Характеристика Рахметова
Краткая характеристика
Полное имя — не указано, фамилия Рахметов.
Возраст — точно не указан, молодой человек до 30 лет.
Род занятий — студент, общественно-политический деятель.
Семья — братья и сестры.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из дворянского семейства.
Воспитание — традиционное для его сословия.
Образование — традиционное для его сословия.
Внешность — высокий, физически очень сильный молодой мужчина.
Характер — целеустремлённый, волевой, решительный, смелый, добрый, прямолинейный, принципиальный, скромный, дисциплинированный, любознательный, грубый, независимый, свободолюбивый, резкий.
Положительные черты — решительный, волевой, целеустремлённый, свободолюбивый, умный, добрый.
Отрицательные черты — резкий, грубый, бестактный.
Произведение — «Что делать?».
Автор — Николай Гаврилович Чернышевский.
В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» одним из второстепенных героев выступает молодой дворянин, убежденный демократ-революционер Рахметов. Несмотря на то что персонаж описан лишь в одной главе, он несёт в себе большую смысловую нагрузку.
Характеристика Рахметова помогает лучше понять черты, которыми, по мнению автора, должен обладать передовой человек нового поколения. Рахметов был незаурядной личностью и обладал удивительными качествами, которые неизменно вызывали восхищение.
Цитатная характеристика
Описание образа Рахметова с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет героя основан на том, что он является представителем древнего дворянского рода с татарскими корнями, известного не только в России, но и в Европе.
«Рахметов был из фамилии, известной с XIII века, то есть одной из древнейших не только у нас, а и в целой Европе»
«В числе татарских темников, корпусных начальников, перерезанных в Твери вместе с их войском… находился Рахмет. Маленький сын этого Рахмета от жены русской, племянницы тверского дворского, то есть обер-гофмаршала и фельдмаршала, насильно взятой Рахметом, был пощажен для матери и перекрещен из Латыфа в Михаила. От этого Латыфа-Михаила Рахметовича пошли Рахметовы»
«Они в Твери были боярами, в Москве стали только окольничими, в Петербурге в прошлом веке бывали генерал-аншефами— конечно, далеко не все: фамилия разветвилась очень многочисленная, так что генерал-аншефских чинов не достало бы на всех»
Предки Рахметова занимали высокие должности при дворе.
«Прапрадед нашего Рахметова был приятелем Ивана Ивановича Шувалова, который и восстановил его из опалы, постигнувшей было его за дружбу с Минихом. Прадед был сослуживцем Румянцева, дослужился до генерал-аншефства и убит был при Нови. Дед сопровождал Александра в Тильзит и пошел бы дальше всех, но рано потерял карьеру за дружбу с Сперанским»
Отец Рахметова был генерал-лейтенантом, а после выхода в отставку стал обычным помещиком.
«Отец служил без удачи и без падений, в 40 лет вышел в отставку генерал-лейтенантом и поселился в одном из своих поместий, разбросанных по верховью Медведицы. Поместья были, однако ж, не очень велики, всего душ тысячи две с половиною…»
Отец Рахметова был умным и образованным человеком, но обладал деспотичным характером, от которого страдали его близкие.
«Какие задатки для того лежали в его прошлой жизни? Не очень большие, но лежали. Отец его был человек деспотического характера, очень умный, образованный и ультраконсерватор, — в том же смысле, как Марья Алексевна, ультраконсерватор, но честный. Ему, конечно, было тяжело. Это одно еще ничего бы. Но мать его, женщина довольно деликатная, страдала от тяжелого характера мужа»
Рахметов был предпоследним ребенком, у него было семь братьев и сестер.
«…детей на деревенском досуге явилось много, человек 8; наш Рахметов был предпоследний, моложе его была одна сестра…»
Из-за большого количества наследников после смерти отца Рахметов получил небольшое наследство и был весьма небогатым помещиком.
