Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина

«Капитанская дочка» – произведение А. С. Пушкина о чести. В нем предательство борется с честностью, положительные человеческие качества с отрицательными. На примере некоторых персонажей можно понять, насколько по-разному жили люди в то время, насколько разными принципами они руководствовались. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина – наглядный пример такого сравнения.

Характеристика Швабрина

Два главных персонажа произведения – Гринев и Швабрин, являются полными противоположностями друг друга. Несмотря на то, что они оба являются офицерами, выходцами из богатых семей и даже влюблены в одну и ту же девушку, живут они, руководствуясь совершенно разными принципами. Пушкин четко делит своих персонажей на положительных и отрицательных, давая читателю ощутить резкий контраст между образами героев.

В образе Швабрина Пушкин раскрывает тему подлости и предательства. Особенности этого персонажа – способность в любой момент переметнуться на другую сторону, отказаться от своих слов, брать силой даже любовь. в этом герое сконцентрированы негативные качества. На службу в крепость Швабрин попадает после совершения убийства, и это уже дает читателю возможность многое понять о персонаже. Его абсолютно не заботит то, что чувствуют другие люди. Он не верен ничему: ни себе, ни стране, ни долгу, ни службе. Когда в крепость приходит Пугачев, Швабрин не задумываясь переходит на его строну. Понятие «честь» чуждо для него. Даже влюбленность он испытывает с эгоистической позиции. Сначала он настраивает Гринева против Маши, давая понять, что она дурочка, а затем и вовсе пытается захватить ее силой.

Характеристика Гринева

Имея отличное происхождение, Гринев отправляется на службу по собственному решению, которое связано с волей отца. Повесть рассказывает читателю о том, что такое честь, преданность, уважение к родителям. Именно Гриневе и Маше выражаются эти характеристики. Капитанская дочка, Маша Миронова влюбляется в Петрушу, и это чувство взаимно. Гринев помнит наставления своего отца: «Береги честь с молоду». Слово «честь» – не пустой звук для Гринева, он старается соответствовать своему положению. Он ясно дает понять, что ни за что не перейдет в ряды бунтовщика, хотя он с легкостью мог бы стать его приятелем, заслужить выгодное для себя положение. Гринев готов защищать свою честь и честь своей возлюбленной на дуэли, и дважды доказывает свою решимость и смелость.

Сравнительный анализ образов

Таким образом, в повести сталкиваются добро и зло, положительные человеческие качества и отрицательные, честь и предательство. В образах двух героев, которые оказываются совершенно разными при одинаковом происхождении, званиях и в одной и той же ситуации, Пушкин рисует перед читателем картину свободного выбора. Каждый человек сам волен решать, каким ему быть, каким принципам следовать при выборе жизненных решений.

Сопоставляя образы Швабрина и Гринева, можно увидеть и судьбу России. Что будет, если у власти будут стоять такие люди как Швабрин? Тогда страну ожидают разруха и полная деградация. Но справедливость всегда должна торжествовать. Честь и достоинство – приоритеты, которые выбирает Гринев. Именно такие люди должны стоять у власти, именно они могут привести страну к процветанию.

Выбор, каким человеком быть – плохим или хорошим – сегодня актуален как никогда. На примере персонажей мировой литературы, мы можем выбирать собственный путь. У каждого поступка есть последствия. Действия, совершенные по чести и достоинству никогда не останутся в проигрыше, ведь именно сохранение человеческого лица, положительных моральных качеств – уже выигрыш. Поступки же, которые несут за собой только собственную выгоду, которые не ориентируются на честь, приводят к плохим последствиям не только для самого человека, но и для окружающего его общества. Сравнение персонажей дает нам возможность наглядно увидеть результат действий, которые основываются на чести и бесчестии.

Данная статья поможет написать сочинение «Гринев и Швабрин: сравнительная характеристика», раскрыть эти образы и сопоставить их, сделать соответствующие выводы.

Предметы