Комплексный анализ текста
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 669.
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 669.
Изучая язык, мы работаем не только с отдельными словами, но и с текстами, то есть последовательностью предложений, объединенной общей темой и основной мыслью. Одной из форм работы является комплексный анализ текста. Как его выполнить, разберем в этой статье.
Основные сведения о тексте
В первую очередь надо обратить внимание на автора. Хорошо, если он нам известен и мы можем сделать вывод, типична ли для него такая тематика или система образов.
Затем необходимо определить жанр.
Кроме обычных жанров (очерк, рассказ, притча, стихотворение в прозе) для анализа может быть предложен отрывок произведения художественной литературы; если известен полный текст, можно рассматривать отрывок с опорой на него, но на самом деле это не требуется.
Какого стиля предложенный текст: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, стиль художественной литературы? Каков его тип (повествование, описание, рассуждение)? Только ответив на эти формальные вопросы, стоит переходить к дальнейшему анализу.
Необходимо не просто сказать или написать жанр, стиль и тип текста, но и в нескольких словах аргументировать свое мнение (например, как в этом образце: “В отрывке мы встречаем несколько терминов, а содержит он подробное и точное описание внешнего вида кенгуру, что позволяет определить стиль как научный, а тип – описание”).
Тема текста
Тема – это то, о чем говорится в тексте. Надо поставить перед собой этот вопрос и таким образом определить тему. Если у текста есть название, объяснить его смысл; если нет, попытаться его придумать.
Форма текста
Переходим к формальной характеристике. Уже в 7 классе русский язык изучен достаточно, чтобы делать простой анализ.
Сколько в тексте абзацев и сколько микротем? Совпадают ли они?
Обычно, конечно, в тексте, который предлагают школьникам, они совпадают. Но не всегда. Уж тем более редко они совпадают в обычном художественном тексте.
Как связаны между собой абзацы? Предложения?
Связь может быть цепная (повтор слов, синонимы, местоимения и т.д.) и параллельная (по смыслу).
Композиция текста
В этой части анализа надо охарактеризовать построение текста. Как он развивается?
Возможно, автор использовал какие-то приемы: антитезу, например, или аналогию.
Изобразительные средства языка
Теперь пора охарактеризовать язык текста, сосредоточившись на изобразительных средствах.
Лексические средства – это
- тропы (метафоры, сравнения, эпитеты и проч.);
- экспрессивно и стилистически окрашенные слова;
- обычные и контекстуальные синонимы и антонимы;
- фразеологизмы и т.д.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись.
Морфологические средства: преобладание определенных частей речи.
Синтаксические средства: синтаксический параллелизм, парцелляция, многосоюзие, односоставные предложения и так далее.
Необходимо помнить, что автор использует изобразительные средства языка не просто “чтоб были”, а с целью подчеркнуть какую-то мысль или произвести какое-то впечатление на читателя. Желательно хотя бы в половине случаев разгадать и раскрыть цель автора (например, “чтобы подчеркнуть свою мысль, автор использует повтор”, “используя аллитерацию, поэт стремится передать шум ветра в ветвях” и т.п.)
Содержание текста
Теперь по плану комплексного анализа текста мы обращаем внимание на образы, а через них приходим к основной мысли. Что хотел сказать нам автор? В чем убедить?
И, наконец, собственное мнение. Какое впечатление произвел на анализирующего этот текст? Что особенно тронуло? Если это рассуждение, можно согласиться (или нет) с мнением автора. Если повествование или описание, сообщить, какие чувства вызвал текст, над чем заставил задуматься.
Что мы узнали?
Анализируя текст, надо упомянуть о его жанровых и стилистических особенностях, теме, композиции, изобразительных средствах, основной мысли и рассказать о своем восприятии текста. Можно менять последовательность, но лучше двигаться от формы к содержанию, а не наоборот. И крайне нежелательно все мешать без разбора в одну кучу. Цель автора – что-то сказать нам, и по анализу должно быть ясно, что мы это поняли.
Тест по теме
- /10Вопрос 1 из 10
Какой жанр может быть у текста для школьного анализа?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
- Лидия Топоркова10/10
- Максим Чистов8/10
- Анастасия Савичева9/10
- Денис Фольц9/10