Характеристика глуповцев
В сатирическом романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» главным героем является простой народ — жители города Глупов, которые стали символом незрелого общества, не способного здраво мыслить и руководить собственной жизнью. Характеристика глуповцев наглядно демонстрирует, к чему может привести безответственность и инфантильность общества. Не желая брать ответственность за себя и свои поступки, глуповцы готовы годами страдать и покорно терпеть правителей-самодуров.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением История одного города.
Полное имя — глуповцы.
Возраст — люди разного возраста.
Род занятий — простой народ.
Семья — семейные люди.
Социальное положение — мещане.
Происхождение — родом из простых семей.
Воспитание — традиционное для сословия.
Образование — традиционное для сословия.
Внешность — не указано.
Характер — пассивные, доверчивые, хвастливые, добродушные, безобидные, терпеливые, инфантильные, безответственные, невежественные, забитые, покорные, исполнительные.
Положительные черты — добродушные, доверчивые, безобидные.
Отрицательные черты — терпеливые, безответственные, невежественные, глупые, хвастливые, покорные.
Произведение — «История одного города».
Автор — Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
Цитатная характеристика
Описание собирательного образа глуповцев с цитатами позволит раскрыть их своеобразие, продемонстрировать черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет глуповцев основан на том, что в древности они назывались головотяпами.
«Был, говорит он, в древности народ, головотяпами именуемый…»
Глуповцы жили далеко от Европы, на севере.
«…жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря».
Головотяпами они назывались потому, что имели крепкие головы и бездумно тяпали ими всё без разбору.
«Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку “тяпать” головами обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется — об стену тяпают; богу молиться начнут — об пол тяпают».
Головотяпы были переименованы в глуповцы князем, который был поражён их непроходимой глупостью.
«— Глупые вы, глупые! — сказал он, — не головотяпами следует вам, по делам вашим, называться, а глуповцами!
Изначально глуповцы были свободным племенем, но однажды решили найти князя, чтобы он управлял ими.
«Тогда надумали искать себе князя.Источник: «О корени происхождения глуповцев»
— Он нам все мигом предоставит, — говорил старец Добромысл, — он и солдатов у нас наделает, и острог, какой следовает, выстроит! Айда, ребята!»
Князь нужен был глуповцам для того, чтобы смог навести порядки. Сами глуповцы настолько глупы, что не могут жить мирной жизнью.
«— А пришли мы к твоей княжеской светлости вот что объявить: много мы промеж себя убивств чинили, много друг дружке разорений и наругательств делали, а все правды у нас нет. Иди и володей нами!»
«— А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами».
Ни один мудрый князь не соглашается править таким недалёким племенем, как глуповцы. И им не остаётся ничего иного как выбрать самого глупого правителя.
«— Я уж на что глуп, — сказал он, — а вы еще глупее меня!.. Не хочу я володеть вами, а ищите вы себе такого князя, какого нет в свете глупее, — и тот будет володеть вами!»
«…и пошли искать князя.Источник: «О корени происхождения глуповцев»
— Ты нам такого ищи, чтоб немудрый был! — говорили головотяпы новотору-вору, — на что нам мудрого-то, ну его к ляду!»
Выбрав князя, глуповцы основали на болоте город, который нарекли Глуповым.
«Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами. “Так и процвела сия древняя отрасль”, — прибавляет летописец».
Внешность
Несмотря на обилие кож, глуповцы предпочитают ходит по старинке в лаптях, а не в сапогах.
«…но кож оказалось множество, и так как глуповцам за всем тем ловчее было щеголять в лаптях, нежели в сапогах, то и кожи спровадили в Византию полностию…»
Черты характера и поступки
Главной чертой жителей города является их удивительная глупость.
«— Глупые вы, глупые! — сказал он, — не головотяпами следует вам, по делам вашим, называться, а глуповцами!»
«— Я уж на что глуп, — сказал он, — а вы еще глупее меня!»
Глуповцы невероятно упрямы в своей глупости.
«Несмотря на непреоборимую твердость, глуповцы…»
Глуповцы — большие хвастуны, которые считают себя лучшим народом.