«…потому наш Рахметов был уже человек не с богатым наследством: он получил около 400 душ да 7 000 десятин земли»
«…не было известно и то, что за собою оставил он 1 500 десятин, да не было известно и вообще то, что ом помещик и что, отдавая в аренду оставленную за собою долю земли, он имеет все-таки еще до 3 000 р. дохода, этого никто не знал, пока он жил между нами. Это мы узнали после, а тогда полагали, конечно, что он одной фамилии с теми Рахметовыми, между которыми много богатых помещиков, у которых, у всех однофамильцев вместе, до 75 000 душ…»
«…знали мы, что наш знакомый Рахметов проживает в год рублей 400; для студента это было тогда очень немало, но для помещика из Рахметовых уже слишком мало; потому каждый из нас, мало заботившихся о подобных справках, положил про себя без справок, что наш Рахметов из какой-нибудь захиревшей и обеспоместившейся ветви Рахметовых, сын какого-нибудь советника казенной палаты, оставившего детям небольшой капиталец»
Рахметов скрывает ото всех свои денежные отношения и родственные связи.
«…если никому из петербургских знакомых Рахметова не были известны его родственные и денежные отношения»
Рахметов — студент, который приехал 16-летним юношей в Петербург, чтобы получить высшее образование.
«…16 лет он приехал в Петербург обыкновенным, хорошим, кончившим курс гимназистом, обыкновенным добрым и честным юношею, и провел месяца три-четыре по-обыкновенному, как проводят начинающие студенты»
В возрасте 22 лет Рахметов, будучи студентом, на три года бросил обучение. Решив вопрос со своим наследством, он отправился в путешествие по России.
«Теперь ему было 22 года, а студентом он был с 16 лет; но почти на З года он покидал университет. Вышел из 2-го курса, поехал в поместье, распорядился, победив сопротивление опекуна, заслужив анафему от братьев и достигнув того, что мужья запретили его сестрам произносить его имя»
«…скитался по России разными манерами: и сухим путем, и водою, и тем и другою по обыкновенному и по необыкновенному, — например, и пешком, и на расшивах, и на косных лодках, имел много приключений, которые все сам устраивал себе»
По возвращении из своего трехлетнего путешествия Рахметов вновь поступил в университет, сменив естественный факультет на филологический.
«Это стало известно только уже после, а тогда мы видели, что он долго пропадал, а за два года до той поры, как сидел он в кабинете Кирсанова за толкованием Ньютона на “Апокалипсис”, возвратился в Петербург, поступил на филологический факультет, — прежде был на естественном, и только»
Рахметов имеет большой опыт тяжёлой физической работы и даже успел поработать бурлаком, получив там прозвище Никитушки Ломова — бурлака, обладавшего невиданной физической силой.
«…был пахарем, плотником, перевозчиком и работником всяких здоровых промыслов…»
«… раз даже прошел бурлаком всю Волгу, от Дубовки до Рыбинска… он сел просто пассажиром, подружившись с артелью, стал помогать тянуть лямку и через неделю запрягся в нее как следует настоящему рабочему; скоро заметили, как он тянет, начали пробовать силу, — он перетягивал троих, даже четверых самых здоровых из своих товарищей; тогда ему было 20 лет, и товарищи его по лямке окрестили его Никитушкою Ломовым, по памяти героя, уже сошедшего тогда со сцены»
Рахметов среди близких знакомых имел два прозвища: ригорист, то есть человек, который всегда следует своим нравственным принципам, и Никитушка Ломов.
«…все, кто его знал, знали его под двумя прозвищами; одно из них уже попадалось в этом рассказе — “ригорист”; его он принимал с обыкновенною своею легкою улыбкою мрачноватого удовольствия. Но когда его называли Никитушкою или Ломовым, или по полному прозвищу Никитушкою Ломовым…»
Известно, что у Рахметова в 15 лет была связь с любовницей его отца.
«…на 15-м году он влюбился в одну из любовниц отца. Произошла история, конечно, над нею особенно. Ему было жалко женщину, сильно пострадавшую через него»
Примерно в 1858 году неожиданно для всех Рахметов бросил всё, продал своё поместье, отдал часть денег своим ученикам и отправился в путешествие по Европе.
«Года через два после того, как мы видим его сидящим в кабинете Кирсанова за ньютоновым толкованием на “Апокалипсис”, он уехал из Петербурга, сказавши Кирсанову и еще двум-трем самым близким друзьям, что ему здесь нечего делать больше, что он сделал все, что мог, что больше делать можно будет только года через три, что эти три года теперь у него свободны, что он думает воспользоваться ими, как ему кажется нужно для будущей деятельности»
«Мы узнали потом, что он проехал в свое бывшее поместье, продал оставшуюся у него землю, получил тысяч 35, заехал в Казань и Москву, роздал около 5 тысяч своим семи стипендиатам, чтобы они могли кончить курс»
«Когда прошло месяца три-четыре после того, как он пропал из Москвы, и не приходило никаких слухов о нем, мы все предположили, что он отправился путешествовать по Европе. Догадка эта, кажется, верна»
По всей видимости, в Европе Рахметов занимался просвещением местного населения.
