Анализ стихотворения «Цветок» Пушкина

Анализ стихотворения «Цветок» Пушкина
4.9

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 27.

Обновлено 22 Мая, 2021
4.9

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 27.

Обновлено 22 Мая, 2021

Ярко выражающее внутренний конфликт поэта, стихотворение Пушкина “Цветок” занимает особое место в его творческом наследии. Чтобы понять почему, требуется изучить краткий анализ “Цветок” по плану. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 8 классе для углублённого объяснения темы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цветок.

История создания – “Цветок” написан в 1828 году, когда поэт уже полтора года как жил в Петербурге. Напечатано стихотворение в следующем, 1829 году, в журнале “Галатея”.

Тема стихотворения – прошедшая любовь, символом которой стал засохший цветок.

Композиция – одночастная: поэт просто рассказывает о мыслях, которые посетили его после того, как он нашёл между страниц книги вложенный туда цветок.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Эпитеты –“засохший, безуханный цветок”, “странная мечта”, “чужая, знакомая рука”, “нежное свиданье”, “роковая разлука”, “одинокое гулянье”.

Метафоры“душа наполнилась мечтой”, “где их уголок”, “или они уже увяли”.

Сравнение“как сей неведомый цветок”.

История создания

В 1828 году, когда было написано стихотворение “Цветок”, Александр Сергеевич уже полтора года жил в Петербурге по разрешению императора. Однако город быстро ему наскучил, да и сложные жизненные обстоятельства не располагали к веселью. К тому же поэт понимал, что пришло время прощания с беззаботной юностью. Все это и стало причиной написания простого по сюжету, но сложного по содержанию произведения.

Его напечатали уже в 1829 году в журнале “Галатея”.

Тема

Стихотворение посвящено любви, которая может окончиться разлукой. Чувства в любом случае мимолетны, поэтому нужно ценить то время, которое проведено с любимым человеком. Основная тема – быстротечность любви и ценность каждой минуты счастья, которое отпущено человеку.

Композиция

Лирический герой этого написанного Александром Сергеевичем произведения – мечтатель, который, найдя засохший цветок, сразу начинает предполагать, что с ним связана какая-то прекрасная романтическая история. И благодаря этому увядшее растение сразу приобретает особую ценность. Рассматривая его, он также думает о том, что порой от людей, проживших целую жизнь, наполненную разнообразными эмоциями, остаётся только цветок между книжных страниц.

Образ влюблённой пары, который возник в воображении лирического героя, вызывает ещё больше вопросов: были ли их чувства взаимны, сорван ли цветок во время последнего или первого свидания, остались ли они вместе и живы ли вообще? С помощью риторических вопросов поэт как будто приглашает читателя также представить историю, которая могла бы быть связана с находкой.

Например, сорвать цветок могли и во время одинокой прогулки, использовав вместо закладки, а значит, никакой любовной истории вовсе и не было.

Несмотря на то, что разгадать тайну находки невозможно, сам поиск ответов – уже увлекательное путешествие.

Для создания ритмического рисунка поэт использует свой любимый четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой. С его помощью он напоминает о том, что в общем смысле жизнь человека не длиннее жизни цветка, а значит, не следует тратить её попусту.

Жанр

Это лирическое стихотворение, где Пушкин, с одной стороны, рассуждает на вечные темы, с другой – передает ту эмоциональную напряжённость, которую вызывает в главном герое его находка.

Средства выразительности

Используя классические художественные приемы, Пушкин создаёт и настроение, и атмосферу. В стихотворении употреблены такие тропы:

  • Эпитеты “засохший, безуханный цветок”, “странная мечта”, “чужая, знакомая рука”, “нежное свиданье”, “роковая разлука”, “одинокое гулянье”.
  • Метафоры “душа наполнилась мечтой”, “где их уголок”, “или они уже увяли”.
  • Сравнение “как сей неведомый цветок”.

Александр Сергеевич, который в период написания находился в глубоком душевном кризисе, не даёт точных ответов на заданные им же самими вопросы. Но образ цветка, который символизирует любовь и жизнь, с одной стороны, и печальную разлуку, с другой, даёт возможность читателю найти свои ответы. Лирическая грусть и нежность, которые переполняют сердце лирического героя, переданы удивительно точно.

Тест по стихотворению

  1. /7
    Вопрос 1 из 7

    В каком году А. С. Пушкина написал стихотворение "Цветок"?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

  • Павел Суедов
    7/7
  • Алина Нигматулина
    6/7
  • Marina Acatrinii
    7/7
  • Настя Иванова
    7/7
  • Влад Нефёдов
    6/7
  • Ася Иванова
    7/7
  • Мухаббат Алиева
    6/7
  • Елизавета Багрова
    7/7
  • Ваня Бургуджи
    5/7

Рейтинг анализа

4.9

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 27.


А какую оценку поставите вы?

закрыть