Сделайте пожайлуста анализ рассказа тема; идея; описание героев или героя; описать второстепенных героев; определить особенности композиции (вступление, завязку, развитие действия, кульминация, спад действия, развязку) средства выразительности, использованные в тексте. Очень нужно пожайлуста!
Пушистые хлопья снега лениво опускались на землю и застилали ее сплошным белым покрывалом. Речка Цна замерзла. Для ребятишек наступило раздолье. Они вытащили из чуланов да сараев свои быстроходные санки, стерли с них летнюю пыль и толпились на любимых горках. Но не было того обычного гомона и шума, которыми сопровождаются игры ребят.
«Да, война», — подумал майор Цветов, проходя мимо них.
Он обратил внимание на одиноко стоявшую девочку. У ее ног сиротливо сидел лохматый пес. И девочка, и пес были запорошены снегом. Слегка пожимая плечами, она наблюдала, как лихо катаются мальчишки с высокой горы. Пес поднимал то одну, то другую лапу и мелко дрожал, щуря слезящиеся глаза.
— Ты почему не катаешься? — спросил майор, подойдя к девочке.
Девочка вздрогнула. И ответила не сразу. Пес недоверчиво посмотрел на военного и пересел на другое место.
— Не хочется, — грустно вздохнула она, и лицо ее стало печальным.
— Как тебя зовут?
— Лиза.
— Тебя кто-нибудь обидел, Лиза?
Девочка отрицательно покачала головой и, опустив ресницы, похожие на лепестки ромашки, только черные, стала чертить ногой по снегу. Майору Цветову показалось, что девочка сейчас заплачет.
— Эх ты, герой! — весело сказал он, стремясь ободрить ее, и ласково улыбнулся ей. — Не горюй! Все обойдется.
Майор уже далеко отошел от горки, когда услышал сзади шаги и частое дыхание бегущего человека. Он обернулся. Перед ним была Лиза со своим лохматым другом.
— Дядя! А вы не знаете, где на фронт записываются? Я хочу раненым солдатам помогать. Мой папа...
Девочка закрыла серенькими рукавичками лицо и заплакала.
— Помогать раненым? — переспросил Майор. — Ну, это очень просто! Приходи на Советскую улицу, в бывший пединститут, и спроси майора Цветова. Я тебя устрою. Будешь раненым помогать. А плакать не надо.
— Честное пионерское? — спросила Лиза.
— Честное пионерское, — ответил майор. Он пожал руку Лизе. — Я жду тебя.
В тот же день Лиза собрала в портфель носки, йод, чистые тряпки, которые могли бы пригодиться вместо бинта, захватила пять коржиков и пару огурцов и отправилась на Советскую улицу.
«Может быть, вернуться? — думала она. — Жаль расставаться с мамой...»
Но тут Лиза вспомнила слова матери: «Если б не ты, я ушла бы на фронт. Как мне хочется отомстить врагу за смерть нашего папы». И девочка решительно направилась дальше.
Лиза открыла тяжелую дверь. В проходной стоял часовой.
— Дядя, можно мне к начальнику?
— Пока нельзя. Прием посетителей с пяти часов.
А Лизе не терпится. Ей очень хочется пройти к майору. Постояла она минут пять и снова подошла к солдату.
— Дядя, мой папа генерал, — придумала она. — Разрешите мне пройти. Он послал меня к начальнику Цветову...
Солдат подошел к висевшему телефону и громко сказал:
— Докладывает контролер Чернов. Тут к вам дочь генерала пришла... Есть!..
Он подозвал девочку.
— Второй этаж, комната пятая.
Пришла Лиза к майору Цветову. Тот ра-достно встретил ее и почему-то удивленно посмотрел на старенькую коротенькую шубку.
— Значит, твой папа генерал? Так-так...
— Нет, я просто хочу помогать раненым.
— Ну что ж! Это похвально. А твои родители разрешат?
— Да. Мой папа... — Лиза запнулась. — Моя мама говорит, что мы должны всячески помогать воинам. Она теплые носки им по ночам вяжет и на фронт посылает.
— Ну, если так, раздевайся. Я тебя отведу к раненым. А на фронт уезжать совсем не обязательно. Им и здесь нужна твоя помощь. В наш госпиталь многие девочки ходят. Они читают книги и письма раненым воинам.
Лиза вздохнула облегченно. Как хорошо, что от мамы уезжать не нужно.
Она надела халат. Он был великоват, полы прикрыли подшитые валенки, но это не беда.
Майор привел Лизу в палату, где лежали незрячие раненые. Возле многих коек на стульях сидели девочки из той школы, где училась Лиза. Они читали воинам книги.
— Подожди, Дочурка, дай просмеюсь, — хохотал один раненый. — Ну и Мюнхгаузен, ну и врун!..
— У кого из вас нет маленькой помощницы? — спросил Цветов.
— У меня, товарищ майор, — ответил солдат с кудрявыми волосами и с повязкой на глазах.
— Хорошо, товарищ Семенов. Прикреплю девочку к вам, — сказал майор. — Это Лиза, дочь генерала. Иди к нему, — обратился Цветов к девочке. — Это Герой Советского Союза Иван Васильевич Семенов.
