Базаров: анализ героя
Евгений Базаров, студент, нигилист, материалист, загадочная личность. Этот герой ‒ представитель новой философии, нового социального слоя ‒ разночинной интеллигенции.
Евгений ‒ выходец из семьи врача и дворянки, однако ничего дворянского, кроме статуса, в нем нет. Одни его красные руки показывают, что он скорее относится к трудовому народу. Базаров любит выходы в свет, но это скорее из интереса общения с людьми и для забавы, а не для того, чтобы завести полезные знакомства и подчеркнуть свой статус новым костюмом, который, кстати, у Базарова появлялся крайне редко.
Базаров выступает против общепринятых норм, идеалов, культуры. Он верит только в то, что может иметь настоящее подтверждение, поэтому ему незнакомы любовь, привязанность, он не умеет наслаждаться произведениями искусства и красотами природы. Это ставит его в противовес «отцам» и их моральным нормам.
Базаров ‒ революционер против моральных устоев. Отсюда его желание спорить с Павлом Петровичем и другими представителями «старого света». В этом противостоянии заключается одна из основных мыслей романа ‒ что лучше, старое или новое, отказ от общепринятого или противостояние новому.
Автор приходит к выводу, что новой философии не место в обществе. Поэтому вводит в повествование любовь. Базаров влюбляется в Одинцову.
Герой пытается отрицать влюбленность, однако понимает, что внутренние изменения уже произошли ‒ его душа открылась любви, прекрасному, жизни. Нигилизму приходит конец.
Несостоятельность новой философии автор доказывает смертью героя. Базаров умирает, принимая смерть смело, отважно, по взрослому. Тургенев говорит ‒ время Базаровых, может быть, в будущем, а в XIX веке все же им пока не место. Общество не готово принять и понять их философию.