Полное и неполное предложение
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 544.
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 544.
Одна из классификаций простых предложений в русском языке предполагает их деление на полные и неполные синтаксические единицы. Принцип деления достаточно прост: в предложении или есть те члены предложения, которые необходимы для понимания ее смысла, или их нет. Чтобы понимать принципы синтаксиса в целом и принципы построения предложения в частности, необходимо разбираться в том, что такое полное и неполное предложение.
Признаки полного предложения
В этой синтаксической единице есть все те члены предложения, которые необходимы для того, чтобы ее смысл был понятен без контекста в виде окружающих предложение и без объяснений.
Часто между двусоставным и полным предложением ставят знак равенства, однако делать этого не стоит. Полным может быть и предложение с двумя главными членами, и предложение с одним. То же касается и признака распространенности-нераспространенности: полные предложения могут быть нераспространенными, если для понимания смысла синтаксической единицы достаточно одной только грамматической основы.
Основной отличительный признак полного предложения – это его смысловая законченность, что как раз и означает, что смысл такого предложения понятен даже в полном отрыве от контекста.
Чаще всего полные предложения встречаются в текстах делового и научного стилей, где недопустимо двоякое толкование смысла или недопонимание каких-то важных аспектов.
Признаки неполного предложения
В таких предложениях, в противоположность полным, пропущен как минимум один (чаще – несколько) член предложения, который необходим для того, чтобы понять смысл синтаксической единицы. Если человек знает языковую ситуацию, которая послужила средой для появления этого предложения, или у него перед глазами есть контекст, он может восстановить смысл синтаксической единицы. То есть главной особенностью неполного предложения является то, что вне ситуации или контекста содержание синтаксической единицы непонятно. На этом основании все неполные предложения делятся на две категории.
Ситуативно-неполные – это такие, которые понятны только непосредственным участникам общения или тем, кто за этим общением наблюдает. Контекстуально-неполные – это такие, которые понятны только читателю, прочитавшему предшествующий и последующий текст.
Чаще всего неполные предложения используются в литературных текстах и в устных диалогах.
Примеры полных и неполных предложений
Чтобы лучше понять вышесказанное, его нужно разобрать на примерах.
Первое предложение для разбора: “Лес горел уже три дня” – в этом предложении есть основа, которая описывает ситуацию в общем, и второстепенные члены, которые добавляют подробности. Смысл понятен без контекста.
Если и другой пример: Кто завтра идет на линейку? – Мы. Предложение мы без окружающего его контекста – заданного перед этим вопроса – лишено смысла.
Что мы узнали?
Один из типов классификации простых предложений в русском языке – это деление их на полные и неполные. Так, в полных предложениях есть все члены, которые позволяют понять их смысл даже вне контекста или конкретной языковой ситуации. Неполные же им противоположны – без ситуации или контекста смысл таких синтаксических единиц неясен. При этом не стоит путать полные и неполные предложения с двусоставными или односоставными, а также распространенными и нераспространенными. В основе этих классификаций лежать другие признаки. Так, односоставное нераспространенное предложение вполне может быть полным (например, как с предложением “Светало”) и наоборот.
Тест по теме
- /10Вопрос 1 из 10
Назовите главный признак полного предложения.
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
- Оксана Ильченко9/10
- Юлия Аронова-Горина9/10