«…молодого человека, русского, который говорил, что объехал славянские земли, везде сближался со всеми классами, в каждой земле оставался постольку, чтобы достаточно узнать понятия, нравы, образ жизни, бытовые учреждения, степень благосостояния всех главных составных частей населения, жил для этого и в городах и в селах, ходил пешком из деревни в деревню»
После путешествия по Европе Рахметов намеревался отправиться в Америку, чтобы спустя несколько лет вернуться в Россию.
«…что через год во всяком случае ему “нужно” быть уже в Северо-Американских штатах, изучить которые более “нужно” ему, чем какую-нибудь другую землю, и там он останется долго, может быть, более года, а может быть, и навсегда, если он там найдет себе дело, но вероятнее, что года через три он возвратится в Россию, потому что, кажется, в России, не теперь, а тогда, года через три-четыре, “нужно” будет ему быть»
Внешность
Портретная характеристика Рахметова основана на том, что он высокий, физически очень сильный молодой человек.
«Рахметов в 16 лет, когда приехал в Петербург, был с этой стороны обыкновенным юношею довольно высокого роста, довольно крепким, но далеко не замечательным по силе…»
«…на половине 17-го года он вздумал, что нужно приобрести физическое богатство, и начал работать над собою. Стал очень усердно заниматься гимнастикою…»
Рахметов был настолько силен, что перетягивал четверых самых сильных бурлаков.
«… он перетягивал троих, даже четверых самых здоровых из своих товарищей; тогда ему было 20 лет…»
Черты характера и поступки
Рахметов — представитель редкой породы людей.
«Таких людей, как Рахметов, мало: я встретил до сих пор только восемь образцов этой породы… они были людьми особой породы»
«Да, особенный человек был этот господин, экземпляр очень редкой породы»
«…они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней — теин в чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли»
Рахметов обладал сильным, волевым характером.
«…чтобы стать таким особенным человеком, конечно, главное — натура»
Рахметов определил для себя самые суровые принципы, которым неукоснительно следовал, не щадя себя.
«За несколько времени перед тем, как вышел он из университета и отправился в свое поместье, потом в странствование по России, он уже принял оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни, а когда он возвратился, они уже развились в законченную систему, которой он придерживался неуклонно»
«Он сказал себе: “Я не пью ни капли вина. И не прикасаюсь к женщине”. А натура была кипучая.“Зачем это? Такая крайность вовсе не нужна?” — “Так нужно. Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, — мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще, что мы говорим только по принципу, а не по пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности”»
«Поэтому же он стал и вообще вести самый суровый образ жизни»
В стремлении быть ближе к простому народу, Рахметов отказывал себе во всём и вёл исключительно спартанский образ жизни.
«…он жалел каждой копейки на какую-нибудь пищу, кроме говядины; говядину он велел хозяйке брать самую отличную, нарочно для него самые лучшие куски, но остальное ел у себя дома все только самое дешевое.Отказался от белого хлеба, ел только черный за своим столом. По целым неделям у него не бывало во рту куска сахару, по целым месяцам никакого фрукта, ни куска телятины или пулярки. На свои деньги он не покупал ничего подобного; “не имею права тратить деньги на прихоть, без которой могу обойтись”, — а ведь он воспитан был на роскошном столе и имел тонкий вкус, как видно было по его замечаниям о блюдах»
«…когда он обедал у кого-нибудь за чужим столом, он ел с удовольствием многие из блюд, от которых отказывал себе в своем столе, других не ел и за чужим столом. Причина различения была основательная: “то, что ест, хотя по временам, простой народ, и я смогу есть при случае. Того, что никогда недоступно простым людям, и я не должен есть! Это нужно мне для того, чтобы хоть несколько чувствовать, насколько стеснена их жизнь сравнительно с моею“»
«Одевался он очень бедно, хоть любил изящество, и во всем остальном вел спартанский образ жизни; например, не допускал тюфяка и спал на войлоке, даже не разрешая себе свернуть его вдвое»
«…он и тут поставил себе правилом: роскоши и прихоти — никакой; исключительно то, что нужно»
У Рахметова есть единственная слабость — сигары.
