Анализ стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете» Симонова

Великая Отечественная война стала почвой для создания патриотической лирики. Одним из самых популярных произведений этого трагического периода стало творение К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». В школе его изучают 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Майор привез мальчишку на лафете» по плану.

Анализ стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете» Симонова

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1941 г., когда советские войска готовы были отступить под натиском врага.

Тема стихотворения – жизнь детей во времена Великой Отечественной войны.

Композиция – Стихотворение построено как монолог солдата о судьбе мальчика. В нем можно выделить несколько смысловых частей: рассказ о том, как мальчик попал к солдатам, обращение лирического героя к невидимому собеседнику. Формально произведение делится на катрены.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«за десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней», «ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца».

Эпитеты«исцарапан лафет», «отец ранен», «разбита пушка», «седой мальчишка», «воинский закон».

История создания

Анализируемое стихотворение было написано в 1941 г. Его автор был военным корреспондентом, поэтому был в курсе всего, что происходило на фронте. Великая Отечественная война застала советских солдат врасплох. Плохо подготовленные, они готовы были отступать.

Писатели поднимали боевой дух войска своими произведениями. Не исключение и К. Симонов. Его стихотворения были очень популярными. Защитники Отечества переписывали их, заучивали. Произведение «Майор привез мальчишку на лафете…» тоже быстро распространилось на фронте и до сегодняшнего дня является одним из самых известных военных стихотворений в русской литературе.

Тема

Главная тема произведения К. Симонова – судьба детей войны. В контексте нее автор поднимает проблемы сиротства, взаимопомощи, долга перед родиной. В центре стихотворения мальчик, привезенный майором. Об истории ребенка рассказывает лирический герой, под образом которого скрывается солдат-очевидец. Второстепенные герои – отец мальчика, майор и невидимый адресат, к которому обращается лирический герой.

В первых катренах лирический герой рассказывает, как маленький мальчик попал к солдатам. Его мать погибла, а раненный отец решил отдать судьбу сына в руки сослуживцам: «Отцу казалось, что надежней места отныне в мире для ребенка нет». Отец знал, что боевые товарищи не бросят мальчишку.

Портрет главного героя схематичный. Автор обращает внимания лишь на отдельные детали, играющие важную роль в раскрытии темы. Ребенок спит на лафете, обняв игрушку. Он, наверное, еще не осознал, что стал сиротой. От такой картины сжимается сердце. Поэт замечает, что ребенок седой. Эта детали достаточно, чтобы представить, что пришлось вытерпеть маленькому человеку.

После лаконичного портрета следуют стихи обращенные к невидимому адресату, который никогда не бывал на фронте и не видел всех ужасов войны. Можно предположить, что под этим образом скрывается женщина, которая просит солдата вернуться домой, доказывая, что всех не спасешь. Лирический герой рассказывает, почему не может так просто оставить фронт: горе мальчика «оборвало сердце» солдата. Теперь защитник не может вернуться домой, не освободив родные земли от врага. Он знает, что только так можно защитить детей от несчастливой военной судьбы.

Композиция

По смыслу произведение делится на несколько частей: рассказ о том, как мальчик попал к солдатам, обращение лирического героя к невидимому собеседнику. Формально стихотворение состоит из катренов.

Жанр

Жанр – элегия, так как лирический герой печально рассказывает об увиденном, заканчивая свой монолог раздумьями о проблеме долга перед Родиной, детьми. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Для объединения строк использована перекрестная рифмовка.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и создания образа ребенка К. Симонов использовал языковые средства. Их в тексте не очень много, так как строки написаны от имени простого солдата. В стихотворении есть метафоры «за десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней», «ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца» и эпитеты «исцарапан лафет», «отец ранен», «разбита пушка», «седой мальчишка», «воинский закон».

Тест по стихотворению

Предметы