Этапы творчества Островского
Корифей русской драмы и знаток жизни всех слоёв русского общества, А. Н. Островский прошёл в становлении своего мастерства 4 этапа: от пробы пера в стиле натуральной школы в 40-50-е годы – до создания тонкой психологической драмы в 70-80-е.
I. 1847 – 1851 гг. – раннее творчество.
Пьесу “Семейная картина” (1847 г.) писатель считал началом своего поприща, хотя до этого им были написаны “Записки замоскворецкого жителя” и “Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс…” Последовавшая после “Семейной картины” в 1849 году пьеса “Банкрот” (“Свои люди – сочтёмся”) имела большой успех в напечатанном виде (в журнале “Москвитянин”, № 6). Она не была допущена к постановке из-за острой социально-политической направленности. Над автором, вошедшим с этой пьесой в большую литературу, был установлен негласный надзор. Первый период творчества отмечен стремлением следовать критическому реализму, бывшему знаменем натуральной школы.
II. 1852 – 1854 гг. – период “молодой редакции” журнала “Москвитянин”.
Островский с единомышленниками организовал при журнале “Москвитянин”, с которым сотрудничал, “молодую редакцию”. Её участники живо интересовались фольклором, народным бытом, обычаями, являясь выразителями славянофильства. Под его влиянием созданы драмы “Не в свои сани не садись”, “Бедность не порок”, “Не так живи, как хочется””.
III. 1855 – 1860 гг. – Островский переходит на революционно-демократические позиции накануне антикрепостнической реформы.
В пьесах этого периода: “В чужом пиру похмелье”, “Доходное место”, “Воспитанница”, “Гроза” – драматург освобождается от утопий славянофильства. Образы купцов-самодуров и их жертв заслонил героический характер Катерины, бросившей вызов “Тёмному царству”.
IV. 1861 – 1886 гг. – самый продолжительный, но монолитный период зрелого мастерства.
В пореформенный период творчество Островского отличается разножанровостью, проникновением во все области жизни современников, во внутренний мир героев, их психологию. Созданные за эти 25 лет пьесы поныне украшают репертуар театров: “Женитьба Бальзаминова”, “Снегурочка”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Бешеные деньги”, “Лес”, “Волки и овцы”, “Бесприданница” и др.