Средства связи предложений в тексте
Текст — самая большая синтаксическая единица речи. Он состоит из предложений. Однако не всякий набор предложений можно считать текстом. Предложения должны быть объединены по смыслу и грамматической связью. Как она осуществляется? Средства связи предложений в тексте определяются типом речи (повествование, описание или рассуждение), стилем (разговорный, книжные). Способы и средства связи изучаются в 6 классе.
Способы связи предложений в тексте
Предложения в тексте могут быть связаны цепной или параллельной связью.
Параллельная связь характерна для текстов-описаний. При этом способе связи предложения в тексте объединены темой, которая, как правило, обозначена в первом предложении. Все остальные предложения раскрывают эту тему, детализируют её и по смыслу и грамматически связаны с первым предложением. Обычно второе и последующие предложения содержат слова, напрямую к теме относящиеся.
Например, описание лесной прогулки обязательно начнётся с упоминания леса или его синонимов (чаща, заросли, березняк и пр.). В каждом из следующих высказываний непременно встретятся слова, относящиеся к лесной тематике. Примеры: деревья, стволы, тропинка, хвоя, кусты и т. д.
Слова из одной сферы делают текст единым целым, даже если предложения больше ничем не связаны.
Последовательная (цепная) связь — это оптимальный способ связи для рассуждения или рассказа. Второе предложение связывается с первым, третье — со вторым и т.д., образуя что-то вроде звеньев цепи.
Средства связи предложений в тексте
Способов и средств связи в русском языке множество. Способы могут быть лексическими, морфологическими, синтаксическими.
Лексические способы включают в себя следующие языковые средства связи предложений в тексте:
- Повтор слова. Мальчик взглянул на рыцаря.
- Однокоренные слова. Меня звали обедать к соседям. Но, когда я вошёл в зал, за обеденным столом сидел только хозяин.
- Синонимы и антонимы. Много добрых слов услышал Аким. Ласковые приветствия, душевные пожелания сыпались со всех сторон. Днём было хорошо, даже весело. Только по ночам становилось страшно.
- Перифраз (описательный оборот). Понятное всем выражение, которым обозначают явление. Я приехал в Петербург утром. Гуляя по городу на Неве, я заметил множество львов. “Как? — скажете вы. — Львы в городе?!” Конечно, это были скульптурные изображения царя зверей.
Морфологические (грамматические) средства:
- Местоимения. От сестры пришло письмо. Она волновалась за меня. Это было приятно.
- Союзы (сочинительные). Обычно они стоят между частями ССП, но могут соединять и предложения в тексте. День за днём идёт, мелькая. А царевна молодая всё в лесу.
- Наречия. Ребята вошли в пещеру. Здесь было сыро.
- Частицы. Я успокоился. Только какая-то грусть точила душу.
- Единая видовременная форма глаголов. Меж холмов река вьётся. Ребятня у берега плещется. На лугу стадо пасётся.
Синтаксические средства:
- Эллипсис, другие виды неполных предложений. Сегодня запланирована прогулка по городу. В среду — поездка в Суздаль.
- Синтаксический параллелизм. На закате легче прощаться. На рассвете хорошо встречаться.
Предложения в тексте связаны разными способами. Для тренировки определите связь предложений в любом тексте, понаблюдайте за тем, как они связываются, назовите средства связи.
Что мы узнали?
Предложения в тексте могут быть объединены параллельным и последовательным способами связи. Для этого в арсенале русского языка имеются лексические, морфологические и синтаксические средства.
Тест по теме
- /5Вопрос 1 из 5
Определите, с помощью какого языкового средства объединены 2 и 3 предложения. «(1) Землероек, слыхал я, знатоки различают по зубам. (2) У одних землероек зубы бурые, у других — белые. (3) Так их и называют: бурозубки и белозубки» (Ю. Коваль).
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
- Андрей Смирнов5/5