«…сколько бы ни кололи ему глаза его гнусною слабостью, то есть сигарами…»
«Было у него угрызение совести, — он не бросил курить: “без сигары не могу думать; если действительно так, я прав; но, быть может, это слабость воли”. А дурных сигар он не мог курить, — ведь он воспитан был в аристократической обстановке. Из 400 р. его расхода до 150 выходило у него на сигары. “Гнусная слабость”, как он выражался»
Рахметов с 17 лет немало времени уделял гимнастике и физическому совершенствованию.
«Гимнастика, работа для упражнения силы, чтения— были личными занятиями Рахметова»
«Рахметов в 16 лет, когда приехал в Петербург, был с этой стороны обыкновенным юношею довольно высокого роста, довольно крепким, но далеко не замечательным по силе: из десяти встречных его сверстников, наверное, двое сладили бы с ним. Но на половине 17-го года он вздумал, что нужно приобрести физическое богатство, и начал работать над собою. Стал очень усердно заниматься гимнастикою…»
Чтобы приобрести физическую силу, юный Рахметов, помимо гимнастики, устроился чернорабочим.
«…гимнастика только совершенствует материал, надо запасаться материалом, и вот на время, вдвое большее занятий гимнастикою, на несколько часов в день, он становится чернорабочим по работам, требующим силы: возил воду, таскал дрова, рубил дрова, пилил лес, тесал камни, копал землю, ковал железо; много работ он проходил и часто менял их, потому что от каждой новой работы, с каждой переменой получают новое развитие какие-нибудь мускулы»
Рахметову удалось приобрести большую физическую силу. Он считал, что это очень полезно для поддержания авторитета у простого народа.
«…скоро заметили, как он тянет, начали пробовать силу, — он перетягивал троих, даже четверых самых здоровых из своих товарищей; тогда ему было 20 лет»
«…он приобрел и не щадя времени поддерживал в себе непомерную силу. “Так нужно, — говорил он: — это дает уважение и любовь простых людей. Это полезно, может пригодиться”»
У Рахметова отличный аппетит, он предпочитает есть говядину для поддержания своей отличной физической формы.
«…вы знаете, как я ем — за двоих мужиков»
«Он принял боксерскую диэту: стал кормить себя — именно кормить себя — исключительно вещами, имеющими репутацию укреплять физическую силу, больше всего бифштексом, почти сырым, и с тех пор всегда жил так»
«Чтобы сделаться и продолжать быть Никитушкою Ломовым, ему нужно было есть говядины, много говядины, — и он ел ее много. Но он жалел каждой копейки на какую-нибудь пищу, кроме говядины; говядину он велел хозяйке брать самую отличную, нарочно для него самые лучшие куски»
Рахметову очень льстило, когда его называли Никитушкой Ломовым в честь бурлака-силача.
«…когда его называли Никитушкою или Ломовым, или по полному прозвищу Никитушкою Ломовым, он улыбался широко и сладко и имел на то справедливое основание и имел на то справедливое основание, потому что не получил от природы, а приобрел твердостью воли право носить это славное между миллионами людей имя»
«Никитушка Ломов, бурлак, ходивший по Волге лет 20-15 тому назад, был гигант геркулесовской силы… Какой он был силы, об этом довольно сказать одно: он получал плату за 4 человек»
На всю дальнейшую жизнь у Рахметова сформировалось три хобби: гимнастика, упражнения для поддержания физической силы и чтение.
«Гимнастика, работа для упражнения силы, чтения — были личными занятиями Рахметова»
Рахметов всегда стремился быть в кругу умных, исключительных людей.
«…стал он слышать, что есть между студентами особенно умные головы, которые думают не так, как другие, и узнал с пяток имен таких людей, — тогда их было еще мало. Они заинтересовали его, он стал искать знакомства с кем-нибудь из них; ему случилось сойтись с Кирсановым, и началось его перерождение в особенного человека…»
Рахметов предпочитал знакомство только с теми, кто имел влияние на других людей.
