Характеристика Юрия Живаго
Краткая характеристика
Полное имя — Юрий Андреевич Живаго.
Возраст — в начале романа 10 лет
Род занятий — доктор, поэт.
Семья — сын Александр и дочь Мария от официальной жены Антонины, дочери Капитолина и Клавдия от гражданской жены Марины, дочь Таня от любовницы Лары, единокровный брат Евграф.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из богатого знатного семейства.
Воспитание — традиционное для его сословия.
Образование — получил университетское образование.
Внешность — высокий худощавый мужчина с курносым некрасивым лицом и тёмными волосами
Характер — умный, одухотворённый, мечтательный, добрый, мягкий, ранимый, безвольный, слабохарактерный, ведомый, порядочный, нравственный.
Положительные черты — умный, добрый, любящий, порядочный, нежный, заботливый.
Отрицательные черты — безвольный, мягкий, не способный сделать выбор.
Произведение — «Доктор Живаго».
Автор — Борис Леонидович Пастернак.
Главным героем романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» является Юрий Живаго – русский интеллигент, доктор, писатель и поэт, чья молодость пришлась на роковые для России годы Первой мировой войны, революций и социальных потрясений.
Характеристика Юрия Живаго позволяет лучше понять душевные переживания и мотивы поступков людей, оказавшихся в эпицентре страшных исторических событий. Живаго, как и миллионы его соотечественников, стоял перед необходимостью выживать и каждый день делать непростой выбор – сохранять верность собственным идеалам или приспосабливаться к изменившимся реалиям.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Полное имя героя – Юрий Андреевич Живаго.
«…радовался Юрий Андреевич…»
Художественный портрет героя основан на том, что он принадлежит богатому, знатному семейству. Его отец был миллионером.
«…моего отца, — миллионера промышленника» (Часть 13, Глава 12).
«Маленьким мальчиком он застал еще то время, когда именем, которое он носил, называлось множество саморазличнейших вещей. Была мануфактура Живаго, банк Живаго, дома Живаго, способ завязывания и закалывания галстука булавкою Живаго, даже какой-то сладкий пирог круглой формы, вроде ромовой бабы, под названием Живаго…»
С ранних лет Юра вёл беспорядочный, “цыганский” образ жизни. Его мать была болезненной женщиной, и мальчик много времени проводил у чужих людей.
«…у матери, всегда болевшей, открылась чахотка. Она стала ездить лечиться на юг Франции и в Северную Италию, куда Юра ее два раза сопровождал. Так, в беспорядке и среди постоянных загадок прошла детская жизнь Юры, часто на руках у чужих, которые все время менялись. Он привык к этим переменам…»
Отец Юры был миллионером и кутилой, быстро промотавшим своё огромное состояние. Он бросил семью, когда Юра был маленьким.
«…Юра не знал, что отец давно бросил их, ездит по разным городам Сибири и заграницы, кутит и распутничает, и что он давно просадил и развеял по ветру их миллионное состояние. Юре всегда говорили, что он то в Петербурге, то на какой-нибудь ярмарке, чаще всего на Ирбитской»
«…в обстановке вечной нескладицы отсутствие отца не удивляло его»
«Юра его совсем не помнил»
«Вдруг все это разлетелось. Они обеднели»
Отец Юры кончил жизнь самоубийством, спрыгнув с поезда. Виновником этой трагедии стал адвокат Комаровский, который довёл Живаго-старшего до банкротства.
«Отец бросился на ходу с поезда в намерении покончить с собой и разбился. Отца сопровождал Комаровский, его юрисконсульт. Комаровский спаивал отца, запутал его дела и, доведя его до банкротства, толкнул на путь гибели. Он виновник его самоубийства и того, что я остался сиротой»
Мать Юры, Мария Николаевна, скончалась, когда ему было всего 10 лет.
« Любопытные входили в процессию, спрашивали: “Кого хоронят?” Им отвечали: “Живаго”. “Вот оно что. Тогда понятно”. — “Да не его. Ее”… Священник крестящим движением бросил горсть земли на Марью Николаевну»
«…забросали могилу. На ней вырос холмик. На него взошел десятилетний мальчик»
Осиротевшего Юру взял под свое крыло родной дядя Николай Николаевич Веденяпин. Будучи образованным, прогрессивным человеком, он оказал большое влияние на становление личности Юры.
«Это был брат покойной и дядя плакавшего мальчика, расстриженный по собственному прошению священник Николай Николаевич Веденяпин. Он подошел к мальчику и увел его с кладбища»
«На другой день они с дядей должны были уехать далеко на юг, в один из губернских городов Поволжья, где отец Николай служил в издательстве, выпускавшем прогрессивную газету края»
«Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера»
Спустя время дядя привез Юру в Москву, где мальчик стал жить в семье Громеко.
«Когда из приволжского захолустья Николай Николаевич переехал в Петербург, он привез Юру в Москву в родственный круг Веденяпиных, Остромысленских, Селявиных, Михаелисов, Свентицких и Громеко… Юру перевели в профессорскую семью Громеко, где он и по сей день находился»
В семье Громеко царила особая дружелюбная и спокойная атмосфера. Юра быстро сдружился с единственной дочерью четы Громеко, Тоней, и Мишей Гордоном, который был также опекаем этой чудесной семьей. Дружбу с Гордоном Юра пронёс через всю жизнь.
«У Громеко Юру окружала завидно благоприятная атмосфера.
— У них там такой триумвират, — думал Николай Николаевич:
Юра, его товарищ и одноклассник гимназист Гордон и дочь хозяев Тоня Громеко»
«Гордон был хорош… Он был лучшим другом Юрия Андреевича»
В 1912 году Юра окончил медицинское образование в московском университете, став дипломированным врачом.
«Весь ноябрь одиннадцатого года Анна Ивановна пролежала в постели… Юра, Миша Гордон и Тоня весной следующего года должны были окончить университет и Высшие женские курсы. Юра кончал медиком…»
«Доктор Живаго, которого звали прежде Юрою; а теперь один за другим звали все чаще пo имени-отчеству»
Живаго был доктором общего профиля, он он досконально владел знаниями в офтальмологии.
