Характеристика Плюшкина
Одним из ярких персонажей поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» является пожилой овдовевший помещик Плюшкин. Обладая большим богатством, он отличается невероятной скупостью, которая сродни психическому заболеванию. Желая сохранить и ещё больше приумножить свой капитал, герой в короткие сроки полностью утрачивает моральный облик, губит на корню свои лучшие человеческие качества. Характеристика Плюшкина имеет большое значение, поскольку демонстрирует всю глубину нравственного падения человека, разложения некогда сильной и яркой личности. Утратив смысл существования, герой наглухо замуровывает свою душу и по привычке доживает жизнь, с каждым днём всё больше деградируя.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Мертвые души.
Полное имя — Степан Плюшкин.
Возраст — точно неизвестно, идёт седьмой десяток.
Род занятий — помещик.
Семья — дочь Александра с двумя детьми, сын.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из дворянского семейства.
Воспитание — характерное для дворянских семейств.
Образование — характерное для дворянских семейств.
Внешность — худощавый, сгорбленный седовласый старик с маленькими глазками и длинным подбородком, одетый в старые лохмотья.
Характер — скупой, мелочный, подозрительный, необщительный, чёрствый, бездушный, склочный.
Положительные черты — отсутствуют.
Отрицательные черты — жадный, жестокий, равнодушный к чужому горю, замкнутый, мелочный.
Произведение — «Мёртвые души».
Автор — Николай Васильевич Гоголь.
Цитатная характеристика
Описание Плюшкина с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Плюшкина основан на том, что он является богатым помещиком, в чьём владении более тысячи крепостных душ.
«…как у какого-нибудь Плюшкина: 800 душ имеет…»
«У этого помещика была тысяча с лишком душ…»
Имя Плюшкина — Степан.
«На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всём положиться…»
Плюшкин очень богат: у него большое хозяйство, способное приносить внушительный доход, однако всё добро попросту гниёт на складах.
«…попробовал бы кто найти у кого другого столько хлеба, зерном, мукою и просто в кладях, у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин выделанных и сыромятных, высушенными рыбами и всякой овощью, или губиной…»
Поместье Плюшкино расположено по соседству с усадьбой Собакевича.
«…позвольте спросить: как далеко живет он от вас?
— В пяти верстах…»
Имение Плюшкина создаёт самое неблагоприятное впечатление: оно выглядит на редкость бедным, заброшенным, неопрятным и неухоженным. Но, глядя на строения, можно сделать вывод, что ранее здесь процветало большое хозяйство.
«Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбр. Кажется, сами хозяева снесли с них драньё и тёс… Окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном…»
«Из-за изб тянулись во многих местах рядами огромные клади хлеба, застоявшиеся, как видно, долго; цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич, на верхушке их росла всякая дрянь, и даже прицепился сбоку кустарник. Хлеб, как видно, был господский».
«Толпа строений: людских, амбаров, погребов, видимо ветшавших, наполняла двор; возле них направо и налево видны были ворота в другие дворы. Всё говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере, и всё глядело ныне пасмурно».
Единственным украшением имения Плюшкина является заброшенный сад.
«Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении».
Дом, в котором живёт Плюшкин, выглядит заброшенным зданием — настолько он старый и ветхий.
«Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на тёмной крыше, не везде надёжно защищавшей его старость, торчали два бельведера один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишённые когда-то покрывавшей их краски. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решётку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. Эти два окна, с своей стороны, были тоже подслеповаты; на одном из них темнел наклеенный треугольник из синей сахарной бумаги».
Дом, в котором живёт Плюшкин, создаёт впечатление нежилого строения: в комнатах холодно, темно, очень неуютно.
«Он вступил в тёмные, широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери…»
Первое, что бросается в глаза в доме Плюшкина, — страшный беспорядок, который более напоминает свалку старых, испорченных, поломанных, пришедших в негодность вещей.
«…был поражён представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул и, рядом с ним, часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину… На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни жёлтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины…»
«В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе».
Плюшкин — вдовец, который до смерти любимой супруги жил счастливой семейной жизнью. У него было трое детей — двое дочерей и сын.
«…был женат и семьянин…»
«…приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством; навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы; выбегал сын, разбитной мальчишка, и целовался со всеми, мало обращая внимания на то, рад ли или не рад был этому гость».
Внешность
Плюшкин — старик, которому примерно 60–65 лет.
«— Стар я, батюшка, чтобы лгать: седьмой десяток живу! — сказал Плюшкин…»
«Вот утешили старика!»
Внешний вид Плюшкина вызывает недоумение: сразу трудно понять, кто стоит перед вами — мужчина или женщина. Причиной тому — странного вида одежда, которую носит герой.
«Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее очень на женский капот; на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы; только один голос показался ему несколько сиплым для женщины. “Ой, баба!” подумал он про себя и тут же прибавил: “Ой, нет!” “Конечно, баба!” наконец сказал он, рассмотрев попристальнее… По висевшим у ней за поясом ключам и по тому, что она бранила мужика довольно поносными словами, Чичиков заключил, что это, верно, ключница…»
Определить принадлежность Плюшкина к мужскому полу можно лишь по плохо выбритому подбородку.
«Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница, по крайней мере, не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей».
Плюшкин — мужчина преклонных лет, худощавый старик.
«…как у многих худощавых стариков…»
Лицо Плюшкина ничем не примечательно, за исключением острого длинного подбородка.
«Лицо его не представляло ничего особенного… один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякой раз закрывать его платком, чтобы не заплевать…»
У Плюшкина маленькие глазки и густые брови.
«…маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух».
Портретная характеристика Плюшкина основана на том, что он, при всём своём богатстве выглядит, как нищий.
«Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук. Словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряжённого, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош».
«…у батюшки был такой халат, на который глядеть не только было совестно, но даже стыдно».
«…полы халата раскрывшись, показали платье, не весьма приличное для рассматриванья».
До смерти супруги Плюшкин был опрятным, чистоплотным человеком, который следил за своей внешностью.
«Сам хозяин являлся к столу в сертуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты».
Став вдовцом, Плюшкин резко постарел, поседел.
«…сверкнувшая в жёстких волосах его седина…»
Плюшкин — беззубый старик.
«На это Плюшкин что-то пробормотал сквозь губы, ибо зубов не было…»
Единственная слабость Плюшкина — табак, который он не курит, а нюхает.
«…у него из носа выглянул весьма некартинно табак, на образец густого кофея…»
Всем своим видом Плюшкин являет жалкое зрелище.
«Засим это странное явление, этот съёжившийся старичишка…»
Черты характера и поступки
Главная черта Плюшкина — невероятная жадность. Будучи богатым помещиком, он живёт, как последний нищий.
«…у меня не так, как у какого-нибудь Плюшкина: 800 душ имеет, а живёт и обедает хуже моего пастуха!»
«Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он…»
В скаредности Плюшкина хуже всего то, что от неё страдают зависимые от него крестьяне, которые из-за страшной жадности своего хозяина едва сводят концы с концами и нередко умирают от голода.
«— …всех людей переморил голодом.Источник: Глава V
— Вправду! —подхватил с участием Чичиков. — И вы говорите, что у него, точно, люди умирают в большом количестве?
— Как мухи мрут…»
«…заехать к Плюшкину, у которого, по словам Собакевича, люди умирали, как мухи…»
«…скрягу Плюшкина не знаешь, того, что плохо кормит людей?»
Простые крестьяне презрительно называют Плюшкина Заплатанным — это прозвище скупой помещик получил благодаря своей старой, изношенной донельзя одежде с многочисленными заплатками.
«— А! заплатанной, заплатанной! — вскрикнул мужик. Было им прибавлено и существительное к слову заплатанной, очень удачное, но не употребительное в светском разговоре, а потому мы его пропустим».
Для Плюшкина характерна болезненная страсть к накопительству. Он без удержу собирает, складирует различные вещи и продукты, которые со временем портятся, приходят в негодность.
«Заглянул бы кто-нибудь к нему на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся, — ему бы показалось, уж не попал ли он как-нибудь в Москву на щепной двор, куда ежедённо отправляются расторопные тёщи и свекрухи, с кухарками позади, делать свои хозяйственные запасы, и где горами белеет всякое дерево, шитое, точёное, лаженое и плетёное: бочки, пересеки, ушаты, лагуны, жбаны с рыльцами и без рылец, побратимы, лукошки, мыкольники, куда бабы кладут свои мочки и прочий дрязг, коробья? из тонкой гнутой осины, бураки из плетёной берестки и много всего, что идёт на потребу богатой и бедной Руси. На что бы, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий? во всю жизнь не пришлось бы их употребить даже на два таких имения, какие были у него, — но ему и этого казалось мало».
Плюшкину мало собственных богатств. Он не может прожить и день без того, чтобы не подобрать и унести к себе в дом всё, что плохо лежит.
«”Вон, уже рыболов пошёл на охоту!” — говорили мужики, когда видели его, идущего на добычу. И в самом деле, после него незачем было мести улицу: случилось проезжавшему офицеру потерять шпору, шпора эта мигом отправилась в известную кучу; если баба, как-нибудь зазевавшись у колодца, позабывала ведро, он утаскивал и ведро. Впрочем, когда приметивший мужик уличал его тут же, он не спорил и отдавал похищенную вещь; но если только она попадала в кучу, тогда всё кончено: он божился, что вещь его, куплена им тогда-то, у того-то или досталась от деда. В комнате своей он подымал с пола всё, что ни видел: сургучик, лоскуток бумажки, пёрышко, и всё это клал на бюро или на окошко».
До смерти жены Плюшкин был просто бережливым, рачительным хозяином. Он был гостеприимным, интересным человеком.
«А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином!.. сосед заезжал к нему сытно пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Всё текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни; везде, во всё входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал, хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины…»
Плюшкин всегда был сдержанным человеком, не привыкшим открыто проявлять свои эмоции.
«Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его…»
«Но не прошло и минуты, как эта радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и пропала, будто её вовсе не бывало, и лицо его вновь приняло заботливое выражение».
