Анализ «Белые ночи» Достоевский
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 477.
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 477.
Одной из ярких литературных работ, принадлежащих раннему творчеству Ф. М. Достоевского, является повесть «Белые ночи». Сам же автор отнёс своё детище к жанру «сентиментального романа», раскрыв тем самым описываемую в нём проблематику любви, одиночества, смысла жизни. В произведении присутствуют автобиографические элементы, признаки исповеди, а в образе главного героя можно узнать черты молодого Достоевского. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку литературы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Белые ночи.
Год написания – 1848 год.
История создания – Сразу после написания роман был опубликован в журнале «Отечественные записки». Посвящён близкому другу писателя – Алексею Плещееву.
Тема – Любовь, одиночество, поиск смысла жизни. Однако центральной является тема так называемых «мечтателей» – одиноких молодых людей, живущих в иллюзорном мире, но при этом нуждающихся в реальных событиях и невыдуманных чувствах.
Композиция – Произведение состоит из пяти глав: четыре из них представляют собой нумерацию петербургских ночей, в то время как последняя названа «Утро».
Жанр – Повесть.
Направление – Сентиментализм.
История создания
К написанию романа Федор Михайлович приступил в конце 1847 года, и уже в 1848 году произведение было опубликовано в литературном журнале «Отечественные записки».
В раннем творчестве Достоевского отслеживается явный интерес писателя к теме «петербургских мечтателей». Именно ей посвятил он в 1847 году несколько своих фельетонов, вошедших в сборник «Петербургская летопись». Однако эти статьи были опубликованы Федором Михайловичем практически анонимно, поскольку подписывал он фельетоны одними лишь буквами – «Ф. М.». Позже выяснилось, что часть материала из сборника была использована писателем во время работы над романом. В частности это были характеристики героев и описание быта.
Свой роман Достоевский посвятил близкому другу – писателю и поэту Алексею Плещееву.
для самых рациональных -
Краткое содержание «Белые ночи»для самых нетерпеливых -
Очень краткое содержание «Белые ночи»для самых компанейских -
Главные герои «Белые ночи»для самых занятых -
Читательский дневник «Белые ночи»для самых крутых -
Читать «Белые ночи» полностьюТема
Центральная тема произведения – одиночество в большом городе. Подобное состояние было весьма распространено в Петербурге середины XIX века, чему способствовала нестабильная социальная ситуация в городе. Как следствие, большинство молодых людей чувствовали себя одинокими и глубоко несчастными, утратившими смысл жизни.
Настенька и Мечтатель – типичные представители «маленьких людей». Они живут простой, скромной и безыскусной жизнью. Круг их общения чрезвычайно узок: Мечтатель общался лишь с сослуживцами, а Настенька – с бабушкой и жильцами. Чтобы уйти от серой реальности и на время позабыть о насущных проблемах, молодые люди перешли в разряд «мечтателей», с головой погружаясь в собственные фантазии.
Тема любви раскрывается в произведении сквозь призму чувств Настеньки к ее возлюбленному и безответную любовь Мечтателя к хрупкой девушке. Последний не злится на Настеньку, не обвиняет её во всех своих бедах, когда та оставляет его в полном одиночестве. Напротив, он приходит к выводу, что нужно быть благодарным даже за те минуты счастья, которые она ему подарила. Он с бережностью вынашивает свою идею счастья – пусть в его жизни будут лишь крупицы истинного блаженства, но он навсегда сохранит их в своей душе.
Основная мысль произведения – оторванность «мечтателей» от реального мира, их неспособность жить среди людей и получать радость жизни от простых, обыденных вещей. Предпочитая витать в облаках, они неизбежно обрекают себя на одиночество.
Композиция
Особенность композиции романа заключается в интересном построении сюжета: первые четыре из пяти глав посвящены петербургским ночам, в то время как последняя глава называется «Утро».
Построение носит символический характер. На фоне романтических белых ночей Петербурга читателю открываются все стадии влюбленности главного героя в Настеньку, все его мечты и душевные переживания. Но в итоге неизбежно наступает «утро» – момент прозрения, который становится для Мечтателя личной драмой. Он уже обрёл любовь, пусть и неразделенную, но такую сладостную. И теперь он вынужден распрощаться с ней навеки – безжалостное утро рассеивает пустые фантазии, но вместе с тем дарит надежду на светлое будущее.
Произведение наполнено различными художественными приёмами и средствами. Так, Федор Михайлович искусно использует метод параллелизма: практически каждая глава начинается с детального описания природы, которое даёт невольную подсказку на то, как закончится данная глава – весело или печально.
Помимо двух главных героев – Мечтателя и Настеньки, в произведении незримо присутствует третий персонаж, создающий особую атмосферу. Это – Петербург, выступающий в роли собеседника и старого приятеля рассказчика. Город чутко отзывается на внутренние переживания Мечтателя, создавая непередаваемо прекрасный антураж к его романтическому настроению и оправдывая смысл названия произведения – «Белые ночи».
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Белых ночей».
Жанр
Проводя анализ произведения «Белые ночи », следует отметить, что оно написано в жанре повести. Но сам автор настаивал на его принадлежности к сентиментальному роману.
Специфика направления сентиментализма заключается в том, что в центре внимания оказываются душевные переживания, эмоции и чувства главных героев. Они могут быть вполне реалистичными, поскольку образы Настеньки и Мечтателя как нельзя более точно подходят под описание любимой писателем категории «маленьких людей». Однако в романе они показаны излишне идеализированными, их отношения утопичны.
В романе Достоевского «Белые ночи» герои не находятся в конфликте с окружающей средой: она их не подавляет и не вынуждает направлять все свои силы на сопротивление. В центре внимания – внутренний мир персонажей, их душевные порывы и чувства.
Кроме того, терзания Мечтателя не приводят к трагической концовке. Напротив, даже потерпев неудачу на любовном фронте, он благодарен судьбе даже за призрачный намек на счастье, которое ему выпало. Герой находится в полной гармонии с самим собой, что ещё раз доказывает принадлежность романа к направлению сентиментализм.
Тест по произведению
- /10Вопрос 1 из 10
Произведение «Белые ночи» написано в:
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
- София Щербинина9/10
- Валера Хаптанов10/10
- Аня Новикова8/10
- Антон Гордеенко9/10
- Дима Пожидаев8/10
- Елена Перепелицына10/10
- Анастасия Форд9/10
- Евгения Леонова10/10
- Дмитрий Пушкин10/10
- Людмила Анюхина10/10