«Этой зимою Юра писал свое ученое сочинение о нервных элементах сетчатки на соискание университетской золотой медали. Хотя Юра кончил по общей терапии, глаз он знал с доскональностью будущего окулиста»
В возрасте примерно 20 лет Юрий узнал, что у него есть единокровный брат Евграф, который был младше его на 8-9 лет. В дальнейшем Евграф стал для Юрия настоящим ангелом-хранителем.
«Оказывается, еще при жизни мамы отец увлекался одной мечтательницей и сумасбродкой, княгиней Столбуновой-Энрици. У этой особы от отца есть мальчик, ему теперь десять лет, его зовут Евграф. Княгиня — затворница. Она безвыездно живет с сыном в своем особняке на окраине Омска на неизвестные средства»
«Удивительное дело! Это мой сводный брат. Он носит одну со мною фамилию. А знаю я его, собственно говоря, меньше всех»
«Вот уже второй раз вторгается он в мою жизнь добрым гением, избавителем, разрешающим все затруднения»
Перед смертью мать Тони успела благословить дочь и Юру на совместную жизнь. Вскоре после её кончины молодые люди обвенчались, у них родился сын Александр.
«— Если я умру, не расставайтесь. Вы созданы друг для друга. Поженитесь. Вот я и сговорила вас, — прибавила она и заплакала»
«Доктор Живаго… стоял в коридоре акушерского корпуса гинекологической клиники, против двери палаты, в которую поместили только что привезенную им жену Антонину Александровну»
«— Сынок. Мальчик. С благополучным разрешением от бремени, — нараспев говорила сиделка»
«Юрий Андреевич тогда уже решил назвать сына в честь тестя Александром»
Во время Первой мировой войны Живаго два года прослужил военным доктором. Ему довелось пройти немало испытаний за это время.
«Госпиталь, в котором лежал, а потом служил, и который собирался теперь покинуть доктор, помещался в особняке графини Жабринской, с начала войны пожертвованном владелицей в пользу раненых»
«Три года перемен, неизвестности, переходов, война, революция, потрясения, обстрелы, сцены гибели, сцены смерти, взорванные мосты, разрушения, пожары — все это вдруг превратилось в огромное пустое место, лишенное содержания»
В годы революции семья Живаго откровенно бедствовала.
«На долгий период постоянной пищей большинства стало пшено на воде и уха из селедочных головок. Туловище селедки в жареном виде шло на второе. Питались немолотою рожью и пшеницей в зерне. Из них варили кашу»
«Живаго бедствовали»
«В промежутке бедствия семьи Живаго достигли крайности. Они нуждались и погибали»
Прежняя жизнь осталась в прошлом и, чтобы выжить, Живаго были вынуждены отдать часть своего дома в аренду.
«— Ах да! Ты ведь ничего не знаешь. Мы с папой думали, думали, и часть низа отдали Сельскохозяйственной академии. А то зимой самим не отопить. Да и верх слишком поместительный»
«Выделить наверху с краю какой-нибудь угол, поселиться нам с папой, Сашенькой и Нюшей, скажем, в двух или трех комнатах, непременно сообщающихся, где-нибудь в конце этажа, и совершенно отказаться от остального дома»
Чтобы выжить, в 1918 году Живаго были вынуждены покинуть голодную Москву и отправиться на Урал, в Варыкино – родные места матери Тони.
«Он говорит, что на год, на два надо куда-нибудь уехать из больших городов, “на земле посидеть”. Я с ним советовалась насчет Крюгеровских мест. Он очень рекомендует. Чтобы можно было огород развести, и чтобы лес был под рукой»
«В апреле того же года Живаго всей семьей выехали на далекий Урал, в бывшее имение Варыкино, близ города Юрятина»
Несмотря на то что Живаго старался утаить свою профессию, вскоре стало известно, что в округе поселился доктор, и он был вынужден вести практику.
«Я отказался от медицины и умалчиваю о том, что я доктор, чтобы не связывать своей свободы. Но всегда какая-нибудь добрая душа на краю света проведает, что в Варыкине поселился доктор… Итак, кое-что дает мне врачебная практика»
Юрий Живаго – выдающийся диагност.
«Но ведь сами они в один голос кричат: гениальный диагност, гениальный диагност. И правда, я редко ошибаюсь в определении болезни»
Юрий Живаго оказался в плену у красных партизан, где провёл больше года. Всё это время он считался без вести пропавшим.
« — Ни с места, товарищ доктор, — ровно и спокойно сказал старший между троими, кавалерист в кубанке. — В случае повиновения гарантируем вам полную невредимость. В противном случае, не прогневайтесь, пристрелим. У нас убит фельдшер в отряде. Принудительно вас мобилизуем, как медицинского работника»
«Юрий Андреевич второй год пропадал в плену у партизан. Границы этой неволи были очень неотчетливы. Место пленения Юрия Андреевича не было обнесено оградой. Его не стерегли, не наблюдали за ним… Три попытки уйти от партизан кончились его поимкой. Они сошли ему даром, но это была игра с огнем. Больше он их не повторял»
«Работ у доктора среди партизан было по горло. Зимой — сыпной тиф, летом — дизентерия и, кроме того, усиливавшееся поступление раненых в боевые дни возобновлявшихся военных действий»
«А теперь где он и что с ним? Лес, Сибирь, партизаны. Они окружены, и он разделит общую участь»
Во время своего пребывания в плену Юрий считался без вести пропавшим.
«Младший из мужчин, доктор, глава семьи, без вести пропал. Ну что значит без вести! Это ведь только так говорится, что без вести, чтобы не огорчать. А по настоящему, надо полагать, умер, убит. Искали, искали его — не нашли»
Живаго стал отцом во второй раз, будучи уже в плену. Тоня родила девочку, а он так никогда и не увидел свою дочь.
«О ваших ты знаешь. Они в Москве. Тоня родила дочку»
«Расскажи мне о Тоне. Как крестили девочку?