Лиза несмело подошла к койке и остановилась у тумбочки, не глядя на девочек. Ей было стыдно, что пришлось обмануть всех. Ведь ее отец не генерал, а сержант, и девочки знают об этом.
— Когда-то я любил книги читать, а теперь не придется. Ранен я в боях под Москвой, — рассказывал Семенов. — И надо же, угодили два осколка по глазам. Ну, скажи что-нибудь, дочка, не стесняйся...
— Можно, я завтра прочту книгу? Сейчас у меня нет ее...
-— Конечно, можно. — Семенов потрогал рукой косы Лизы. — Значит, твой папа генерал? А как его фамилия? Может, я его встречал.
— Не генерал он, а сержант! — сказала рыженькая Клава из шестого «Б». Клава жила в том же доме, где и Лиза.
— Ну и пусть, — ответила Лиза. Она закрыла ручонками курносое лицо и стремглав выбежала из палаты, запуталась в длинном халате и упала в коридоре.
Она слышала, как смеялась Клавка, и как громко звал ее Семенов:
— Куда ты, Лиза, вернись!
Но Лиза не вернулась. Оставив халат на стуле, она тотчас ушла домой. Больше всего она ненавидела в ту минуту писклявую рыжую Клавку.
Вечером неожиданно пришла Клава.
— Я принесла тебе письмо. Диктовал тот дядя, у которого ты была, а я писала.
Лиза прочла: «Твои подруги рассказали мне, что ты хорошая девочка. Приходи, Лиза, ко мне. Я воевал вместе с твоим папой и расскажу тебе о нем. Не беда, что произошла ошибка. Я жду тебя. Мне очень хочется, чтобы и мне кто-нибудь читал книги».
Клава ушла. На этот раз она не казалась Лизе такой плохой, как в госпитале.
Через несколько дней в школе начались каникулы, и Лиза пошла в госпиталь.
— Здравствуй, Лиза, — ласково сказал майор. — Ну, идем к Герою, ждет человек.
Они прошли в палату.
Майор заметил смущение девочки.
— Не робей, — шепнул он и подвел ее к койке, на которой лежал Семенов.
Солдат давно уже ждал маленькую сестру милосердия.
— Я очень хорошо знал твоего отца, Лиза. Сержант Дорохов — герой. Очень смелый человек. Однажды он со своим отделением немецкий штаб разбил и взял в плен генерала. Орден Ленина за это получил. Вот какой твой папа. Служил я с ним в одном полку. Последний раз мы виделись месяца три тому назад. Турнули мы немцев от Москвы, ворвались первыми в одно село и узнали от жителей, что гитлеровцы угнали к оврагам наших пленных и хотят их расстрелять. Твой отец со своим отделением сел на трофейную автомашину и на больших скоростях — туда. Эх, что там было!.. Задал он фашистам жару. И вдруг вражеский танк... Он подошел вплотную к нам и развернул башню. Еще одно мгновение — и ни один из нас не остался бы в живых. Но сержант Дорохов бросился навстречу танку и швырнул под его гусеницу гранату. А вечером меня ранило. Что потом было с Петром Ивановичем, я не знаю. Говорят, ранен... А может...
Семенов не договорил.
Весь вечер просидела Лиза у постели раненого, все слушала о боевых подвигах своего отца.
«Вот какой мой папа, настоящий герой, — с гордостью за отца думала она. — И совсем не обязательно быть ему генералом».
Лиза ходила в госпиталь почти каждый день, читала Семенову книги, писала письма. И девочки никогда не напоминали ей о том, что случилось в первый день.
* * *
Много лет прошло с тех пор. Солдат Семенов давно уже выписался из госпиталя и уехал к себе на родину. Зрение его не восстановилось. Однажды он приехал в Москву, в поликлинику.
— Дядя Ваня, Семенов, — бросился к нему навстречу врач-глазник.
— Лиза! Маленькая сестра милосердия! — узнал знакомый голос Семенов. — Вы еще не забыли меня?
— Что вы, разве можно! Садитесь, пожалуйста, — предложила она стул гостю. — Ведь я стала врачом. Решила посвятить всю свою жизнь медицине. Слепых лечить.
Елизавета Петровна достала из ящика металлическую палочку, похожую на авторучку, и подала ее Семенову.
-— Вот над чем бьюсь! Это прибор. Он поможет слепому определить расстояние до предмета, величину и цвет его.
— Не может быть! — не поверил Семенов.
— Нажмите кнопку.
Семенов чуть не бросил палочку на стол. Она ожила в его руке.
— Не бойтесь, — сказала Елизавета Пет-ровна. — Это покалывание слабых токов и легкие щелчки дают сигналы об окружающих вас предметах... Работаю одновременно над пересадкой глаз... Ой, какая же я невнимательная! А вы-то как живете?
— Лечиться приехал. Слышал, что есть знаменитый врач, и вот... Оказывается, это вы — дочь сержанта Дорохова.
— Ну что ж, будем лечить.
Знаете ответ на этот вопрос?
Только зарегистрированные участники могут задавать и отвечать на вопросы.