Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина

Пушкин с определенного возраста часто размышлял, что живет не так, как желал бы – и стихотворение “Брожу ли я вдоль улиц шумных” стало плодом этих раздумий. Чтобы понять, как сам автор относился к себе, просто прочесть его недостаточно – для этого может использоваться краткий анализ “Брожу ли я вдоль улиц шумных” по плану. Он поможет ученикам 10 класса, изучающим творчество поэта на уроке литературы, лучше понять смысл произведения.

Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Брожу ли я вдоль улиц шумных.

История создания – написано оно было 1829 году и имеет два варианта написания, причем в изначальном лирический герой напрямую рассказывает о том, что он преследуем идеями о конечности жизни, однако же в окончательном эти размышления значительно смягчены.

Тема – неизбежность смерти, рассуждения о ней.

Композиция – произведение состоит из двух частей. Первая включает четыре строфы и целиком посвящена тому, что лирический герой размышляет о конце. Вторая рассказывает о ее времени и месте.

Жанр – элегия с элементами реализма.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием, перекрестной рифмовкой и чередованием мужской и женской рифмы.

Метафоры“мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.

Эпитеты“улицы шумные”, “храм многолюдный”, “юноши безумные”, “дуб уединенный”, “младенец милый”, “предел милый”, “жизнь младая”, “краса вечная”, “век забвенный”, “охладелый прах”, “бесчувственное тело”.

История создания

Пушкин, хоть и был к тридцати годам уже известным поэтом, не воспринимался светским обществом всерьез. К тому же из-за финансовых проблем он вынужден был вместо того, чтобы заниматься творчеством, ходить на службу, которую ненавидел. Все это навевало на поэта достаточно грустные размышления, которые он и воплотил в стихе “Брожу ли я вдоль улиц шумных”.

Написано это произведение было в 1829 году и уже в следующем, 1830-м, увидело свет в “Литературной газете”.
Существовало две редакции этого стихотворение – в окончательной Пушкин смягчил прямолинейные формулировки из первой, когда лирический герой не намекал, а сразу говорил о том, как неотступно преследую его мысли о смерти.

Тема

Несмотря на то, что посвящено произведение рассуждениям о неизбежной смерти и на первый взгляд кажется мрачным, на деле оно достаточно оптимистично. То есть несмотря на то, что смерть человека печальна, это не означает, что тление торжествует. В итоге жизнь продолжается через вечное возрождение природы и следующие поколения.

Пушкин, будучи большим жизнелюбом, даже в тоскливых размышлениях говорит о том, что смертность всего живого только оттеняет великую красоту жизни.

Композиция

Стихотворение условно подразделяется на две равные части по четыре строфы в каждой. Первая построена таким образом, что в каком бы месте не оказался лирический герой, все в итоге приводит его к мыслям о смерти. Вторая часть также посвящена этой теме, но в ней сосредоточены размышления и времени и месте этого события.

Рассуждения, которым предается поэт, последовательны. Мысль развивается от размышлений о смерти конкретного человека до глобальной идеи смертности и возрождения всего живого. Причем лирический герой говорит о том, что даже после неизбежного увядания остается нечто дорогое и вечное.

Жанр

Это классическая элегия с реалистичными мотивами, которая посвящена печальным раздумьям. Лирический герой, думая о конце жизни, внутренне смиряется с этим.

Написана она четырехстопным ямбом с пиррихием, причем стремление автора к созданию четкого ритмического рисунка очевидно. Пушкин использует перекрестную рифмовку, чередуя при этом мужскую и женскую рифму. Все это придает элегии характер рассуждения, делает ее способом обретения душевного покоя как для самого поэта, так и для читателя.

Средства выразительности

Проникновенность этого произведения подчеркивается богатством выразительных средств, которые Пушкин использует для передачи своей мысли. Это:

  • Метафоры “мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.
  • Эпитеты “улицы шумные”, “храм многолюдный”, “юноши безумные”, “дуб уединенный”, “младенец милый”, “предел милый”, “жизнь младая”, “краса вечная”, “век забвенный”, “охладелый прах”, “бесчувственное тело”.

Все они подчеркивают характерный для элегии высокий стиль и тем или иным образом связаны с описываемой тематикой. Они подчеркивают одну из основных мыслей произведения: каждый достигший зрелости человек должен не просто задуматься о смерти, но научиться жить с тем, что она придет и за ним.

Тест по стихотворению

Предметы