План лирического анализа стихотворения

Составление плана лирического анализа стихотворения является важной задачей школьника на уроках литературы. Он помогает понять, что именно хотел выразить автор в своем произведении, какие идеи он хотел донести до читателя.

Для чего нужен план?

В школе часто просят составить план разбора стихотворения. Многим школьникам это занятие кажется очень скучным. Но на самом деле комплексный анализ лирического произведения способен дать больше знаний ученикам, чем они могут ожидать. Следуя пунктам плана, ученик изучает новую информацию, благодаря которой понимает в дальнейшем, с какой целью было написано то или иное стихотворение.

Также план помогает вычленить самую главную информацию о произведении, которая необходима при описании и пересказе изученного материала.

Перед началом составления плана стихотворение должно быть прочитано и понято учеником, если встречаются какие-либо незнакомые слова, их значение следует посмотреть в словаре.

Толковый словарь Даля

Рис. 1. Толковый словарь Даля.

План анализа стихотворения

План анализа лирического текста составляется в следующем порядке:

  • Инициалы автора и название стихотворения. В этом абзаце должен присутствовать историко биографический материал: краткая биография автора, что привело его к написанию данного произведения. Важно указать какое место в творчестве поэта занимает это лирическое произведение.
  • Жанр произведения (чаще всего лирическое стихотворение), а также основная идея и тематика.
  • Сюжет и композиция.

В большинстве стихотворениях сюжет отсутствует, так как они относятся к жанру лирики, а не к повествованию.

  • Образ лирического героя

Лирический герой не является автором, а автор не является лирическим героем. Мнение автора может совпадать или не совпадать с мнением лирического героя.

  • Художественные средства выразительности. Важным компонентом целостного анализа является наличие художественно-выразительных средств. Благодаря им раскрывается художественный мир, который рисует автор, становится видна глубина произведения. К художественным средствам выразительности относятся: эпитет, метафора, антитеза, синекдоха, литота, гипербола, оксюморон и многие другие.
  • Рифма, ритм, стихотворный размер. Рифма может быть смежной, перекрестной или кольцевой. Стихотворные размеры можно разделить на две группы: двухсложный (ямб, хорей) и трехсложный (анапест, дактиль, амфибрахий).
  • Собственное мнение. В конце анализа необходимо сделать вывод и выразить собственное мнение о прочитанном. Важно сказать понравилось ли стихотворение или нет, и почему? Все доводы должны быть аргументированы.

Что мы узнали?

В данной статье приведен план анализа стихотворения, его особенности и характеристики. Здесь приводятся пояснения с какой целью используют план после прочтения стихотворения на уроках литературы. Также перечисляются пункты, которые должен содержать в себе любой план (например, информация об авторе, художественно-выразительные средства, вывод).

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Для чего нужен план?

Начать тест(новая вкладка)
Доска почёта
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 187.

Предметы