— Машей. В память твоей матери»
«Юра, — писала ему Антонина Александровна, — знаешь ли ты, что у нас есть дочь? Ее крестили Машей, в память мамы покойницы Марии Николаевны»
Живаго удалось сбежать из плена и вернуться домой спустя полтора месяца скитаний.
«Ночь была ясная. Светила луна. Он пробрался дальше в тайгу к заветной пихте, откопал свои вещи и ушел из лагеря»
«К группе читавших подошел исхудалый, давно не мывшийся и оттого казавшийся смуглым человек одичалого вида с котомкой за плечами и палкой… Около часу назад он вошел в город со стороны железной дороги, и ему понадобился целый час, чтобы добрести от городской заставы до этого перекрестка, так он был измучен ходьбою последних дней и слаб. Он часто останавливался и еле сдерживался, чтобы не упасть на землю и не целовать каменьев города, которого он больше не чаял когда-нибудь увидеть, и виду которого радовался, как живому существу»
«Застрял в Восточной Сибири. А назад никак. Поездов-то ведь нет. Пришлось пешком, ничего не попишешь. Полтора месяца шел. Такого навидался, в жизни не пересказать»
Живаго не способен вписаться в новые коммунистические реалии. Его жизнь находилась в большой опасности.
«Он сразу видит — имущий класс и тем более — доктор, из бывших господ»
«Сын застрелившегося сибирского миллионера, жена — дочь здешнего фабриканта и помещика. Был у партизан и бежал. Как там ни толкуй, это уход из военно-революционных рядов, дезертирство. Тебе ни в коем случае нельзя оставаться не у дел, лишенцем»
«Есть некоторый коммунистический стиль. Мало кто подходит под эту мерку. Но никто так явно не нарушает этой манеры жить и думать, как вы, Юрий Андреевич. Не понимаю, зачем гусей дразнить. Вы — насмешка над этим миром, его оскорбление»
«Ваше уничтожение на очереди, Юрий Андреевич. Ваше имя в списке. Говорю это не шутя, я сам видел, можете мне поверить»
После отъезда Лары Живаго вернулся в Москву, где его никто не ждал.
«Теперь в Москву. И первым делом — выжить»
«Доктор с Васею пришли в Москву весной двадцать второго года, в начале нэпа»
У Живаго была наследственная предрасположенность к сердечным заболеваниям, которая досталась ему от матери. Он понимает, что его жизненный путь не будет долгим.
«Весь день перехватывает дыхание где-то у гортани, комком подкатывая к горлу. Плохо мое дело. Это аорта. Первые предупреждения наследственности со стороны бедной мамочки, пожизненной сердечницы. Неужели правда? Так рано? Не долгий я в таком случае жилец на белом свете»
«В эти годы сильно развилась его давняя болезнь сердца, которую он сам у себя установил уже и раньше, но о степени серьезности которой не имел представления»
«Это болезнь, склероз сердечных сосудов. Стенки сердечной мышцы изнашиваются, истончаются и в один прекрасный день могут прорваться, лопнуть. А ведь мне нет сорока еще. Я не пропойца, не прожигатель жизни»
В Москве Живаго попытался начать новую жизнь, издавая небольшими тиражами свои произведения.
«Доктор писал маленькие книжки в один лист по самым различным вопросам… Книжки, выпуском в немного экземпляров, распространяли в новооткрытых букинистических магазинах, основанных общими знакомыми»
«Книжки содержали философию Юрия Андреевича, изложение его медицинских взглядов, его определения здоровья и нездоровья, мысли о трансформизме и эволюции, о личности, как биологической основе организма, соображения Юрия Андреевича об истории и религии, близкие дядиным и Симушкиным, очерки Пугачевских мест, где побывал доктор, стихи Юрия Андреевича и рассказы»
«Работы изложены были доступно, в разговорной форме, далекой, однако, от целей, которые ставят себе популяризаторы, потому что заключали в себе мнения спорные, произвольные, недостаточно проверенные, но всегда живые и оригинальные.Книжечки расходились. Любители их ценили»
Живаго состоял доктором во многих государственных заведениях.
«Возникли разного рода Дворцы мысли, Академии художественных идей. В половине этих дутых учреждений Юрий Андреевич состоял штатным доктором»
Поначалу Юрий Живаго пытался добиться разрешения на выезд за границу к своей семье. Но, уже душевно надломленный, он не верил в счастливый исход этого мероприятия.
«Доктор ходил по разным ведомствам. Он хлопотал по двум поводам. О политическом оправдании своей семьи и узаконении их возвращения на родину, и о заграничном паспорте для себя и разрешении выехать за женою и детьми в Париж»
«Вася удивлялся тому, как холодны и вялы эти хлопоты. Юрий Андреевич слишком поспешно и рано устанавливал неудачу приложенных стараний, слишком уверенно и почти с удовлетворением заявлял о тщетности дальнейших попыток»
С помощью Маркела, который ранее служил дворником в доме Громеко, Живаго смог снять угол в квартире Свентицких.
«…сам переселился в Мучной городок, где всесильный Маркел выгородил ему конец бывшей квартиры Свентицких. Эту крайнюю долю квартиры составляли: старая бездействовавшая ванная Свентицких, однооконная комната рядом с ней и покосившаяся кухня с полуобвалившимся и давшим осадку черным ходом»
Живаго недолго вел пристойный образ жизни. Он быстро опустился, утратив былые докторские и писательские навыки.
«…после переезда забросил медицину, превратился в неряху, перестал встречаться с знакомыми и стал бедствовать»
«Остается досказать немногосложную повесть Юрия Андреевича, восемь или девять последних лет его жизни перед смертью, в течение которых он все больше сдавал и опускался, теряя докторские познания и навыки и утрачивая писательские, на короткое время выходил из состояния угнетения и упадка, воодушевлялся, возвращался к деятельности, и потом, после недолгой вспышки, снова впадал в затяжное безучастие к себе самому и ко всему на свете»
В отношениях с Мариной, дочерью Маркела, Живаго стал отцом двух дочерей.
