники”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.
  • Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

Олицетворения, с одной стороны, показывают, что лирический герой хочет понять природу, с другой – помогают выразить его собственные чувства. Через образ туч и обращение к ним раскрывается внутренний мир героя, описываются его взгляды и передаются переживания.

Анафора, также использованная Лермонтовым, подчеркивает мысль о многообразии человеческих подлостей – не только преступление, якобы совершенное человеком, но и клевета друзей может стать причиной изгнания.

Тест по стихотворению

Предметы