Законы фотоэффекта

4.6

Из курса физики 11 класса известно, что фотоэффект — это выбивание электронов из атомов вещества в результате воздействия на вещество световым излучением. Рассмотрим кратко основные законы фотоэффекта.

Явление фотоэффекта

Фотоэффект был открыт во второй половине XIX в. Было обнаружено, что электрические свойства вещества заметно меняются при облучении, причем наиболее сильно изменение происходит при УФ-излучении.

В 1873 г. С. Уиллоуби заметил, что электропроводность селена при облучении заметно меняется. А в 1887 г. Г. Герц открыл, что искровой пробой газа при облучении значительно облегчается.

Эти опыты раскрывают два вида фотоэффекта — внутренний и внешний. В обоих случаях электроны внешних оболочек атома под действием облучения покидают атом. Но при внутреннем фотоэффекте они остаются в веществе. Именно поэтому электропроводность селена увеличивалась: в нём появлялись свободные носители заряда — электроны. А при внешнем фотоэффекте электроны выходят из вещества. Именно поэтому облегчается искровой пробой газа — в газе появляются электроны, которые под действием поля разгоняются и ионизируют газ, создавая искровой пробой.

Законы фотоэффекта А. Столетова

Наиболее глубокое исследование фотоэффекта было проведено в конце XIX в. А. Столетовым. Хотя механизм фотоэффекта был установлен лишь в начале XX в., А. Столетов смог вывести количественные закономерности, описывающие фотоэффект, которые сейчас носят его имя.

В опытах использовался стеклянный вакуумный баллон с двумя электродами. Катод мог освещаться через специальное стекло, напряжение между электродами могло задаваться экспериментатором.

Рис. 1. Опыт Столетова.

Первый закон фотоэффекта Столетова звучит так: фототок насыщения пропорционален световому потоку, падающему на катод. Объясняется этот закон тем фактом, что фототок — это движение электронов, выбитых из катода в результате фотоэффекта. При нулевом напряжении выбитые электроны летят во все стороны, и некоторые достигают анода — возникает ток. При повышении напряжения все больше электронов достигают анода, ток растет, но только до тех пор, пока до анода не будут долетать все выбитые электроны.

Второй закон фотоэффекта Столетова гласит, что кинетическая энергия фотоэлектронов не зависит от интенсивности падающего света, а зависит от его частоты и возрастает с частотой. Объяснить этот закон в рамках классической электродинамики невозможно, его смогли объяснить только с разработкой квантовой теории фотоэффекта.

Третий закон фотоэффекта Столетова гласит, что существует некоторая минимальная частота облучения, ниже которой фотоэффект сразу же исчезает. Эта минимальная частота была названа «красной границей фотоэффекта», и она специфична для каждого вещества.

Законы фотоэффекта Столетова
Рис. 2. Законы фотоэффекта Столетова.

Теория фотоэффекта А. Эйнштейна

В 1905 г. А. Эйнштейн на основе идеи Планка о квантовой природе света разработал теорию фотоэффекта, объясняющей все законы Столетова. Он предположил, что свет существует только в виде порций-квантов (фотонов). Излучаться и поглощаться может только квант целиком. А энергия кванта пропорциональна его частоте ($h$ — постоянная Планка):

$$E=h\nu$$

При фотоэффекте, согласно законам сохранения, часть этой энергии пойдет на то, чтобы сорвать электрон с орбиты (работа выхода $A$), а остаток электрон получит в виде кинетической энергии. Таким образом, получаем формулу, объясняющую второй и третий законы фотоэффекта:

$$h\nu=A_{вых}+{m_ev^2\over 2}$$

Действительно, если работа выхода постоянна, то кинетическая энергия выбитых электронов будет зависеть только от частоты облучения. Когда частота снизится настолько, что энергии фотона будет недостаточно для совершения работы выхода, фотоэффект сразу же прекратится.

Теория фотоэффекта Эйнштейна
Рис. 3. Теория фотоэффекта Эйнштейна.

Фотоэффект — это выбивание электронов из атомов вещества при облучении их светом. А. Столетов вывел три закона фотоэффекта, два из которых объяснил А. Эйнштейн в рамках разработанной им теорией фотоэффекта.

Фотоэффект был открыт в в:

• Владимир Веселый