Анализ сказки Городок в табакерке
Анализ сказки «Городок в табакерке» Одоевского поможет разобраться в сложном устройстве реального мира, взаимосвязей и противоречий.
Мальчик Миша внимательно слушает рассуждения отца, он с интересом изучает строение подарка – музыкальной табакерки. Увлекшись строением игрушки, мальчик не замечает, что оказывается внутри города в табакерке. Жители объясняют устройство инструмента, а на самом деле происходит сопоставление волшебной страны с реальной жизнью.
Мальчики – колокольчики учат терпению, выдержке. Они изо дня в день занимаются одним и тем же, но это им не надоедает, правда, хочется новых знаний и умений. Сравнить можно со школой, здесь повторяются уроки, не всегда сразу виден результат. Мальчики объясняют, как важен труд, как нелепа праздная жизнь. Дядьки-молоточки стучат по колокольчикам. Дядьки тонкие и высокие, носы их длинные и смешные. Заставляет дядек стучать Валик. Он считает себя надзирателем в музыкальной шкатулке. На самом деле ни за кем он не смотрит, а только делает важный вид. Сколько таких Валиков в реальной жизни? Они бесполезны, выполняют никчемный труд, но выдают себя за «генералов».
Интересно, что главная роль в табакерке отдана женскому персоналу. Это душа табакерки, царевна – Пружинка. Она приводит в движение всех. Один цепляет другого, и звучит музыка. Мальчик решает проверить, точно ли от нее зависит работа устройства. Он прижимает детальку, и она вылетает наружу. Мальчик в страхе просыпается. Он понимает, что все происходило с ним не в реальности, а в вымышленной волшебной стране.
Городок волшебной музыкальной страны – микромодель любого места, где живет человек. Все в городе зависит от труда, даже незначительное движение одной детали связано с работой всего государства в целом. Сказочный сон помогает понять, насколько важен в государстве каждый человек, что не бывает незначительного труда и лишних людей.