Быт и нравы города Калинова в пьесе «Гроза» Островского

Поразительно, но иногда об истории того или иного государства можно судить лишь по литературе. Сухие хроники и документы не дают настоящего понимания происходившего, соответственно на литературе лежит большая ответственность. В XIX веке роль литературы увеличилась настолько, что тем или иным произведением можно было повлиять на настроения интеллигенции. Текст стал не только реакцией на что-то, но и поводом задуматься о том, что может случиться, если всё оставить как есть. Безусловно, наиболее удачными в этом отношении можно считать жанр драмы: во-первых, из-за небольшого объёма реакция на события была практически молниеносной, а во-вторых, впечатление усиливалось благодаря зрительному восприятию. Автору важно было показать крайнюю степень отчаяния и безысходности, перенести действие в бытовую плоскость. Так, описанные быт и нравы в пьесе «Гроза» Островского могут по-настоящему ужаснуть. Этот вопрос заслуживает особого внимания.

Действие драмы разворачивается в некоем городе Калинове на берегу Волги. Маленький провинциальный городок, в котором, как принято, все друг друга знают. С самых первых явлений пьесы подчёркивается ограниченность города. Здесь построили множество заборов, чтобы отгородиться от внешнего мира, сохранить свои секреты. О быте и нравах Калинова в «Грозе» читателям рассказывает Кулигин. Знакомство с этим персонажем происходит уже в первом действии. Из его диалогов с несколькими людьми рисуется исчерпывающая картина жизни в этом городе. Начать следует анализом разговора с Кудряшом: мужчины говорят о природе — Кулигин восхищается, а Кудряш равнодушен к пейзажу. «Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита» — глядя на Волгу, Кулигин невольно вспоминает слова песни. Казалось бы, сколько возможностей для отдыха и различных видов досуга. Но жители Калинова заперлись, забаррикадировались в своих домах, самоизолировавшись от внешнего мира. Возникает ощущение, что Калинов похож на закрытую банку: люди дышат воздухом, из которого постепенно исчезает кислород. Недовольство растёт, но энергии некуда выйти, ведь пространство ограничено стеклом. В Калинове ситуация аналогичная. Люди боятся даже безобидной грозы, спасаясь от проявления стихии. Это первобытные, языческие страхи.

Далее разговор перетекает в другое русло: Кулигин с Кудряшом говорят о Кабанихе и Диком, в чьих образах раскрываются быт и нравы купечества в драме «Гроза». Стоит отметить, что во второй половине XIX века в народном сознании и фольклоре возросло значение сатирического жанра. Сатира была направлена против купцов и мелких чиновников. Высмеивались взяточничество, жадность, корысть. Дикой предстаёт перед нами грубым и невоспитанным человеком. От него слышна только ругань: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт» (мнение мещанина Шапкина о Диком). Савл Прокофьевич купец, один из самых богатых людей в городе, поэтому многие часто приходят к нему просить деньги в долг. Характер Дикого и его высказывания по поводу работы дают основание полагать, что своё состояние купец нажил нечестным трудом. Дикой пьёт и проклинает всех на чём свет стоит, как говорится. Примечательны два эпизода. Первый — разговор Дикого с городничим. Оказывается, на Дикого регулярно жалуются простые работяги, ведь купец их обманывает, забирая большую часть суммы себе. Савл Прокофьевич подтверждает обвинения, добавляя «оправдательное» предложение о том, что купцы также друг и дурга воруют, и ничего страшного в таких действиях нет. Второй — небольшой рассказ о том, как Дикого обругал гусар на переправе — «вот смеху-то было».

Дикой предстаёт как кошмар, который развеивается, если над ним посмеяться.

Большую опасность представляет Марфа Кабанова. Никто из семьи не смеет её ослушаться. Семья Кабановых представляется миниатюрной копией города. Например, очевидны параллели с замками и ограждениями: в одной из сцен Варвара подменяет замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно гулять по вечерам. Ведь Марфа Игнатьевна плотно закрывает засов и просит служанку Глашу следить за запертой дверью. Менее заметна параллель Тихона и Кулигина. Тихон говорит, что своего мнения у него нет, мыслей своих нет и быть не может. У Кулигина мысли, разумеется, есть, вот только выразить он их не может: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается».

Часто появляется мотив «съедения заживо». За запертыми дверями люди едят друг друга, то есть оскорбляют, всячески унижают и издеваются. И, если ситуация с купечеством и городничим похожа на замкнутый круг, то в этом случае люди просто не хотят менять свои привычки. Они привыкли жить в постоянной лжи, поэтому теперь считают такую жизнь нормой.

Добролюбов был прав, когда назвал город Калинов тёмным царством. Царством ограниченных самодуров и безынициативных рабов. Изображённые в «Грозе» быт и нравы тёмного царства невозможны для нового мира, где каждый человек должен быть свободен и честен перед собой.

Рекомендовано 10 классам при подготовке материалов к сочинению на тему «Быт и нравы города Калинова в пьесе «Гроза»».
Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных -

Краткое содержание «Гроза»

для самых нетерпеливых -

Очень краткое содержание «Гроза»

для самых компанейских -

Главные герои «Гроза»

для самых любопытных -

Анализ «Гроза» Островский

для самых крутых -

Читать «Гроза» полностью
  1. /19
    Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

  • Жирабек Нурсултанович
    19/19
  • Богдан Козлов
    18/19
  • Ислам Курбанов
    12/19
  • Ольга Говгаленко
    19/19
  • Наталья Бережук
    17/19
  • Aysuliw Aynazarova
    15/19
  • Нина Стародубровская
    17/19
  • Алим Алхасов
    13/19
  • Анна Стефановна
    11/19
  • Вера Лебедева
    16/19
закрыть