Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения
4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 478.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 478.

Понять структуру сложноподчиненного предложения иногда нелегко. В этом может помочь синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

На что надо обратить внимание

В сложноподчиненном предложении одна часть главная, а другие придаточные. Они присоединены подчинительными союзами.

Надо помнить, что в сложноподчиненных предложениях очень часто встречается эллипсис – пропуск слов. Смысл легко восстанавливается из контекста, которым является конкретное предложение, так что на понимании эллипсис не сказывается. Но он мешает выполнять синтаксический разбор и сбивает с толку.

Чаще всего пропускается союз в предложении с однородным подчинением придаточных, если союзы одинаковые.

Бывает, пропускается грамматическая основа или ее часть (также во избежание тавтологии – необоснованного повтора).

Рассмотрим пример.

  • Если будет хорошая погода и мы приедем засветло, обязательно сразу отправимся к морю.

Это сложноподчиненное предложение с двумя однородными придаточными условия, но союз “если” использован только один раз – в первой части. Это сделано для того, чтобы избежать тавтологии, а то, что это два условных придаточных, ясно по структуре (две грамматические основы) и по смыслу (если погода хорошая и если будет светло).

Другой пример.

  • Игнат, хотя был болен, пришел на собрание.

Здесь в главной части грамматическая основа “Игнат пришел”, а в придаточной “был болен”. Понятно по смыслу, что болен был все тот же Игнат, но это неполная придаточная часть, а не однородные сказуемые. Стоит подчинительный союз “хотя”, который невозможен в простом предложении, и ясно, что часть “хотя был болен” подчинена главной и выражает не однородность, а уступку.

В сложноподчиненном предложении могут встретиться придаточные разных видов.

Вид придаточного надо определять не по союзу, а по вопросу, так как один и тот же союз может встретиться в разных придаточных.

Придаточные части могут присоединяться не союзами, а союзными словами – относительными местоимениями или наречиями.

Союзные слова являются членами предложения – их необходимо подчеркнуть при разборе!

Союзные слова “что”, “кто”, “который” могут быть подлежащими.

План и ход разбора

Сначала надо подчеркнуть грамматические основы и обозначить союзы или союзные слова. После этого сделать вывод, действительно ли это предложение сложноподчиненное.

Затем подчеркнуть второстепенные члены предложения и надписать части речи.

Вводные слова и обращения не являются членами предложения.

После этого надо дать предложению характеристику.

Сначала дается общая характеристика предложения, а потом по очереди каждой из его частей. По всему предложению указывается

  • какое оно по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
  • по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное);
  • сложноподчиненное + надо указать, сколько в нём придаточных и как они присоединены (однородное, параллельное, цепное присоединение).

После этого даётся характеристика отдельных частей, причем начать надо с главной, даже если она стоит в конце всего предложения.

По каждой части надо указать следующее:

  • главная это часть или придаточная;
  • если придаточная, то ее вид (изъяснительная, определительная, обстоятельственная и какая обстоятельственная: места, цели, уступки и т.д.);
  • односоставная или двусоставная;
  • распространенная или нераспространенная;
  • указать, если часть неполная;
  • указать, если часть чем-то осложнена.

Характеристику надо записать в скобках после предложения или сказать устно, если разбор устный.

Затем необходимо сделать схему предложения.

Главная часть обозначается квадратными скобками, а все придаточные – круглыми; союз или союзное слово необходимо вписать внутрь скобок.

Пример синтаксического разбора сложноподчиненного предложения

Хотя, когда мы приехали, было уже поздно, мы хотели сходить по адресу, который был написан на конверте.

Подчеркиваем грамматические основы и ищем союзы и союзные слова. Вот что мы получаем:

в главной части – мы хотели сходить;

в придаточных:

  • мы приехали, союз “когда”;
  • было поздно, союз “хотя”;
  • который был написан, союзное слово “который” является подлежащим.

Все придаточные присоединены параллельным способом связи.

Теперь подчеркиваем второстепенные члены.

Надписываем части речи.

Вот что получилось:

мест. глаг. гл. нар. кат.сост. мест. гл. гл. сущ. мест. гл. прич. сущ.

Хотя, когда мы приехали, было уже поздно, мы хотели сходить по адресу, который был написан на конверте.

Даем характеристику предложению в целом:

Повеств., невоскл., сложноподчиненное с тремя придаточными с параллельным присоединением.

Теперь характеризуем части, начиная с главной:

главная часть двусост., распростр.; первая придаточная часть обстоятельств. уступки, односост., распр.; вторая придат. часть обстоят. времени двусост., нераспр.; третья придат. часть опред. двусост., распростр.

Части ничем не осложнены, поэтому упоминать об этом не надо.

Теперь составляем схему. (хотя, (когда ), ), [ ], (который ).

Заключение

Что мы узнали?

Сложноподчиненное предложение требует особого внимания, так как в нем часто встречается эллипсис – пропуск слов. Необходимо определить главную и придаточные части и союзы или союзные слова. Союзные слова являются членами предложения. Сначала надо подчеркнуть члены предложения, а затем давать характеристику: всему предложению в целом и каждой его части, причем начать надо с главной. После характеристики надо сделать схему, обозначив главную часть квадратными скобками, а придаточные – круглыми; союзы и союзные слова вписать в круглые скобки.

Тест по теме

  1. /10
    Вопрос 1 из 10

    Какой из приведенных ниже союзов может соединять части сложноподчиненного предложения?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

  • Иса Ислам
    6/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 478.


А какая ваша оценка?

закрыть