«…вне своего круга, он знакомился только с людьми, имеющими влияние на других. Кто не был авторитетом для нескольких других людей, тот никакими способами не мог даже войти в разговор с ним. Он говорил: “Вы меня извините, мне некогда”, и отходил. Но точно так же никакими средствами не мог избежать знакомства с ним тот, с кем он хотел познакомиться. Он просто являлся к вам и говорил, что ему было нужно, с таким предисловием: “Я хочу быть знаком с вами; это нужно. Если вам теперь не время, назначьте другое”»
С юных лет Рахметов почувствовал непреодолимую тягу к знаниям. Он мог несколько суток без перерыва на сон увлеченно читать умные, глубокие книги.
«“С каких же книг мне начать читать?” Кирсанов указал. Он на другой день уж с 8 часов утра ходил по Невскому, от Адмиралтейской до Полицейского моста, выжидая, какой немецкий или французский книжный магазин первый откроется, взял, что нужно, и читал больше трех суток сряду, — с 11 часов утра четверга до 9 часов вечера воскресенья, 82 часа; первые две ночи не спал так, на третью выпил восемь стаканов крепчайшего кофе, до четвертой ночи не хватило силы ни с каким кофе, он повалился и проспал на полу часов 15. Через неделю он пришел к Кирсанову, потребовал указаний на новые книги, объяснений…»
Когда Рахметов удовлетворил свою страсть к просветительской литературе, он стал весьма избирательным в выборе книг.
«В первые месяцы своего перерождения он почти все время проводил в чтении; но это продолжалось лишь немного более полгода…»
«…когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого нашел справедливыми, он тотчас же сказал себе: “теперь чтение стало делом второстепенным; я с этой стороны готов для жизни”, и стал отдавать книгам только время, свободное от других дел»
«Он говорил: “по каждому предмету капитальных сочинений очень немного; во всех остальных только повторяется, разжижается, портитсято, что все гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих сочинениях. Надобно читать только их; всякое другое чтение — только напрасная трата времени»
Благодаря своей тяге к знаниям в возрасте 22 лет Рахметов имел славу умного, учёного человека.
«…теперь, когда ему было 22 года, он был уже человеком очень замечательно основательной учености»
Рахметов быстро сошелся с Кирсановым и Лопуховым, под влиянием которых началось его перерождение в особенного человека.
«..ему случилось сойтись с Кирсановым, и началось его перерождение в особенного человека… Через неделю он пришел к Кирсанову, потребовал указаний на новые книги, объяснений; подружился с ним, потом через него подружился с Лопуховым. Через полгода, хоть ему было только 17 лет, а им уже по 21 году, они уж не считали его молодым человеком сравнительно с собою, и уж он был особенным человеком»
Рахметов представляет большой интерес для молодежи, которую он притягивает к себе прогрессивными взглядами на жизнь.
«…через несколько времени является ужасный Рахметов, а за ним постепенно набирается целая ватага молодежи…»
Даже близкие знакомые Рахметова, люди умные и независимые, немного побаиваются его.
«…все немного побаивались Рахметова: и Лопухов, и Кирсанов, и все, не боявшиеся никого и ничего, чувствовали перед ним, по временам, некоторую трусоватость. С Верою Павловною он был очень далек: она находила его очень скучным, он никогда не присоединялся к ее обществу»
Рахметов способен находить интересное даже в самых скучных книгах.
«Он с усердным наслаждением принялся читать книгу, которую в последние сто лет едва ли кто читал, кроме корректоров ее: читать ее для кого бы то ни было, кроме Рахметова, то же самое, что есть песок или опилки. Но ему было вкусно»
Для Рахметова характерна резкая, жёсткая манера общения. Но при этом он мог так всё обставить, что никто не обижался на его грубость.
«Да, при всей дикости его манеры, каждый оставался убежден, что Рахметов поступил именно так, как благоразумнее и проще всего было поступить, и свои страшные резкости, ужаснейшие укоризны он говорил так, что никакой рассудительный человек не мог ими обижаться…»
«…при всей своей феноменальной грубости, он был, в сущности, очень деликатен. У него были и предисловия в этом роде. Всякое щекотливое объяснение он начинал так: “вам известно, что я буду говорить без всякого личного чувства. Если мои слова будут неприятны, прошу извинить их. Но я нахожу, что не следует обижаться ничем, что говорится добросовестно, вовсе не с целью оскорбления, а по надобности»
Рахметов на редкость прямолинеен, он привык говорить только правду.