«Однажды она осталась у него и не вернулась больше в дворницкую. Так она стала третьей не зарегистрированной в загсе женою Юрия Андреевича, при неразведенной первой. У них пошли дети.. Маркел ворчал, что Юрий Андреевич не венчан с Мариною и что они не расписываются»
«У Марины и доктора было две девочки, Капка и Клашка. Капитолине, Капельке, шел седьмой годок, недавно родившейся Клавдии было шесть месяцев»
Новый виток в жизни Живаго произошел благодаря очередному вмешательству брата Евграфа. Юрий получил приличное жилье, деньги, должность в больнице и возможность воссоединиться со своей семьей.
«Он снял Юрию Андреевичу комнату в переулке, тогда еще носившем название Камергерского, рядом с Художественным театром. Он снабдил его деньгами, начал хлопотать о приеме доктора на хорошую службу, открывающую простор научной деятельности, куда-нибудь в больницу. Он всячески покровительствовал брату во всех житейских отношениях»
«…он дал брату слово, что с неустойчивым положением его семьи в Париже так или иначе будет покончено. Либо Юрий Андреевич поедет к ним, либо они сами к нему приедут. За все эти дела Евграф обещал взяться сам и все устроить. Поддержка брата окрыляла Юрия Андреевича. Как всегда бывало и раньше, загадка его могущества оставалась неразъясненною. Юрий Андреевич и не пробовал проникнуть в эту тайну»
Юрий Живаго скончался от сердечного приступа летом 1929 года, в свой первый рабочий день в Боткинской больнице.
«Начало лета в тысяча девятьсот двадцать девятом году было жаркое»
«Он в первый раз направился на службу в Боткинскую больницу, называвшуюся тогда Солдатенковской»
«Доктор почувствовал приступ обессиливающей дурноты.Преодолевая слабость, он поднялся со скамьи и рывками вверх и вниз за ремни оконницы стал пробовать открыть окно вагона… Не обращая внимания на окрики, он прорвался сквозь толчею, ступил со ступеньки стоящего трамвая на мостовую, сделал шаг, другой, третий, рухнул на камни и больше не вставал… Скоро установили, что он больше не дышит и сердце у него не работает»
На похоронах Живаго собралось множество людей. Пришли его школьные друзья, сослуживцы, все те, кто любил и уважал Юрия как талантливого доктора и не менее талантливого писателя.
«Евграф Живаго вышел в коридор, переполненный незнакомыми сослуживцами доктора, его школьными товарищами, низшими больничными служащими и книжными работниками… В коридоре было тесно. Часть собравшихся не помещалась в нем. Ход на лестницу был раскрыт. Множество народа стояло, расхаживало и курило в передней и на площадке»
Спустя много лет, в 1943 году, верные друзья Живаго и его брат Евграф встречают девушку Таню Безочередову. Из ее рассказов становится понятно, что она является дочерью Лары и Юрия. Евграф берёт племянницу под свою опеку.
«У этой Тани манера улыбаться во все лицо, как была у Юрия, ты заметил? На минуту пропадает курносость, угловатость скул, лицо становится привлекательным, миловидным. Это один и тот же тип, очень у нас распространенный»
«— Какая варварская, безобразная кличка Танька Безочередева. Это во всяком случае не фамилия, а что-то придуманное, искаженное. Как ты думаешь?
— Так ведь она объясняла. Она из беспризорных, неизвестных родителей»
«— Ты понял, кто это, эта бельевщица Таня?
— О, конечно.
— Евграф о ней позаботится» (Часть 15, Глава 4).
Внешность
Портретная характеристика героя основана на том, что он является малопривлекательным, но интересным молодым мужчиной с курносым носом, угловатыми скулами и широкой улыбкой.
«Курносый и нельзя сказать, чтобы очень красивый»
«У этой Тани манера улыбаться во все лицо, как была у Юрия, ты заметил? На минуту пропадает курносость, угловатость скул, лицо становится привлекательным, миловидным. Это один и тот же тип, очень у нас распространенный»
Юрию довелось пережить немало испытаний и лишений, отчего он навсегда остался худощавым.
«…подошел исхудалый, давно не мывшийся и оттого казавшийся смуглым человек…»
«Ну куда ты пустишься такой, кожа да кости, еле душа в теле?»
«Он исхудал, оброс и одичал еще более…»
«…худой рослый доктор…» (
У Живаго тёмно-русые волосы.
«В сильно отросших его волосах еще не было седины, а темно-русая борода, которою он оброс, стала седеть»
«Шубу, наверное, давно сняли с него дорогою, или он сбыл ее в обмен на пищу. Он был в вымененных короткорукавых обносках с чужого плеча, не гревших его»
В годы революции Живаго вынужден носить обноски. По внешнему виду его можно сравнить с бедняком-странником.
«По дороге он опять постепенно снимал с себя все стоящее и выменивал на хлеб с придачею каких-нибудь рваных обносков, чтобы не остаться голым. Так опять проел он в пути свою вторую шубу и пиджачную пару, и на улицах Москвы появился в серой папахе, обмотках и вытертой солдатской шинели, которая превратилась без пуговиц, споротых до одной, в запашной арестантский халат. В этом наряде он ничем не отличался от бесчисленных красноармейцев, толпами наводнивших площади, бульвары и вокзалы столицы»
«…худой рослый доктор в неказистой одежде походил на искателя правды из простонародья…»
Черты характера и поступки
Юрий Живаго всегда отличался впечатлительностью натуры.
«Он был беспримерно впечатлителен, новизна его восприятий не поддавалась описанию»
У Живаго была склонность к гуманитарным наукам, однако он считал, что им невозможно посвятить всю жизнь, и для профессии нужно выбирать нечто более практичное. Так он пришел к медицине.
«…как ни велика была его тяга к искусству и истории, Юра не затруднялся выбором поприща. Он считал, что искусство не годится в призваниев том же самом смысле, как не может быть профессией прирожденная веселость или склонность к меланхолии»
«Он интересовался физикой, естествознанием и находил, что в практической жизни надо заниматься чем-нибудь общеполезным. Вот он и пошел по медицине»
Живаго обладал писательским даром и в юности мечтал о работе над книгой жизнеописаний. Свободное время он посвящал поэзии, писал прекрасные стихи.
