Деловой стиль речи

Стили речи – это очень важная тема, к изучению которой нужно подойти очень внимательно, поскольку она имеет большое практическое значение. И самым интересным в этом плане является деловой стиль речи, поскольку его знания часто необходимы при изучении и заполнении разного рода документов.

Особенности делового стиля

Одной из его отличительных черт является относительная замкнутость и устойчивость: даже научный стиль подвергался большему количеству изменений. Речь идет не столько о какие-то языковых особенностях, сколько о характерных чертах, среди которых стоит выделить специфическую лексику и сложившиеся жанры, а также синтаксические обороты. Все эти стилевые черты делают его характер очень консервативным.

Большинство слов, которые используются в деловом стиле, или однозначны (это специальная лексика, то есть термины), или близкая к однозначной лексика – все для исключения двойного толкования того, что изложено в документе или сказано официально.

Что для него характерно? Это в первую очередь максимальная сухость и сжатость изложения, его компактность. Кроме того, в образцах этого стиля нет эмоционально окрашенной лексики. Еще в деловой речи избегают использования личных местоимений из-за того, что они недостаточно конкретны.

Также важно отметить, что в деловом стиле используется определенный набор языковых штампов, что сближает его со стилем научным.

Применительно к деловым бумагам, в отличие от художественной литературы или публицистики, слово “клише” не имеет негативной окраски – это одна из важных черт стиля.

В целом его отличают следующие особенности: точность (это полностью исключает возможность двояко истолковать сказанное или написанное) и языковой стандарт. На языковом уровне эти черты находят выражение в отборе лексических средств и в стандартизированном подходе к оформлению документов.

Где используется деловой стиль

Самые яркие примеры делового стиля речи – это постановления, уставы, служебная переписка, законы и договоры, в том числе международного характера. Условно считается, что он делится на собственно деловой (это разнообразные официальные документы), юридический (все, что касается законов, подзаконных актов, судебной практики и т.п.), а также дипломатический – это “язык” международного общения.

Что касается адресатов и адресантов, участвующих в ситуациях делового общения, то можно выделить три основных направления: переписка между организациями, документы, которые адресуются организацией человеку и наоборот. Все они характеризуются известной стандартизацией, что облегчает написание документа адресанту и понимание его адресатом.

Что мы узнали?

Деловой стиль очень важен, поскольку человек сталкивается с ним в своей повседневной жизни. Его отличают характерные черты, такие как стандартизация, точность, сухость изложения и компактность. Важная особенность этого речевого стиля – отсутствие эмоционально окрашенной лексики и, напротив, наличие языковых штампов. Последние характеризуют канцелярский стиль и облегчают составление деловых бумаг. Также для делового стиля характерен стандартизированный подход не только к содержанию, но и к оформлению документов. Он разделяется на три подстиля – собственно деловой, дипломатический и юридический, каждый из которых имеет свои особенности, но все они должны исключать возможность двоякого толкования написанного. Деловой стиль отличается и выбором лексических средств – это термины и приближенные к ним слова, чаще всего однозначные.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 78.

Предметы