«”Знаете вы, что из этого следует? То, что вы или лжец, или дрянь!” Как это понравится? Что надобно было бы сделать с другим человеком за такие слова? вызвать на дуэль? но он говорит таким тоном, без всякого личного чувства, будто историк, судящий холодно не для обиды, а для истины, и сам был так странен, что смешно было бы обижаться, и я только мог засмеяться»
Рахметов весьма лаконичен в своих высказываниях и никогда не использует лишних слов.
«…выразил это мнение каждый раз в немногих, но сильных словах…»
«…вы знаете, я не говорю напрасных слов…»
«…я знаю, что он никогда не говорит ничего, кроме того, что нужно…»
Рахметов никогда не навязывает своего мнения, а лишь предлагает его.
«…мое правило: предлагать мое мнение всегда, когда я должен, и никогда не навязывать его“. И действительно, он не навязывал: никак нельзя было спастись от того, чтоб он, когда находил это нужным, не высказал вам своего мнения настолько, чтобы вы могли понять, о чем и в каком смысле он хочет говорить; но он делал это в двух-трех словах и потом спрашивал: “Теперь вы знаете, каково было бы содержание разговора; находите ли вы полезным иметь такой разговор?” Если вы сказали “нет”, он кланялся и отходил»
Рахметов очень занятой человек, у него много дел, и он никогда не тратит время попусту.
«…дел у него была бездна, и все дела, не касавшиеся лично до него; личных дел у него не было, это все знали; но какие дела у него, этого кружок не знал. Видно было только, что у него множество хлопот. Он мало бывал дома, все ходил и разъезжал, больше ходил. Но у него беспрестанно бывали люди, то все одни и те же, то все новые; для этого у него было положено: быть всегда дома от 2 до З часов; в это время он говорил о делах и обедал»
«Он успевал делать страшно много, потому что и в распоряжении времени положил на себя точно такое же обуздание прихотей, как в материальных вещах»
«…он никогда ни у кого не бывал иначе, как по делу, и ни пятью минутами больше, чем нужно по делу, и у себя никого не принимал и не допускал оставаться иначе, как на том же правиле; он без околичностей объявлял гостю: “мы переговорили о вашем деле; теперь позвольте мне заняться другими делами, потому что я должен дорожить временем”»
«…только время, свободное от других дел, а такого времени оставалось у него мало…»
«…постоянно соблюдая то же правило, как в чтении: не тратить времени над второстепенными делами и с второстепенными людьми, заниматься только капитальными…»
Рахметов очень мало времени уделяет развлечениям, считая их излишеством. Для него отдых — это смена деятельности.
«Ни четверти часа в месяц не пропадало у него на развлечение, отдыха ему не было нужно. “У меня занятия разнообразны; перемена занятия есть отдых“»
Рахметов способен проводит над собой смелые и откровенно опасные эксперименты, чтобы проверить себя на прочность. Однажды он всю ночь пролежал на гвоздях и порядочно истёк кровью, но был доволен тем, что смог вытерпеть эту боль.
«…спина и бока всего белья Рахметова (он был в одном белье) были облиты кровью, под кроватью была кровь, войлок, на котором он спал, также в крови; в войлоке были натыканы сотни мелких гвоздей шляпками с-исподи, остриями вверх, они высовывались из войлока чуть не на полвершка; Рахметов лежал на них ночь. “Что это такое, помилуйте, Рахметов”, с ужасом проговорил Кирсанов. — “Проба. Нужно. Неправдоподобно, конечно; однако же, на всякий случай нужно. Вижу, могу”»
Рахметов весьма безжалостен к себе.
«Ведь он такой до себя безжалостный…»
Рахметов — бесстрашный, отчаянный человек. Он на ходу остановил лошадь, которая понесла коляску с испуганной женщиной, хотя мог при этом получить смертельные травмы.
«…лошадь понесла даму, катавшуюся в шарабане, дама сама правила и не справилась, вожжи волочились по земле — лошадь была уже в двух шагах от Рахметова; он бросился на середину дороги, но лошадь уж пронеслась мимо, он не успел поймать повода, успел только схватиться за заднюю ось шарабана — и остановил, но упал»
Рахметов считает, что чувства — это лишний груз, и потому сознательно отвергает любовь.