«Юра хорошо думал и очень хорошо писал. Он еще с гимназических лет мечтал о прозе, о книге жизнеописаний, куда бы он в виде скрытых взрывчатых гнезд мог вставлять самое ошеломляющее из того, что он успел увидать и передумать. Но для такой книги он был еще слишком молод, и вот он отделывался вместо нее писанием стихов, как писал бы живописец всю жизнь этюды к большой задуманной картине»
Юрий Живаго – талантливый человек, который совмещал в себе любовь к искусству и логике.
«— Ты талантливый… А талант, это… не как у всех…»
«В этом интересе к физиологии зрения сказались другие стороны Юриной природы — его творческие задатки и его размышления о существе художественного образа и строении логической идеи»
Юрий Живаго умный, интересный человек.
«…умный в лучшем смысле слова, с живым, подкупающим умом»
В Живаго никогда не было любезности, светскости, желания понравиться.
«Молодой и нелюбезный»
Живаго – странный, непонятный, сотканный из противоречий человек.
«— Странный любопытный человек, — думала она. — Молодой и нелюбезный»
« — Удивительный ты, все-таки, Юра. Весь соткан из противоречий»
Лучшим другом Юры Живаго была Тоня Громеко, которая как никто другой знала все черты его многогранной личности и принимала таким, каков он есть. Когда Юрий разглядел в Тоне женщину, они поженились.
«Оба прожили шесть лет бок о бок начало отрочества и конец детства. Они знали друг друга до мельчайших подробностей. У них были общие привычки, своя манера перекидываться короткими остротами, своя манера отрывисто фыркать в ответ»
«Тоня, этотстаринный товарищ, эта понятная, не требующая объяснений очевидность, оказалась самым недосягаемым и сложным из всего, что мог себе представить Юра, оказалась женщиной»
«…взяла на свои худенькие и слабые плечи Тоня (она с этих пор вдруг стала казаться Юре худой и слабой, хотя была вполне здоровой девушкой). И он преисполнился к ней тем горячим сочувствием и робким изумлением, которое есть начало страсти»
«Он любил Тоню до обожания. Мир ее души, ее спокойствие были ему дороже всего на свете.Он стоял горой за ее честь, больше чем ее родной отец и чем она сама. В защиту ее уязвленной гордости он своими руками растерзал бы обидчика»
Ещё в юности большое впечатление на Юру произвела прекрасная Лариса Гишар. В дальнейшем судьба не раз сводила их вместе. Живаго был безнадёжно влюблён в неё.
«Юра обомлел, увидав ее. — Та самая!И опять при каких необычайных обстоятельствах!»
«Таким новым была сестра Антипова, войной заброшенная Бог знает куда, с совершенно ему неведомой жизнью… Таким новым было честное старание Юрия Андреевича изо всех сил не любить ее, так же как всю жизнь он старался относиться с любовью ко всем людям, не говоря уже о семье и близких»
Живаго очень привязан к Тоне, к своей семье. Только благодаря мыслям о близких людях он, военный доктор, смог выжить во время войны.
«Разве ты не знаешь, или знаешь недостаточно хорошо, что ты, мысль о тебе и верность тебе и дому спасали меня от смерти и всех видов гибели в течение этих двух лет войны, страшных и уничтожающих?»
«Один круг составляли мысли о Тоне, доме и прежней налаженной жизни, в которой все до мельчайших подробностей было овеяно поэзией и проникнуто сердечностью и чистотою.»
«…приближение в поезде к дому, который цел и есть еще на свете, и где дорог каждый камушек. Вот что было жизнью, вот что было переживанием, вот за чем гонялись искатели приключений, вот что имело в виду искусство — приезд к родным, возвращение к себе, возобновление существования»
«Сейчас смотрел я в окно вагона и думал. Что может быть выше мира в семье и работы?»
Юрий Живаго совсем не знал своего сына Сашу. Вскоре после его рождения доктор был призван на войну.
«Главной новостью в Москве был для него этот мальчик. Едва Сашенька родился, как Юрия Андреевича призвали. Что он знал о сыне?»
Живаго поначалу с восторгом принял революцию, в которой видел возможность духовной свободы и личного роста.
«Вы подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живем в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода! Настоящая, не на словах и в требованиях, а с неба свалившаяся, сверх ожидания. Свобода по нечаянности, по недоразумению. И как все растерянно-огромны! Вы заметили? Как будто каждый подавлен самим собою, своим открывшимся богатырством»
«Верность революции и восхищение ею были тоже в этом круге»
«Он понимал, что он пигмей перед чудовищной махиной будущего, боялся его, любил это будущее и втайне им гордился, и в последний раз, как на прощание, жадными глазами вдохновения смотрел на облака и деревья, на людей, идущих по улице, на большой, перемогающийся в несчастиях русский город, и был готов принести себя в жертву, чтобы стало лучше, и ничего не мог»
Живаго – истинный патриот, который не хочет в трудные времена покидать родину. Он готов бороться до последнего.
«Видимо, правда, многих ждут несчастья. Некоторые думают спастись на юг, на Кавказ, пробуют пробраться куда-нибудь подальше. Это не в моих правилах. Взрослый мужчина должен, стиснув зубы, разделять судьбу родного края. По-моему, это очевидность»
«Значит, ты тоже слышал, что впереди ничего хорошего, трудности, опасности, неизвестность?
— Я и сам так думаю. Ну что же. Будем бороться. Не всем же обязательно конец»
Живаго был готов принять революцию, при этом он не стеснялся открыто говорить о своих сомнениях. В результате он оказался под подозрением, как недостаточно “красный”. Лишь благодаря своему пациенту, высокопоставленному чиновнику, ему удалось избежать гонений.
