Доклад по ОБЖ "Семья"

Другое
1 ответ
Правильный ответ

29 декабря 1995 г. Федеральным законом №223-ФЗ был принят Семейный кодекс Российской Федерации, который был введён в действие с 1 марта 1996 г.
Если говорить о функциях семьи в рамках именно ОБЖ, то стоит отметить, что семья несет нагрузку по обеспечению безопасности своих членов в рамках института семьи. Семья также прививает навыки безопасного поведения подрастающего поколения: дети должны научится своими действиями не причинять вреда не только себе, но и другим, а также получить навыки поведения в экстренных ситуациях. Речь в том числе и об оказании первой помощи пострадавшим.

Следующая часть скорее для обществознания, чем ОБЖ:
Семья – сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.

Исходя из этого, выделяют следующие функции семьи:
1. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, формировании личности ребенка, самореализации в детях. По отношению к обществу она обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. Эта функция обеспечивает и преемственность поколений. Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя и для этого необходимо им дать максимум психического, физического и социального здоровья. Успешность выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи, который включает характер отношений между ее членами, эмоционально-психологическую атмосферу в семье, жизненный опыт, личностные качества родителей и многое другое.
2. Хозяйственно – бытовая функция заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья – физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы.
3. Функция эмоционального обмена (эмотивная функция семьи) состоит в удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, а также обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействуя сохранению их психологического здоровья. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают, что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен. Соответственно поскольку семья – это целостное образование, то не только члены семьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определённую эмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обмен выражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям и социальным группам.Эта функция считается реализованной, если между семьёй и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами, что может приводить к болезням семьи в целом.
4. Коммуникативная функция состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту каждого члена семьи.
5. Функция первичного социального контроля. Цель общества заключается не только в том, чтобы помочь человеку выжить, но предполагает также и функцию контроля – введение ограничений и запретов, которые помогают выживать. Семья обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не может самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами (дети, престарелые и пожилые члены семьи, больные, требующие ухода).
6. Сексуально – эротическая функция существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи, обеспечивает биологическое воспроизводство общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

С течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться: какие-то функции могут выходить на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезать. Так, с появлением детей в семье на первый план выходят воспитательная и хозяйственно-бытовая функции. В молодой семье на первом месте может быть сексуально-эротическая функция, а в пожилой семье эта функция и функция воспитания могут исчезать.

Функции меняются не только в самом цикле развития семьи, но и в историческом цикле в соответствии с новыми социальными условиями. В современном обществе значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, сексуальная, воспитательная, духовная. Брак все больше рассматривается как союз, основанный на эмоциональных, а не на хозяйственно-материальных связях.
В современном мире семья, кроме традиционных функций, а именно воспитательной и репродуктивной, стала выполнять функцию психологического убежища – места снятия напряжения и создания эмоционального комфорта. Особенно это касается молодых пар, ведь создание благополучного психологического климата в семье является залогом успешной семейной жизни в дальнейшем.
Все функции семьи связаны друг с другом, и на практике крайне редко приходится сталкиваться с изолированным их нарушением. Нарушение функции семьи – это такие черты жизни, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй её основных функций.

Семья, которая адекватно выполняет всю совокупность своих функций, называется функциональной. Если в семье отмечаются нарушения какой-либо функции или нескольких функций вместе, то такая семья называется дисфункциональной. Такая семья и является основным объектом социальной работы, семейного консультирования или семейной терапии. Дисфункциональная семья характеризуется следующими особенностями взаимодействия между ее членами:
спутанная, неясная и нереалистическая коммуникация;
инертные, стереотипные, ненаправленные на помощь другим и чрезмерно ограничивающие жизнь правила поведения ;
поиск покоя и оправдания своим поступкам вне своей семьи;
часто находят выход своим неудачам в поиске «козла отпущения»;
позы и движения скованы;
отсутствие контакта глазами (смотрят в пол и т.д.);
юмор зачастую превращается в иронию, сарказм или насмешку.

Напротив, функциональная семья характеризуется высокой и адекватной самооценкой, непосредственной, прямой и четкой коммуникацией, правила в этих семьях подвижны, гуманны, ориентированы на приятие всех членов семьи. Взаимоотношения между членами такой семьи и другими людьми открыты и полны позитивных установок. В функциональной семье совсем другая атмосфера: естественность, выражение уважения и любви друг к другу, готовность выслушать, считаться с мнением других. Способность к продуктивному планированию своей жизни в такой семье сочетается со способностью спокойно принять и оценить все возможные нарушения в привычной жизни.

4.1
Опубликовано 
закрыть