«Нет, и этого я не могу принять, — сказал он, — я должен подавить в себе любовь: любовь к вам связывала бы мне руки, они и так нескоро развяжутся у меня, — уж связаны. Но развяжу. Я не должен любить”»
«…как о человеке, совершенно черством для личных чувств, не имевшем, если можно так выразиться, личного сердца, которое билось бы ощущениями личной жизни…»
Рахметов всячески избегал отношений с женщинами, но однажды влюбился в даму, которую спас во время её прогулки на лошади. Волевым решением он прекратил эти отношения, но еще долго переживал о разрыве.
«Дама была вдова лет 19, женщина не бедная и вообще совершенно независимого положения, умная, порядочная женщина. Огненные речи Рахметова, конечно, не о любви, очаровали ее: “я во сне вижу его окруженного сияньем”, — говорила она Кирсанову. Он также полюбил ее…»
«”Я был с вами откровеннее, чем с другими; вы видите, что такие люди, как я, не имеют права связывать чью-нибудь судьбу с своею“. — “Да, это правда, — сказала она, — вы не можете жениться. Но пока вам придется бросить меня, до тех пор любите меня”. — “Нет, и этого я не могу принять, — сказал он, — я должен подавить в себе любовь: любовь к вам связывала бы мне руки, они и так нескоро развяжутся у меня, — уж связаны. Но развяжу. Я не должен любить”»
«…Рахметов просил его не видаться с нею, не справляться о ней: “если я буду полагать, что вы будете что-нибудь знать о ней, я не удержусь, стану спрашивать, а это не годится”»
Рахметов — прекрасный психолог, который отлично разбирается в человеческой природе.
«Рахметов, при всей видимой нелепости своей обстоятельной манеры изложения, был мастер, великий мастер вести дело! Он был великий психолог, он знал и умел выполнять законы постепенного подготовления»
У Рахметова страстная, увлечённая натура.
«Огненные речи Рахметова, конечно, не о любви, очаровали ее…»
«А натура была кипучая»
Рахметов — порядочный человек, которому можно доверять.
«…да ведь Лопухов хорошо знал Рахметова, и что Рахметов думает о каком деле, и как Рахметов будет говорить в каком случае, ведь порядочные люди понимают друг друга, и не объяснившись между собою…»
«Ведь вы убеждены, что я человек, заслуживающий безусловного доверия?” — “Да, мне сказали это все, и я сам теперь вижу”»
Сам себя Рахметов считает хорошим человеком, с которым просто тяжело ужиться.
«Ведь вот и я хороший человек, а могли бы вы ужиться со мною? Вы повесились бы от тоски со мною, — через сколько дней, как вы полагаете?
— Через немного дней, — сказала Вера Павловна, смеясь»
Рахметов на редкость терпеливый человек.
«Но как бы хорошо было для наших нерв, если бы, при сообщении нам сильных известий, умели соблюдать хоть десятую долю той выдержки подготовления, как Рахметов»
«…он опять положил записку и с прежним терпением опять стоял добрую четверть часа…»
Рахметов тяжело переживает несправедливость этого мира. Когда он начинает об этом думать , то становится очень мрачным человеком.
«Из этого разговора ты увидел, что Рахметову хотелось бы выпить хересу, хоть он и не пьет, что Рахметов не безусловно “мрачное чудовище”, что, напротив, когда он за каким-нибудь приятным делом забывает свои тоскливые думы, свою жгучую скорбь, то он и шутит, и весело болтает, да только, говорит, редко мне это удается, и горько, говорит, мне, что мне так редко это удается, я, говорит, и сам не рад, что я “мрачное чудовище”, да уж обстоятельства-то такие, что человек с моею пламенною любовью к добру не может не быть “мрачным чудовищем”, а как бы не это, говорит, так я бы, может быть, целый день шутил, да хохотал, да пел, да плясал»
В глубине души Рахметов — добрый, милый, веселый человек.
«Рахметов, вы удивляете меня. Вы совсем не такой, как мне казалось. Отчего вы всегда такое мрачное чудовище? А ведь вот теперь вы милый, веселый человек.
— Вера Павловна, я исполняю теперь веселую обязанность, отчего ж мне не быть веселым? Но ведь это случай, это редкость. Вообще видишь не веселые вещи; как же тут не будешь мрачным чудовищем?»