«— Мы головотяпы! нет нас в свете народа мудрее и храбрее! Мы даже кособрюхих и тех шапками закидали! — хвастали головотяпы».
Глуповцы — беспечные, легкомысленные и добродушные люди.
«…и обычная глуповская восторженность, и обычное глуповское легкомыслие».
«Глупов, беспечный, добродушно-веселый Глупов, приуныл. Нет более оживленных сходок за воротами домов, умолкло щелканье подсолнухов, нет игры в бабки!»
Одна из характерных черт глуповцев — чинопочитание, чрезмерное преклонение перед своим правителем.
«…пришлось глуповцам на деле изведать, каким горьким испытаниям может быть подвергнуто самое упорное начальстволюбие».
«Они любят, чтоб у начальника на лице играла приветливая улыбка, чтобы из уст его, по временам, исходили любезные прибаутки».
«…как, движимые силою начальстволюбия…»
«…нам терпеть можно! потому мы знаем, что у нас есть начальники!»
«Начальстволюбие… робкими, но твердыми шагами выступает вперед».
Глуповцы — невероятно терпеливый народ, способный терпеть любую несправедливость и жестокость, но никогда не роптать на своего правителя.
«— Мы люди привышные! — говорили одни, — мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить — мы и тогда противного слова не молвим!»
Для глуповцев совершенно не важны управленческие качества градоначальника. Для них главное, чтобы он был приветлив и ласков с ними, даже если он глуп и ленив.
«…глуповцы — народ изнеженный и до крайности набалованный. Они любят, чтоб у начальника на лице играла приветливая улыбка, чтобы из уст его, по временам, исходили любезные прибаутки, и недоумевают, когда уста эти только фыркают или издают загадочные звуки».
«Начальник может совершать всякие мероприятия, он может даже никаких мероприятий не совершать, но ежели он не будет при этом калякать, то имя его никогда не сделается популярным».
Глуповцы не представляют свою жизнь без правителя, и когда Глупов остается без градоначальника, чувствуют себя сиротами.
«…неслыханная весть об упразднении градоначальниковой головы в несколько минут облетела весь город. Из обывателей многие плакали, потому что почувствовали себя сиротами».
Глуповцы не способны самостоятельно прожить без правителя даже короткий промежуток времени — в их жизни сразу начинается хаос и беспорядки.
«…едва узнали глуповцы, что они остались совсем без градоначальника, как, движимые силою начальстволюбия, немедленно впали в анархию».
По своей сути глуповцы являются «младенческим», то есть незрелым обществом.
«…когда просвещение слишком рано приходит к народам младенческим и в гражданском смысле незрелым».
Глуповцы — глубоко невежественный, тёмный народ.
«…глуповцы даже усиленно добивались, чтоб Бородавкин пролил свет в их темные головы…»
Глуповцы отличаются большой устойчивостью к различным бедам и неприятностям.
«Вообще во всей истории Глупова поражает один факт: сегодня расточат глуповцев и уничтожат их всех до единого, а завтра, смотришь, опять появятся глуповцы и даже, по обычаю, выступят вперед на сходках так называемые “старики”».
«…несмотря на смертный бой, глуповцы все-таки продолжают жить, достаточно свидетельствует в пользу их устойчивости…»
Глуповцы настолько привыкают к бедам, что считают их чем-то неотвратимым и даже не пытаются с ними бороться. Любое сопротивление считается святотатством.
«Если глуповцы с твердостию переносили бедствия самые ужасные, если они и после того продолжали жить, то они обязаны были этим только тому, что вообще всякое бедствие представлялось им чем-то совершенно от них не зависящим, а потому и неотвратимым».
«Самое крайнее, что дозволялось в виду идущей навстречу беды, — это прижаться куда-нибудь к сторонке, затаить дыхание и пропасть на все время, покуда беда будет кутить и мутить. Но и это уже считалось строптивостью; бороться же или открыто идти против беды — упаси боже!»
Глуповцы не способны анализировать и исследовать то, что происходит вокруг них. Они просто плывут по течению, и их устраивает такой ход жизни.
«Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская жизнь поражала их своею цельностью, и справедливо приписывают это счастливому отсутствию духа исследования».
Глуповцы не хотят размышлять над тем, почему они терпят лишения из-за правителей-самодуров.
«…если допустить глуповцев рассуждать, то, пожалуй, они дойдут и до таких вопросов, как, например, действительно ли существует такое предопределение, которое делает для них обязательным претерпение даже такого бедствия, как, например, краткое, но совершенно бессмысленное градоправительство Брудастого…»
В редких случаях глуповцы могли выказывать своё недовольство правителем. Однако у них не хватало смелости и силы духа открыто бунтовать против своеволия, и их противостояние выглядело как «бунты на коленях».
«Нет бунта, но и покорности настоящей нет. Есть что-то среднее, чему мы видали примеры при крепостном праве. Бывало, попадется барыне таракан в супе, призовет она повара и велит того таракана съесть. Возьмет повар таракана в рот, видимым образом жует его, а глотать не глотает. Точно так же было и с глуповцами: жевали они довольно, а глотать не глотали».
«А глуповцы стояли на коленах и ждали. Знали они, что бунтуют, но не стоять на коленах не могли».
Глуповцы плутоватые и странные люди, себе на уме.
«Но глуповцы тоже были себе на уме».
Глуповцы не в состоянии укреплять свое благополучие, все их действия направлены на его уничтожение.
«…глуповцы употребили эту “новоявленную у них способность” не для того, чтобы упрочить свое благополучие, а для того, чтоб оное подорвать».
Глуповцы настолько невежественны, что не способны проводить элементарный анализ происходящих событий. Когда жизнь их становится немного лучше, они просто приписывают это нечистой силе.
«Неокрепшие в самоуправлении, глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой-то неведомой силы. А так как на их языке неведомая сила носила название чертовщины, то и стали думать, что тут не совсем чисто и что, следовательно, участие черта в этом деле не может подлежать сомнению».
Воспитание
Все без исключения глуповцы — безграмотные люди, способные поставить только крестик вместо своей подписи.
«К сему прошению, вместо людишек города Глупова, за неграмотностью их, поставлено двести и тринадцать крестов».
Характеристика глуповцев другими героями
Князь
Князь считает, что этот народ стоит назвать глуповцами, так как их главная черта — глупость, что проявляется в желании добровольно отказаться от свободы и найти управителя.
«— Глупые вы, глупые! — сказал он, — не головотяпами следует вам, по делам вашим, называться, а глуповцами!»
«— Я уж на что глуп, — сказал он, — а вы еще глупее меня! Разве щука сидит на яйцах? или можно разве вольную реку толокном месить? Нет, не головотяпами следует вам называться, а глуповцами! Не хочу я володеть вами, а ищите вы себе такого князя, какого нет в свете глупее, — и тот будет володеть вами!»
«— А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами».
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ собирательного персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику глуповцев вместе!
Биография
Предками глуповцев были головотяпы — племя, которое постоянно враждовало между собой и с соседями. Не сумев навести внутри своей общины порядок, они единодушно решили выбрать себе правителя, чтобы тот руководил ими.
Головотяпы принялись искать князя, но никто не хотел править невероятно глупыми и недалёкими головотяпами. Тогда они обратились к вору-новотору, который пообещал им найти князя. В итоге такой князь нашелся, но и он отказался жить с головотяпами и в качестве своего наместника поставил вора-новотора.
За свою непроходимую глупость головотяпы были переименованы в глуповцев. Вернувшись домой, они основали на болоте город, который нарекли Глуповым. Вору-новотору было очень легко управлять покорными глуповцами, которые безропотно сносили все выходки нового правителя. После вора-новотора князь отправлял в Глупов и других наместников, но все они были еще хуже бесчестного, властного и жестокого вора-новотора.
Далее в Глупове начались «исторические времена». Городом стали править градоначальники, которых в общей сложности оказалось 22 человека. Наиболее запоминающимися из них оказались Брудастый по прозвищу Органчик, Двоекуров, Фердыщенко, Бородавкин, Прыщ, Угрюм-Бурчеев. У каждого из этих градоначальников была своя манера правления и взгляд на административное устройство города, но всех их объединяло непомерное властолюбие, грубость, ограниченность и равнодушие к судьбам глуповцев.