«Умеренным, тупоумие которых возмущало доктора, он казался опасным, людям, политически ушедшим далеко, недостаточно красным. Так очутился он ни в тех, ни в сих, от одного берега отстал, к другому не пристал»
«Потерпевший оказался видным политическим деятелем. Доктор вылечил его и в его лице приобрел на долгие годы покровителя, избавлявшего его в это полное подозрений и недоверчивое время от многих недоразумений»
Живя в Варыкино, Юрий Живаго смог найти утешение в тяжёлом физическом труде, который придавал смысл его существованию в это сложное время.
«Какое счастье работать на себя и семью с зари до зари, сооружать кров, возделывать землю в заботе о пропитании, создавать свой мир, подобно Робинзону, подражая творцу в сотворении вселенной, вслед за родной матерью производя себя вновь и вновь на свет! Сколько мыслей проходит через сознание, сколько нового передумаешь, пока руки заняты мускульной, телесной, черной или плотничьей работой: пока ставишь себе разумные, физически разрешимые задачи, вознаграждающие за исполнение радостью и удачей; пока шесть часов кряду тешешь что-нибудь топором или копаешь землю под открытым небом, обжигающим тебя своим благодатным дыханием»
Даже в самые трудные времена Живаго не забывает о литературе, поэзии, искусстве.
«Женщины шьют или вяжут, я или Александр Александрович читаем вслух»
«Без конца перечитываем Евгения Онегина и поэмы. Вчера был Анфим, навез подарков. Лакомимся, освещаемся. Бесконечные разговоры об искусстве»
«Продолжающиеся по вечерам разговоры о Пушкине»
Юрий Живаго очень любит и ценит жизнь.
«О как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь!О как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо!»
Живаго не привык сидеть без дела. Всю свою жизнь он был очень занятым, деятельным человеком, который не гнушался никакой работой.
«Всю жизнь он что-нибудь да делал, вечно бывал занят, работал по дому, лечил, мыслил, изучал, производил»
«…он поступил на три места. Быстро развивающееся обесценение денег заставляло ловчиться на нескольких службах»
Во время пребывания в Варыкино Юрий понял, что нужно больше времени уделять своей страсти – писательству. Для него важно оставить после себя какое-то великое, значимое произведение.
«Хочется писать. Надо торопиться. Не оглянешься, и весна. Тогда будет не до чтения и писания»
«Как хотелось бы наряду со службой, сельским трудом или врачебной практикой вынашивать что-нибудь остающееся, капитальное, писать какую-нибудь научную работу или что-нибудь художественное. Каждый родится Фаустом, чтобы все обнять, все испытать, все выразить»
«Простая чернильная страсть, тяга к перу и письменным занятиям владела им»
В этот период жизни судьба ещё раз столкнула Юрия и Ларису, и в этот раз они стали близки.
«Прошло более двух месяцев с тех пор, как в одну их своих поездок в город он не вернулся к вечеру домой и остался у Ларисы Федоровны, а дома сказал, что задержался по делу в городе и заночевал на постоялом дворе у Самдевятова. Он давно был на ты с Антиповой и звал ее Ларою, а она его — Живаго»
Будучи в отношениях с Ларисой, Юрий очень переживал, что обманывает Тоню.
«Юрий Андреевич обманывал Тоню и скрывал от нее вещи, все более серьезные и непозволительные. Это было неслыханно… Он стоял горой за ее честь, больше чем ее родной отец и чем она сама. В защиту ее уязвленной гордости он своими руками растерзал бы обидчика. И вот этим обидчиком был он сам»
«Дома в родном кругу он чувствовал себя неуличенным преступником. Неведение домашних, их привычная приветливость убивали его. В разгаре общей беседы он вдруг вспоминал о своей вине, цепенел и переставал слышать что-либо кругом и понимать. Если это случалось за столом, проглоченный кусок застревал в горле у него, он откладывал ложку в сторону, отодвигал тарелку. Слезы душили его»
Юрий никогда не позволял себе вольностей с другими женщинами, полагая, что измена – это большое зло. Оказавшись в роли изменника, он очень страдал.
«Изменил ли он Тоне, кого-нибудь предпочтя ей? Нет, он никого не выбирал, не сравнивал. Идеи “свободной любви”, слова вроде “прав и запросов чувства” были ему чужды. Говорить и думать о таких вещах казалось ему пошлостью. В жизни он не срывал “цветов удовольствия”, не причислял себя к полубогам и сверхчеловекам, не требовал для себя особых льгот и преимуществ. Он изнемогал под тяжестью нечистой совести»
В разгар душевных страданий Юрий решил завершить роман с Ларисой, но так и не нашел в себе душевных сил решиться на этот шаг.
«Он решил разрубить узел силою. Он вез домой готовое решение. Он решил во всем признаться Тоне, вымолить у нее прощение и больше не встречаться с Ларою»
«Вдруг простейшая мысль осенила Юрия Андреевича. К чему торопиться? Он не отступит от слова, которое он дал себе самому. Разоблачение будет сделано. Однако, где сказано, что оно должно произойти сегодня?Еще Тоне ничего не объявлено. Еще не поздно отложить объяснение до следующего раза. Тем временем он еще раз съездит в город… При допущении, что он еще увидит Антипову, Юрий Андреевич обезумел от радости. Сердце часто забилось у него. Он все снова пережил в предвосхищении»
Юрия Живаго и Лару объединяли не только сильная страсть, любовь, но и большая духовная близость.
«Их разговоры вполголоса, даже самые пустые, были полны значения, как Платоновы диалоги. Еще более, чем общность душ, их объединяла пропасть, отделявшая их от остального мира»
«Их любовь была велика»
«Прощай, единственно любимая, навсегда утраченная!»
«Прощай, Лара, до свидания на том свете, прощай краса моя, прощай радость моя, бездонная, неисчерпаемая, вечная»
Для Юрия стало открытием, что в его жизни и судьбе Ларисы роковую роль сыграл адвокат Комаровский. Это еще больше их объединяло.
«— Не может быть! Какая знаменательная подробность! Неужели правда! Так он был и твоим злым гением? Как это роднит нас!»
