Деревня Собакевича

Помещики встречают Чичикова в своих имениях, которые удивительным образом дополняют характеры персонажей. Деревня Собакевича большая, как и ее хозяин. В ней все сделано прочно, на века и на совесть.

Пейзаж вокруг деревни

Описание деревни Собакевича ведется от лица автора. Гоголь выбирает красивое сравнение с птицей. Деревня стоит посередине двух лесов: березового и соснового. Леса – два крыла, противоположные по цвету. Березовая роща – светлое крыло. Сосновый бор – темное. Что символизируют крылья? Они дают дополнительную характеристику образа. В помещике смешаны темные и светлые начала человека. Классик предупреждает: Собакевич – это сложный персонаж. Его нельзя отнести к какому-то одному типу: отрицательному или положительному. Такие типы, казалось бы, укрепляли Русь. Но на самом деле нет, они заботились только о своей наживе.

Деревянная крепость

Поместье хозяина окружено не забором, а решеткой, сделанной из крепкого и «непомерно» толстого дерева. Автор не называет ограждение забором. Это решетка, через которую сложно сбежать. Твердый нрав Собакевича виден во всех деталях деревни.

Видно было, что помещик требовал прочности для любого строения: дом, сарай, кухня или конюшня. Бревна должны были простоять века.

Классик специально описывает колодец. Даже он в деревне обделан дубом, который используют для строения мельниц и кораблей. Незначительное строение редко находит место на страницах книг. Здесь колодец – это доказательство последовательности хозяина деревни.

Все постройки в деревне должны быть плотными, упористыми, крепкими. Удивляло только их расположение.

Дома крестьян

Избы стояли в деревне неуклюже, разбросаны без определенного порядка. Бревна выбирались самые крупные и крепкие. Каждое бревно было плотно подогнано к другому. В избах чувствовалась прочность. Не было резных узоров, причудливых украшений или каких-либо других изяществ для украшения. Все удивляло простотой и крепостью.

Дома крестьян схожи с помещиком. Никому нельзя было построить дом на свой лад. В этом весь персонаж. Звериная собачья натура не позволяет подчиненным думать по-своему. Жестокий и хитрый он забивает индивидуальность людей, заставляет их думать, что хорошо только то, что он решил. Собакевич пытается сам изменить общественную среду вокруг себя. Именно поэтому цветные крылья не дают птице взлететь, а приземляют, прижимают деревню.

Читатель не может ни признать: хозяин заботится о своих крепостных. Он хочет, чтобы они не болели, не мерзли от холода, как у Плюшкина. Понятна цель такой заботы, но сказать, что это характеризует образ положительно, будет неправильным. В этой заботе, как и у всей деревни, два крыла: светлое и темное. За желанием сделать дома прочными стоит простая цель – нажива. Здоровый мужик принесет больше пользы, чем больной.

Чертов кулак

Усадьба Собакевича в поэме «Мертвые души» напоминает сжатый кулак. Для того, чтобы выжать из мужика побольше, помещик вводит денежный оброк. Крепостной должен зарабатывать. Михаил Семенович хороший хозяин. Он основательно подходит ко всему, что есть у него в поместье. Кулак держит все под своим контролем. Его интересует не красота и дизайн, а прочность и удобство. Завитушки из дерева быстро растрескаются, сгниют. Их потребуется менять. Зачем тратить время и материал на ненужные предметы. Во всем видна экономия.

Описание поместья помогает понять характер сложного персонажа. Богатырь с медвежьей хваткой виден в любом строении. Написать сочинение «Деревня Собакевича» нельзя без понимания смысла, который автор вложил в каждую постройку.

Предметы