«…пусть это будет секрет, что я не по своей охоте мрачное чудовище…»
«…я имела длинный разговор с свирепым Рахметовым — какой это нежный и добрый человек!»
Воспитание
Рахметов получил воспитание в лучших традициях дворянства.
«…он воспитан был на роскошном столе и имел тонкий вкус, как видно было по его замечаниям о блюдах…»
«…он воспитан был в аристократической обстановке…»
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Рахметова вместе!
Биография
Рахметов — потомственный дворянин, представитель старинного аристократического рода. Его предки были важными персонами, занимали высокие чины при дворе. Отец Рахметова не обладал большим богатством и после службы в армии осел в родовом имении. Здесь прошло детство героя, у которого было ещё семеро братьев и сестёр.
В возрасте 16 лет Рахметов переехал в Петербург, чтобы получить высшее образование. Будучи студентом факультета естественных наук, он познакомился с Кирсановым и Лопуховым, которые оказали большое влияние на становление юноши. Рахметов стал много читать, всячески расширять свой кругозор и к 22 годам имел репутацию очень образованного молодого человека.
Рахметов стремился быть ближе к простому народу. Для этого нанимался простым работником, много и тяжело трудился, освоив немало рабочих профессий. Кроме того, он занялся самовоспитанием — тренировал силу и выносливость — и достиг в этом немалых успехов. Однажды он решил попробовать себя в качестве бурлака, заслужив среди рабочего люда славу невероятно могучего мужчины. Он даже получил прозвище Никитушки Ломова — бурлака, известного своей редкой физической силой.
В возрасте 22 лет Рахметов неожиданно бросил университет и отправился в путешествие по России. После трёх лет скитаний он продолжил учёбу, сменив естественный факультет на филологический.
Спустя время Рахметов продал поместье, отдал часть денег своим ученикам и отправился колесить по Европе. Он также собирался посетить Америку, чтобы спустя несколько лет вернуться в Россию.
Образ Рахметова
Несмотря на аристократическое происхождение и соответствующее воспитание, Рахметов — убеждённый демократ, который стал ярким представителем нового поколения людей.
По своей сути Рахметов — прирождённый революционер, который всей душой болеет за судьбу простых людей. Чтобы лучше понимать глубинный народ и быть ментально ближе к нему, он полностью изменил свой образ жизни. Так, Рахметов отказался от малейшего комфорта в быту: он спал на войлоке, носил простую одежду, не позволял себе тратить деньги на прихоти.
Понимая, что простой народ вынужден много и тяжело работать, Рахметов также решил получить подобный опыт. Он работал плотником, пахарем, чернорабочим и даже бурлаком. Герой хорошо понимал людей из низших слоёв, чьи проблемы отзывались в его сердце.
Рахметов обладал недюжинной силой воли и самодисциплиной. Он много читал, ежедневно занимался спортом, скромно питался и в целом вёл по-настоящему спартанский образ жизни. Герой считал, что только так он может быть близок к народу, хорошо понимать его нужды.
Ради народа Рахметов намеренно отказался от всего, что было ему дорого. Он даже расстался с единственной женщиной, которой удалось вызвать у него сильные чувства. Рахметов понимал, что, если окажется в плену любви, уже не сможет продолжать своё дело, и потому он с корнем вырвал из своей груди это чувство.
Все без исключения понимали, что Рахметов — исключительный, особенный человек. Он притягивал к себе единомышленников, у него было немало учеников и последователей. Для окружающих Рахметов был неким идеалом передового человека, к которому каждый должен стремиться.
для самых рациональных -
Краткое содержание «Что делать?»для самых нетерпеливых -
Очень краткое содержание «Что делать?»для самых компанейских -
Главные герои «Что делать?»Вывод
В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» одним из важных персонажей стал Рахметов, который обладал невероятной силой воли, пытливым аналитическим умом, смелостью и благородством.
По мнению автора, роль героя заключается в том, чтобы раскрыть образ принципиально нового героя — революционного вождя, для которого на первом месте стоят нравственные идеалы и интересы простого народа. Характеристика Рахметова с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, написать доклад или сочинение.
Тест
- /10Вопрос 1 из 10
К какому сословию принадлежал Рахметов?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.