Во время непродолжительной совместной жизни с Ларой и её дочерью Катей Живаго запрещал себе относиться к ним как к своей семье. Воспоминания о Тоне и детях угнетали его, и рядом с любимой женщиной он не чувствовал себя по-настоящему счастливым человеком.
«Чем ближе были ему эта женщина и девочка, тем менее осмеливался он воспринимать их по-семейному, тем строже был запрет, наложенный на род его мыслей долгом перед своими и его болью о нарушенной верности им… это раздвоение всегда мучило и ранило, и Юрий Андреевич привык к нему, как можно привыкнуть к незажившей, часто вскрывающейся ране»
Большим ударом для Юрия становится известие об эмиграции Тони и детей. Он понимает, что больше никогда не увидит их.
«Хотя ничего не решено еще окончательно, мы, наверное, едем в Париж. Я попаду в далекие края, куда тебя возили мальчиком и где воспитывались папа и дядя… Ну прощай. Дай перекрещу тебя на всю нескончаемую разлуку, испытания, неизвестность, на весь твой долгий, долгий, темный путь. Ни в чем не виню, ни одного упрека, сложи жизнь свою так, как тебе хочется, только бы тебе было хорошо»
«Юрий Андреевич поднял от письма отсутствующие бесслезные глаза, никуда не устремленные, сухие от горя, опустошенные страданием. Он ничего не видел кругом, ничего не сознавал»
Живаго – мечтатель и романтик, который стремится не замечать суровые реалии жизни. Даже будучи на краю гибели, он думает лишь о том, чтобы насладиться близостью с Ларой.
«Называй ее как хочешь, гибель действительно стучится в наши двери. Только считанные дни в нашем распоряжении. Воспользуемся же ими по-своему. Потратим их на проводы жизни, на последнее свидание перед разлукою.Простимся со всем, что нам было дорого, с нашими привычными понятиями, с тем, как мы мечтали жить и чему нас учила совесть, простимся с надеждами, простимся друг с другом. Скажем еще раз друг другу наши ночные тайные слова, великие и тихие, как название азиатского океана»
«Меня страшит твоя беспечность, которою ты меня заражаешь»
« — Понимаешь, мы в разном положении. Окрыленность дана тебе, чтобы на крыльях улетать за облака…»
В последние дни совместной жизни с Ларой Живаго работает над сборником своих стихов, которые он успел сочинить во время жизни на Урале. Это делает его счастливым человеком.
«Пожертвуй мне несколько часов в ближайшие ночи и запиши, пожалуйста, все из того, что ты читал мне в разное время на память. Половина этого растеряна, а другая не записана, и я боюсь, что потом ты все забудешь и оно пропадет, как, по твоим словам, с тобой уже часто случалось»
«В такие минуты Юрий Андреевич чувствовал, что главную работу совершает не он сам, но то, что выше его, что находится над ним и управляет им, а именно: состояние мировой мысли и поэзии, и то, что ей предназначено в будущем, следующий по порядку шаг, который предстоит ей сделать в ее историческом развитии. И он чувствовал себя только поводом и опорной точкой, чтобы она пришла в это движение»
«Из отрешенной сосредоточенности, в которую он ушел с головой, он возвращался к себе, к действительности, счастливый, сильный, спокойный»
В Москве Живаго стал сожительствовать с Мариной, младшей дочерью дворника Маркела.
«Тебе тут Марина заступница, наша меньшая… Не забижайте, говорит, его, папаня. А кто тебя трогает. На главном телеграфе телеграфисткою Марина, по иностранному понимает. Он, говорит, несчастный. За тебя хоть в огонь, так тебя жалеет»
«С этого воскресного водоношения и завязалась дружба доктора с Мариною. Она часто заходила к нему помочь по хозяйству»
Юрий с равнодушием относился к Марине, которая его боготворила.
«Ты должен привести в ясность твои дела с Тонею, с Мариной. Это живые существа, женщины, способные страдать и чувствовать, а не бесплотные идеи, носящиеся в твоей голове в произвольных сочетаниях»
Живаго, надломленный суровыми жизненными испытаниями, начал быстро опускаться. Он стал нечистоплотным, раздражительным человеком со странными причудами.
«Марина прощала доктору его странные, к этому времени образовавшиеся причуды, капризы опустившегося и сознающего свое падение человека, грязь и беспорядок, которые он заводил»
«Она терпела его брюзжание, резкости, раздражительность»
«Когда по его вине они впадали в добровольную, им самим созданную нищету, Марина, чтобы не оставлять его в эти промежутки одного, бросала службу… Подчиняясь фантазии Юрия Андреевича, она отправлялась с ним по дворам на заработки. Оба сдельно пилили дрова проживающим в разных этажах квартирантам»
Живаго физически страдал от окружающего его лицемерия, который столь характерен для новой власти. Он считал, что именно от вынужденного криводушия у людей развиваются сердечные заболевания.
«В наше время очень участились микроскопические формы сердечных кровоизлияний.. Это болезнь новейшего времени. Я думаю, ее причины нравственного порядка. От огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему возведенного криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастие»
«Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она — состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас, как зубы во рту. Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно»
Воспитание
Юрий Живаго получил блестящее воспитание и образование. Помимо обширных знаний по медицине и писательского таланта он в совершенстве владел несколькими иностранными языками.
«…я взялся бы перевести с иностранного что-нибудь прославленное, мировое. Языки я знаю хорошо, я недавно прочел объявление большого петербургского издательства, занимающегося выпуском одних переводных произведений»
Характеристика Юрия Живаго другими героями
Лариса
Ларису привлекает в Живаго его самобытная, уникальная натура и живой ум.
«— Странный любопытный человек… Но умный в лучшем смысле слова, с живым, подкупающим умом»
Лара отмечает мечтательность Юрия, его оторванность от реалий жизни.
«Меня страшит твоя беспечность, которою ты меня заражаешь»
«Окрыленность дана тебе, чтобы на крыльях улетать за облака…»
Подробная характеристика Ларисы.
Тоня
Тоня считает, что у Живаго противоречивая натура.
«— Удивительный ты, все-таки, Юра. Весь соткан из противоречий»
Подробная характеристика Антонины Живаго.
