Чистый понедельник, сочинение
В бунинском рассказе – новелле “Чистый понедельник” (1844 г.) отправным моментом анализа может стать само название. В религиозном календаре чистый понедельник, следующий за прощённым воскресеньем, – это первый день Великого поста, в который верующие люди в мыслях, молитвах очищались от масленичных увеселений и излишеств в пище и настраивались на праведную жизнь, чтобы достойно встретить Пасху.
В такой день делает свой жизненный выбор главная героиня рассказа – она уходит от мирской жизни в монастырь, чтобы посвятить себя Богу. В центре повествования – она и влюблённый в неё герой-рассказчик (возможно, его прототипом является сам писатель). Ни читатель, ни герой не ждут подобной развязки в отношениях. Казалось, её ничто не предвещало. Молодые, богатые, красивые люди, встречаясь каждый день, вели беззаботную жизнь: обеды в ресторанах, театр, поездки к цыганам. Красавица рассеянно принимала цветы и шоколад, выборочно читала подаренные книги.
Бунин, как тонкий психолог, показывает, что подлинное знание и понимание человека не даётся наблюдением за внешней стороной его жизни. Любой человек – загадка. Что происходило в душе обожаемой дамы, не знал и даже не догадывался прямолинейный в своих желаниях кавалер. Он только никак не мог объяснить её молчание, будто девушка прислушивалась к себе. Часто она долго смотрела перед собой, пытаясь что-то понять. В ней шла борьба, поиск пути, смысла жизни.
Она ходит на какие-то курсы, интересуется историей, в её комнате висит портрет Толстого и она цитирует любимого героя писателя – Платона Каратева. Внутренняя работа в её душе совершается давно. Не зря героиня сняла квартиру с видом на храм; много обителей, церквей она обошла, слушая церковное пение и вникая в ход службы. Эта сторона жизни девушки не известна герою, и только накануне решительного шага она приоткрыла ему дверь в свой тайный мир, позвав на кладбище Ново-Девичьего монастыря.
Героиня как личность несравненно глубже и тоньше своего говорливого кавалера. Она понимает, что духовной близости с ним не будет, но не осуждает его и пытается какое-время жить как он, не обманывая его надежд на полную близость. Но не этого ищет её душа. Как настоящий мастер, Бунин использует приём недосказанности и даёт читателю возможность домыслить то, что осталось между строк. Возможно, ранняя встреча со смертью, когда умерла её мать, дала героине понимание тщетности и скоротечности земных удовольствий и земного счастья и устремила её на поиски вечного?