Пунктуационный разбор

В русском языке существуют различные языковые разборы, в том числе пунктуационный. Данная статья поможет понять, что такое пунктуационный разбор и в чем его специфика, как разобрать предложение и в чем заключается значение пунктуационного разбора. Материал может помочь при подготовке к уроку русского языка в средних классах.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Значение

Пунктуационный разбор предложения является методом изучения такого раздела языкознания, как пунктуация.

Нельзя путать пунктуационный и синтаксический разборы, так как они преследуют разные цели: синтаксический – проанализировать предложение, пунктуационный – проанализировать знаки препинания.

Пунктуационный разбор помогает понять пунктограммы, их роль и функцию в предложении.

Такой вид разбора помогает не только правильно расставлять знаки препинания, но и объяснять причины данной постановки.

При разборе необходимо аргументировать не только наличие знаков препинания, но и их отсутствие там, где можно ошибочно поставить их.

Пунктуационный разбор помогает рассмотреть отдельные части предложения, их взаимосвязь между собой.

Определенный порядок пунктуационного разбора позволяет мыслить последовательно и системно.

Так как пунктуационный разбор чаще всего бывает устным, он развивает монологическую речь.

Структура

Пунктуационный разбор необходимо выполнять по определенному плану:

  • Пронумеровать все знаки препинания.
  • Объяснить правило постановки или непостановки знака препинания.
  • Указать функцию, которую выполняет знак препинания.

Первый пункт учит видеть знаки препинания, остальные пункты учат аргументировать причины постановки или непостановки знака препинания. Это необходимо помнить перед тем, как разбирать предложение.

Если в предложении есть несколько знаков препинания, которые выполняют одинаковую функцию, то они группируются и объясняются один раз.

Примеры

Для пунктуационного разбора используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, в которые самостоятельно нужно вставить знаки препинания и объяснить их.

Он думал о том, (1) как все прекрасно. (2)

1 – запятая разделяет части сложного предложения: придаточное предложение и главное.

2 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.

Небо (1) кажется (2) фиолетовым. (3)

1, 2 – запятые отсутствуют, так как «кажется» – сказуемое, а не вводное слово.

3 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.

Следующий образец пунктуационного разбора позволяет увидеть группировку знаков препинания по функциям:

Он видел,(1) как девушка кормила голубей,(2) слетевшихся к ней,(3) как беззаботно было на улице.(4)

1, 3 – запятые разделяют части сложного предложения: придаточные предложения от главного.

2, 3 – запятые выделяют обособленное согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом.

4 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.

Что мы узнали?

Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Он учит не только видеть пунктограммы (первый пункт плана пунктуационного разбора), но и объяснять причины, по котором поставлен или не поставлен тот или иной знак препинания (второй пункт плана пунктуационного разбора), а также функции, которые выполняет определенная пунктограмма (третий пункт плана пунктуационного разбора).

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    На что направлен пунктуационный разбор?

Начать тест(новая вкладка)
Доска почёта
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
    
  • Ольга Репина
    5/5
  • Наташа Матросова
    4/5
  • Стас Кот
    4/5
  • Егор Мурзин
    5/5
  • Вадим Егоров
    3/5
  • Мария Кузьмина
    4/5
  • Аманкул Ахметова
    4/5

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 264.

Предметы