Быт и нравы города Калинова в пьесе «Гроза» Островского
Поразительно, но иногда об истории того или иного государства можно судить лишь по литературе. Сухие хроники и документы не дают настоящего понимания происходившего, соответственно на литературе лежит большая ответственность. В XIX веке роль литературы увеличилась настолько, что тем или иным произведением можно было повлиять на настроения интеллигенции. Текст стал не только реакцией на что-то, но и поводом задуматься о том, что может случиться, если всё оставить как есть. Безусловно, наиболее удачными в этом отношении можно считать жанр драмы: во-первых, из-за небольшого объёма реакция на события была практически молниеносной, а во-вторых, впечатление усиливалось благодаря зрительному восприятию. Автору важно было показать крайнюю степень отчаяния и безысходности, перенести действие в бытовую плоскость. Так, описанные быт и нравы в пьесе «Гроза» Островского могут по-настоящему ужаснуть. Этот вопрос заслуживает особого внимания.
Действие драмы разворачивается в некоем городе Калинове на берегу Волги. Маленький провинциальный городок, в котором, как принято, все друг друга знают. С самых первых явлений пьесы подчёркивается ограниченность города. Здесь построили множество заборов, чтобы отгородиться от внешнего мира, сохранить свои секреты. О быте и нравах Калинова в «Грозе» читателям рассказывает Кулигин. Знакомство с этим персонажем происходит уже в первом действии. Из его диалогов с несколькими людьми рисуется исчерпывающая картина жизни в этом городе. Начать следует анализом разговора с Кудряшом: мужчины говорят о природе — Кулигин восхищается, а Кудряш равнодушен к пейзажу. «Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита» — глядя на Волгу, Кулигин невольно вспоминает слова песни. Казалось бы, сколько возможностей для отдыха и различных видов досуга. Но жители Калинова заперлись, забаррикадировались в своих домах, самоизолировавшись от внешнего мира. Возникает ощущение, что Калинов похож на закрытую банку: люди дышат воздухом, из которого постепенно исчезает кислород. Недовольство растёт, но энергии некуда выйти, ведь пространство ограничено стеклом. В Калинове ситуация аналогичная. Люди боятся даже безобидной грозы, спасаясь от проявления стихии. Это первобытные, языческие страхи.
Далее разговор перетекает в другое русло: Кулигин с Кудряшом говорят о Кабанихе и Диком, в чьих образах раскрываются быт и нравы купечества в драме «Гроза». Стоит отметить, что во второй половине XIX века в народном сознании и фольклоре возросло значение сатирического жанра. Сатира была направлена против купцов и мелких чиновников. Высмеивались взяточничество, жадность, корысть. Дикой предстаёт перед нами грубым и невоспитанным человеком. От него слышна только ругань: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт» (мнение мещанина Шапкина о Диком). Савл Прокофьевич купец, один из самых богатых людей в городе, поэтому многие часто приходят к нему просить деньги в долг. Характер Дикого и его высказывания по поводу работы дают основание полагать, что своё состояние купец нажил нечестным трудом. Дикой пьёт и проклинает всех на чём свет стоит, как говорится. Примечательны два эпизода. Первый — разговор Дикого с городничим. Оказывается, на Дикого регулярно жалуются простые работяги, ведь купец их обманывает, забирая большую часть суммы себе. Савл Прокофьевич подтверждает обвинения, добавляя «оправдательное» предложение о том, что купцы также друг и дурга воруют, и ничего страшного в таких действиях нет. Второй — небольшой рассказ о том, как Дикого обругал гусар на переправе — «вот смеху-то было».
Большую опасность представляет Марфа Кабанова. Никто из семьи не смеет её ослушаться. Семья Кабановых представляется миниатюрной копией города. Например, очевидны параллели с замками и ограждениями: в одной из сцен Варвара подменяет замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно гулять по вечерам. Ведь Марфа Игнатьевна плотно закрывает засов и просит служанку Глашу следить за запертой дверью. Менее заметна параллель Тихона и Кулигина. Тихон говорит, что своего мнения у него нет, мыслей своих нет и быть не может. У Кулигина мысли, разумеется, есть, вот только выразить он их не может: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается».
Часто появляется мотив «съедения заживо». За запертыми дверями люди едят друг друга, то есть оскорбляют, всячески унижают и издеваются. И, если ситуация с купечеством и городничим похожа на замкнутый круг, то в этом случае люди просто не хотят менять свои привычки. Они привыкли жить в постоянной лжи, поэтому теперь считают такую жизнь нормой.
Добролюбов был прав, когда назвал город Калинов тёмным царством. Царством ограниченных самодуров и безынициативных рабов. Изображённые в «Грозе» быт и нравы тёмного царства невозможны для нового мира, где каждый человек должен быть свободен и честен перед собой.
для самых рациональных -
Краткое содержание «Гроза»для самых нетерпеливых -
Очень краткое содержание «Гроза»для самых компанейских -
Главные герои «Гроза»для самых любопытных -
Анализ «Гроза» Островскийдля самых крутых -
Читать «Гроза» полностью- /19Вопрос 1 из 19
В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
- Жирабек Нурсултанович19/19
- Богдан Козлов18/19
- Ислам Курбанов12/19
- Ольга Говгаленко19/19
- Наталья Бережук17/19
- Aysuliw Aynazarova15/19
- Нина Стародубровская17/19
- Алим Алхасов13/19
- Анна Стефановна11/19
- Вера Лебедева16/19