Биография Витте

Одним из самых выдающихся деятелей Российской империи периода правления Александра III и Николая II был Сергей Юльевич Витте. Его годы жизни – 1849-1915, а деятельности на важных государственных постах – с 1889 по 1906 год. Он успел проявить себя во внутренних и внешних делах.

Биография Витте – XIX век

Фамилия у Сергея Юльевича немецкая. Он происходил из семьи балтийских немцев, но его матерью была дочь саратовского губернатора, а отец после заключения брака перешел в православие из лютеранства.

Сергей Витте

Рис. 1. Сергей Витте.

До 1865 молодой Сергей Витте жил в современном Тбилиси, который тогда назывался Тифлис. Оттуда его семья переехала сначала в Кишинев, а потом в Одессу, где Сергей Юльевич поступил в Новороссийский университет. После его окончания в 1870 году он начал карьеру в канцелярии Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства. Следующим местом его работы стало управление Одесской железной дороги, где он поднялся до должности руководителя службы эксплуатации.

В годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов он отличился при перевозке солдат к местам боевых действий и был замечен великим князем Николаем Николаевичем (сын императора Николая I). В Петербург он переехал в 1879 году. В столице он занялся разработкой проекта устава железных дорог Российской империи. Работа в Петербурге оказалась недолгой и в 1880 году Сергей Юльевич переехал в Киев для работы в администрации Юго-Западных железных дорог.

На новом рабочем месте его начальником стал ученый Иван Вышеградский, который через несколько лет станет министром финансов России. В 1880-ые годы Витте познакомился с императором Александром III, которого заинтересовал своими взглядами на развитие железных дорог. По просьбе императора он перешел на службу в департамент железнодорожных дел при министерстве финансов, то есть снова уехал в Петербург в 1889 году.

В 1891 году он совместно с Д. Менделеевым разработал новый таможенный тариф России. Он стал защитным барьером для молодой российской промышленности.

В 1892 году Витте на несколько месяцев занял пост министра путей сообщения. За короткий срок он провел реформу железнодорожных тарифов и ликвидировал скопления застоявшихся грузов.

В том же 1892 году Сергей Юльевич получил назначение на должность министра финансов, которую занимал 11 лет. Этот период стал самым продуктивным в биографии Витте. За эти годы он успел:

  • Ускорил строительство Транссибирской магистрали.
  • Заключил выгодный 10-летний торговый договор с Германией в 1894 году.
  • С 1895 года стал вводить винную монополию.
  • Добился соглашения империи Цин (Китая) на строительство КВЖД в Маньчжурии.
  • Провел денежную реформу 1897 года и обеспечил рубль золотом. Это повлекло рост притока иностранных капиталов и инвестиций.
  • Провел в 1898 году реформу налогообложения торговли и промышленности.
  • Принял участие в решении крестьянского вопроса. Например, добился отмены круговой поруки в общине и телесных наказаний.

В период работы Сергея Витте в сфере железнодорожных перевозок в российских поездах появились знаменитые металлические подстаканники. Они были устойчивее обычных кружек и поэтому используются до сих пор.

Витте Сергей

Рис. 2. Витте Сергей.

Последние годы жизни

К 1900 году Витте занимал не только министерскую должность, но и получил чин действительного статского советника. В 1903 он стал председателем Комитета министров. Фактически это была почетная отставка, хотя Сергей Юльевич в 1903 стал также членом Государственного совета и членом комитета финансов, а в 1911-1915 был председателем последнего. В 1904 им был заключен еще один торговый договор с Германией.

В 1905 году он отправился в США, чтобы в городе Портсмуте подписать мирный договор с Японией. В том же году Витте получил титул графа, принимал участие в подавлении революции и в составлении Манифеста 17 октября. В короткий период на рубеже 1905-1906 годов он работал председателем обновленного Совета министров. В 1906 вел переговоры с Францией о займе. В отставку он ушел в 1906 году по своему желанию, жил в Петербурге, написал мемуары, пережил покушение и умер в феврале 1915 года от менингита.

Витте подписал Портсмутский мир с Японией. Он начале XX века выступал против экспансии на Ляодунском полуострове, который стал театром боевых действий. Условия договора были таковы, что Россия уступила Японии не только Порт-Артур, но и половину острова Сахалин, поэтому граф получил прозвище “Полусахалинский”.

Граф  Сергей Витте

Рис. 3. Граф Сергей Витте.

Что мы узнали?

Краткую биографию Витте Сергея Юльевича необходимо знать для лучшего понимания истории России в конце XIX-начале XX века. Он проявил себе в таких сферах, как финансы и железные дороги, а также во внешней политике.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 148.

Предметы