"Коняга" анализ
Liza
Правильный ответ
В сатирической сказке «Коняга» М.Е. Салтыков-Щедрин через яркие образы коней показал устройство общества того времени. Сюжет выглядит очень реалистично. Он построен на контрастах.
Кони в сказке символизируют два общества, два класса – бесправных крестьян и пользующихся их трудом помещиков, управленцев:
- Главный герой – измотанный работой конь Коняга. Такое имя автор выбрал не случайно, оно созвучно слову «трудяга», «работяга». Бесконечное поле, которое он вспахивает или на котором собирает урожай, – символ его бесконечной трудной жизни: «Для всех поле – раздолье, поэзия, простор; для Коняги оно – кабала». Здесь автор явно иронизирует по поводу пафосных лозунгов разных «народников» о «красоте труда», «силе земли». Не дает ему земля силы, а только забирает. Кормят его прелой соломой, да и то дают ровно столько, чтоб только на ноги мог подняться и снова работать.
- Брат Коняги – Пустопляс – кормится за счет несчастного работяги. Имя выбрано тоже не случайно – не приносящее пользы и даже не работающее существо радуется жизни и живет в достатке. Душистый овес, мягкая подстилка, теплое стойло. Да мало того, что он живет трудом брата, он еще и философствует вместе с другими пустоплясами: «Этот труд дает ему душевное равновесие, примиряет его и со своей личной совестью». Или: «Он в себе жизнь духа и дух жизни носит». Здесь автор снова сатирически изображает споры «любителей народа» – либералов, славянофилов, народников.
Бесправное положение и жестокая эксплуатация крестьян помещиками и некоторыми так называемыми «любителями народа» – главная идея сказки.
4
Опубликовано