Свободолюбивая лирика Пушкина (сочинение)
Михаил Лермонтов очень точно противопоставил свободолюбие Пушкина фальшивым ценностям общества того времени:
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей…
Будучи совсем молодым, Александр Сергеевич уже не угодил Александру I своей правдой и популярностью. Самодержец назвал его гражданскую лирику “возмутительными стихами”, за которые поэта “надобно сослать в Сибирь или на Соловки”. Пушкинская любовь к свободе заключалась в смелости говорить правду, не притворяться и не раболепствовать перед властью.
Так, в 1817 появляется ода “Вольность” – яркий пример гражданской политической лирики. Поэт возмущен тиранией и призывает народ брать в свои руки власть и строить будущее.
В знаменитом стихотворении “К Чаадаеву” Пушкин предстает перед читателем как тонкий лирик и патриот своей Родины. Дружеское послание постепенно приобретает политическое звучание. Кульминацией стихотворения является призыв освободиться от самовластья тиранов и вера в то, что это возможно:
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
Позднее поэт немного отходит от пафоса од и обращается к реалистичному изображению крепостной России. В стихотворении “Деревня” противопоставлены сытое “дикое барство” и бедное “тощее рабство”. Заканчивается стихотворение риторическим вопросом, который снова воспринимается как призыв бороться за свободу.
В стихотворения “Узник”, “К морю” с помощью символов воли (орел, ветер, водная стихия, волны) и неволи (темница, решетка) самодержавию противопоставлены свобода слова и демократические ценности.
Вся гражданская лирика поэта пронизана мотивами свободы. А. С. Пушкин вписал свое имя в историю как борец за правду и человеческое достоинство.