С приходом последнего градоначальника, жестокого и тупого Угрюм-Бурчеева, даже самые терпеливые глуповцы стали роптать на власть. В стремлении создать свой идеальный город Угрюм-Бурчеев стёр с лица земли Глупов, чтобы построить на его месте Непреклонск. Однако что-то пошло не так, и Угрюм-Бурчеев попросту исчез.
Образ глуповцев
На протяжении всей истории своего существования глуповцы предстают откровенно глупыми, недалёкими и глубоко невежественными людьми, которые ведут примитивный образ жизни, не могут и не хотят развиваться.
Донельзя инфантильные и безответственные, они не могут жить без правителя, который бы вместо них принимал все важные решения. При этом для глуповцев совершенно неважно, какими качествами обладает их правитель: они будут глубоко почитать даже самого деспотичного и жестокого градоначальника.
Глуповцы буквально боготворят своих правителей и готовы терпеть любые издевательства с их стороны. Каждого нового градоначальника они принимают безусловно и довольны им заранее, считая своим спасителем. Каждый раз глуповцы доверчиво вручают новому правителю ответственность за свои судьбы, за жизнь города.
Глуповцы не хотят жить и думать самостоятельно, анализировать, делать выводы, сравнивать. Им даже в голову не может прийти, что можно благополучно жить без бездарного правления недалёких и иногда откровенного жестоких правителей. И как следствие, они ходят по замкнутому кругу, постоянно страдая от разного рода бед, несчастий, бессмысленных войн и голода.
Глуповцы не способны понять, что сами являются источником всех своих бед. Привыкнув к постоянным страданиям, они безропотно и терпеливо сносят новые испытания. Более того — даже гордятся «силой» своего духа. Это глупые, легкомысленные люди, которые в жизни руководствуются каким-то совершенно приземлёнными, звериными инстинктами. Не желая брать ответственность за свою жизнь, они не могут даже надеяться на светлое будущее.
Звукоизобразительные характеристики глуповцев
В сатирическом романе М. Е. Салтыкова-Щедрина глуповцы выступают общей массой. Их можно сравнить с огромным хором, который постоянно меняется в своём составе, но при этом сохраняет неизменное характерное звучание.
Автор очень тонко смог передать это звучание, которое прямо указывает на ключевые черты глуповцев: невежество, безграничное терпение, глупость, покорность. В этом хоре слышны лишь стоны, сдавленные рыдания, вздохи, шёпот, начальстволюбивые возгласы и лишь изредка — недовольное роптание. Преобладает же в этой какофонии звуков тишина страха и рабской покорности.
В природе глуповцев нет стремления к свободе и равенству, и потому мощный глуповский хор способен с легкостью перейти от робкого негодования к смиренному безмолвию.
Представленные общей массой, глуповцы звучат всегда одинаково, без проявления какой-либо индивидуальности. Они бестолково шумят во время сходок, веселятся и поют в хмельном угаре, когда на какой-то короткий промежуток времени их жизнь становится легче, и так же вместе умирают во время сильного голода, болезней или войн. Но во всех проявлениях глуповцев всегда слышится один настойчивый и неизменчивый мотив покорности и послушания.
для самых рациональных -
Краткое содержание «История одного города»для самых компанейских -
Главные герои «История одного города»для самых занятых -
Читательский дневник «История одного города»для самых крутых -
Читать «История одного города» полностьюВывод
Ключевым героем в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» являются глуповцы — собирательный образ простого русского народа. В свойственной ему сатирической манере автор показал социальную незрелость народа, отсутствие у него элементарного уважения к собственной свободе и жизни.
Роль этого собирательного образа автор видит в том, чтобы, учитывая ошибки ушедших поколений, русские люди смогли сделать правильные выводы и прервать порочный круг унизительной жизни, основанной на раболепном преклонении перед властью. Развернутая характеристика глуповцев с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко написать доклад или сочинение.
Тест
- /10Вопрос 1 из 10
Как в древности назывались глуповцы?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.