Эраст – злодей или коварный соблазнитель?

Сложно ответить на вопрос, можно ли назвать Эраста злодеем или коварным соблазнителем. Образ, созданный Н. М. Карамзиным, воспринимается неоднозначно. Эраст создан эпохой, поэтому его поступки нельзя отнести только к добру или только ко злу.

Отношение повествователя к персонажу

Когда рассказчик характеризует Эраста, с которым был лично знаком, он отмечает, что сердце героя было «добрым от природы», однако оно было «ветреным». Уже тогда отмечается, что Эраст жил только в свое удовольствие, что он постоянно искал себя в забавах и увлечениях. Когда ему наскучило все то, что раньше приносило короткое удовольствие, он встречает крестьянскую девушку Лизу. События трагичных отношений становятся причиной рассказа повествователя в форме плача по Лизе. Рассказчик утверждает, что поступки Эраста безрассудны, что он несправедливо поступил с Лизой и причинил ей настоящую боль.

Но важно то, что рассказчик говорит о том, что ему стоило бы проклинать Эраста за то, что он сделал с судьбой Лизы, однако он не может этого сделать. Это говорит о том, что обвинять Эраста в сложившейся ситуации с полной уверенностью нельзя.

Злодей и искуситель?

У Эраста было ветреное сердце, он не задерживал свое внимание на чем-то на долгое время. Поэтому его отношения с Лизой были самого начала обречены на трагедию.

Злодейство Эраста проявилось в том, что он начал отношения с крестьянкой, будучи дворянином. Он не был готов нести ответственность за свои поступки, зная, к чему может привести такой союз. Поэтому он скрывал их с Лизой любовь даже от ее матери. Эраст будто не способен на любовь, будто пользуется героиней и стыдится ее и их отношений.

Не злодей и не искуситель?

Знакомство с Лизой становится причиной для душевного воскресения героя, он понял, что нашел в ней то, «чего сердце его давно искало». Он действительно любит Лизу, он чувствует душевную близость.

Однако Эраст был не способен к возрождению, Лиза не смогла спасти героя от неизбежного. И не его вина в том, что чувства героя остыли. Эраст понял, что перешёл черту в отношениях с Лизой. В этой сцене автор показывает, что «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви».

Когда герой узнает о смерти девушки, он чувствует себя виновным в ее трагичной гибели, до конца жизни он остаётся несчастным. Если бы Эраст был настоящим злодеем, он бы не чувствовал своей вины.

Да, поступки Эраста приводят Лизу к самоубийству, однако герой делает это не специально, неосознанно. Присущая ему легкомысленность не смогла ужиться вместе с серьезными намерениями Лизы. Герои не могли быть вместе не потому, что были разного социального положения, а потому что имели разное отношение к жизни. Герои испытывали любовь друг к другу в начале отношений, но со временем Эраст понял, что совершает ошибку. Внезапные чувства персонажей приводят отношения к трагичному финалу.

Автор не относится к своему герою негативно. Он жалеет не только Лизу, но и Эраста. Потому что он не виноват в том, что причинил боль героине. Внешние обстоятельства сделали их любовь и их судьбы по-настоящему трагичными. Пороки Эраста не индивидуализированы, они присущи всему обществу. Это общество повлияло на мировоззрение Эраста и на его поступки, не его вина в том, что социум диктует свои правила. Писатель не винит Эраста за те действия, которые повлияли на поступки Лизы, он не изображает его злодеем или искусителем, потому что взгляд автора реалистичен.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Эраст злодей или коварный соблазнитель», раскроет отношение рассказчика к герою, отметит неоднозначность образа, у которого есть и положительные, и отрицательные качества.

Предметы