Комаровский
Адвокат Комаровский прозорливо замечает, что Юрий не вписывается в систему ценностей нового коммунистического строя.
«Есть некоторый коммунистический стиль. Мало кто подходит под эту мерку. Но никто так явно не нарушает этой манеры жить и думать, как вы, Юрий Андреевич. Не понимаю, зачем гусей дразнить. Вы — насмешка над этим миром, его оскорбление»
Комаровский считает, что Живаго ненадёжный человек, который никак не может определиться, кто ему дороже – Тоня или Лара.
«Комаровский завел в эту минуту речь именно о нем, предположительно в том духе, что он человек ненадежный (“слуга двух господ” — почудилось Юрию Андреевичу), что неизвестно, кто ему дороже, семья или Лара, и что Ларе нельзя на него положиться, потому что доверившись доктору, она “погонится за двумя зайцами и останется между двух стульев”»
Подробная характеристика Комаровского.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Юрия Живаго вместе!
Биография
Юрий Андреевич Живаго – представитель богатого знатного семейства. Его отец был миллионером, которому принадлежали банк, мануфактура, доходные дома и многое другое. Будучи кутилой, Живаго-старший покинул семью, когда Юра был маленьким мальчиком, и быстро промотал своё огромное состояние. Юра остался круглым сиротой, когда вскоре после смерти матери отец кончил жизнь самоубийством.
10-летнего Юру взял на воспитание родной дядя, Николай Веденяпин. Будучи прекрасно образованным, просвещённым и прогрессивно мыслящим человеком, он стал духовным наставником для племянника. Спустя время Веденяпин привёз Юру в Москву, где мальчик стал жить и воспитываться в профессорской семье Громеко.
Юрий получил университетское медицинское образование и после окончания учебы женился на своей подруге детства Антонине Громеко. Вскоре у них родился первенец Александр. Юрий недолго наслаждался семейным счастьем. Спустя несколько месяцев после рождения сына он был призван на фронт Первой мировой войны в качестве военного доктора. Вернулся в Москву он лишь спустя два года.
К тому времени ситуация в Москве всё больше накалялась. Живаго были вынуждены сдавать большую часть своего дома, чтобы хоть как-то прокормиться. Они откровенно бедствовали. Чтобы переждать худшие времена, было принято решение отправиться на Урал, в Варыкино, где раньше было имение Громеко.
Волей судьбы Юрий Живаго здесь встретил Ларису Антипову, в которую был безответно влюблён с юных лет. Завязался роман, который стал причиной душевных терзаний Живаго. Он собирался обо всем рассказать Тоне и порвать с Ларисой, но не успел этого сделать. Юрия похитили красные партизаны, чтобы тот лечил больных и раненых. В плену он провёл больше года.
Живаго отважился на побег и вновь стал жить с Ларисой. К тому времени Тоня родила девочку, которую назвали Машей. Вместе с детьми и отцом она вернулась в Москву. Будучи представителями столичной интеллигенции, они были вынуждены покинуть Россию и эмигрировать во Францию. Об этом Юрий узнал из письма Тони, которая просила его сделать всё возможное для воссоединения.
После вынужденного отъезда Ларисы Живаго вернулся в Москву. Он стал жить с Мариной, дочерью Маркела, который работал дворником в доме Громеко. Плодом этой связи стали две девочки. Юрий быстро опустился нравственно и физически, перестал работать, писать. Стала прогрессировать его давняя болезнь, и в итоге Живаго скончался от сердечного приступа.
Образ Юрия Живаго
Юрий Живаго – собирательный образ русского интеллигента, чья молодость пришлась на страшные годы войны, революции, разрухи. Получив достойное образование и воспитание, он живо интересовался искусством и литературой, высоко ценил прекрасное.
Это удивительно талантливый человек, который смог успешно реализовать себя в двух ипостасях: врача-диагноста и поэта. Живаго не представлял свою жизнь без искусства, которое питало его душу, но вместе с тем он был практикующим доктором, хорошо знающим своё дело.
Отличительная черта Юрия Живаго – пытливый сильный ум, способность анализировать. При этом он совершенно безвольный человек, не способный отстаивать свои интересы и покорно подчиняющийся судьбе. Он всё видит, всё понимает, но делает то, что требуют от него окружающие люди и обстоятельства: женится на Тоне, отправляется на войну, соглашается на поездку на Урал, отпускает Ларису с Комаровским.
Оказавшись в эпицентре исторических событий, Живаго растерялся. Воспитанный в духе христианских ценностей, он не мог поддержать насилие, которым была пронизана новая власть. Вместе с тем его свободолюбивая натура восторгалась переменами, в которых герой видел огромные возможности для реализации гуманистических идей. В итоге Живаго так и не смог до конца определиться, какой из противоборствующих лагерей ему ближе, и чувствовал себя чужим в новом обществе.
Точно так же в личной жизни: герой не мог для себя понять, кто ему дороже – Тоня или Лариса. Он страдал, метался между двумя женщинами и своей неопределённостью приносил им ещё больше страданий. Большим ударом для Юрия стало известие об эмиграции семьи и расставание с Ларой. Навсегда утратив тех, кто был ему так дорог, герой почувствовал пустоту в душе. Он потерял смысл своего существования и быстро опустился на самое дно. Не помогла ему возродиться даже сильная любовь молодой женщины Марины и рождение двух дочерей.
для самых рациональных -
Краткое содержание «Доктор Живаго»для самых нетерпеливых -
Очень краткое содержание «Доктор Живаго»для самых компанейских -
Главные герои «Доктор Живаго»Вывод
В романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» образ Юрия Живаго имеет большое значение. В нём автор воплотил все яркие черты русской интеллигенции, на глазах которой рушился старый и возводился совершенно новый мир.
По мнению автора, роль героя заключается в том, чтобы донести до читателей всю важность и первостепенность вопросов гуманности и роли человека в истории. Характеристика образа Юрия Живаго с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, написать доклад или сочинение.
Тест
- /10Вопрос 1 из 10
Кем был отец Юрия Живаго?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.