Система образов в повести Капитанская дочка
В своей жизни Александр Сергеевич Пушкин часто интересовался историей и политикой своей страны, а потому многие социально-исторические темы можно увидеть как в стихах писателя, так и в прозаических произведениях, одно из которых – “Капитанская дочка”.
В “Капитанской дочке” очень важную роль занимают образы персонажей. Емельян Пугачёв – это не только связующее сюжетное звено, но и отражение состояния определённого промежутка российской истории. Несмотря на то, что повествователем выступает Пётр Гринёв, центральное место занимает бунтарь Пугачёв, который способен решать судьбу чуть ли не каждого. Образ Пугачёва берёт истоки в народном обществе, потому и пользуется его любовью. Речь, наполненная устаревшими русскими пословицами и выражениями, простая манера поведения, бедный наряд – всё это объединяет бунтаря с народом. Пугачёв – благороден и великодушен по сравнению с оренбуржским генералом, который не только запрещает Гринёву спасти свою девушку, но и, в целом, далёк от обычных, простых людей.
Особую роль занимает и Пётр Гринёв. Его образ – это образ дворянина-ребёнка, который в ходе повествования приобретает многие качества, становясь настоящим мужчиной. Если будучи в начале произведения инфантильным мальчишкой, герой совершает множество ошибок – проигрывает деньги, участвует в дуэли, – то в конце перед нами совсем другой Пётр, который способен не только храбро сражаться, но и жертвовать собою, ради других. Антиподом Гринёва представлен Алексей Швабрин, которые воплощает бесчестие, трусость и подлость.