Когда-то Плюшкин был умным человеком, прекрасным собеседником.
«…в глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать…»
«А! от Плюшкина. Он ещё до сих пор прозябает на свете. Вот судьба! Ведь какой был умнейший, богатейший человек! А теперь…»
Характер Плюшкина начинает стремительно меняться в худшую сторону после смерти жены.
«Но добрая хозяйка умерла; часть ключей, а с ними мелких забот, перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее».
«Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость…»
У Плюшкина безнадежно портятся отношения со всеми детьми. Он не способен понять их желаний и устремлений, в своих поступках руководствуется лишь собственным эгоизмом.
«На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всём положиться, да и был прав, потому что Александра Степановна скоро убежала с штабс-ротмистром, бог весть какого кавалерийского полка, и обвенчалась с ним где-то наскоро, в деревенской церкви, зная, что отец не любит офицеров по странному предубеждению, будто бы все военные картёжники и мотишки. Отец послал ей на дорогу проклятие, а преследовать не заботился».
«…сын, будучи отправлен в губернский город с тем, чтобы узнать в палате, по мнению отца, службу существенную, определился вместо того в полк и написал к отцу уже по своём определении, прося денег на обмундировку; весьма естественно, что он получил на это то, что называется в простонародии шиш».
«Случись же под такую минуту, как будто нарочно в подтверждение его мнения о военных, что сын его проигрался в карты; он послал ему от души своё отцовское проклятие и никогда уже не интересовался знать, существует ли он на свете или нет».
«…последняя дочь, остававшаяся с ним в доме, умерла…»
Со временем Плюшкин смог простить дочь Александру. Однако ни она, ни двое маленьких внуков не смогли растопить скупое сердце Плюшкина.
«Александра Степановна как-то приезжала раза два с маленьким сынком пытаясь, нельзя ли чего-нибудь получить… Плюшкин, однако же, её простил и даже дал маленькому внучку поиграть какую-то пуговицу, лежавшую на столе, но денег ничего не дал».
«В другой раз Александра Степановна приехала с двумя малютками и привезла ему кулич к чаю и новый халат, потому что у батюшки был такой халат, на который глядеть не только было совестно, но даже стыдно. Плюшкин приласкал обоих внучков и, посадивши их к себе одного на правое колено, а другого на левое, покачал их совершенно таким образом, как будто они ехали на лошадях, кулич и халат взял, но дочери решительно ничего не дал…»
Плюшкин выстроил такие отношения с детьми, что те будут только рады, узнав о его кончине.
«…до тех пор, покамест отец Карп и отец Поликарп, два священника его деревни, не погребут его самого, к неописанной радости зятя и дочери, а может быть, и капитана, приписавшегося ему в родню».
Оставшись в полном одиночестве, Плюшкин покрывается наростом из скупости, подозрительности, тревожности.
«…старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств».
«Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине».
«…Им ни в чём нельзя доверять — продолжал он, обратившись к Чичикову, после того как Прошка убрался вместе с своими сапогами. Вслед за тем он начал и на Чичикова посматривать подозрительно…»
«…а дом-то как оставить? Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чем будет повесить».
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком».
Из-за страшной скупости хозяйство Плюшкина приходит в негодность, он терпит большие убытки, но не хочет замечать этого.
«С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец остались только два, из которых одно, как уже видел читатель, было заклеено бумагою; с каждым годом уходили из вида, более и более, главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и пёрышкам, которые он собирал в своей комнате; неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения, покупщики торговались, торговались и наконец бросили его вовсе, сказавши, что это бес, а не человек; сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было её рубить, к сукнам, к холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль».
«А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему… всё это сваливалось в кладовые, и всё становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве».
Плюшкин со временем становится забывчивым и уже совершенно не помнит, чем владеет.
«Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкапу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом её не выпил, да где лежало перышко или сургучик».
Плюшкин не любит хвастать своим богатством. Напротив, он всячески прибедняется, жалуется на жизнь, бедность.
«— И такой скверный анекдот, что сена хоть бы клок в целом хозяйстве! — продолжал Плюшкин. — Да и в самом деле, как прибережёшь его? землишка маленькая, мужик ленив, работать не любит, думает, как бы в кабак… того и гляди, пойдёшь на старости лет по миру!Источник: Глава VI
— Мне, однако же, сказывали, — скромно заметил Чичиков, — что у вас более тысячи душ.
— А кто это сказывал? А вы бы, батюшка, наплевали в глаза тому, который это сказывал! Он, пересмешник, видно, хотел пошутить над вами. Вот бают, тысячи душ, а подитка сосчитай, а и ничего не начтешь! Последние три года проклятая горячка выморила у меня здоровенный куш мужиков».
«Народ-то больно прожорлив, от праздности завёл привычку трескать, а у меня есть и самому нечего… А уж я бы за них что ни дай, взял бы».
Плюшкина может взбодрить лишь новость о выгодной сделке, каковой он считает продажу мёртвых душ. Обычно его лицо ничего не выражает, оно кажется мёртвым, деревянным, но сделка с Чичиковым на некоторое время оживляет его.
«— Ах, батюшка! ах, благодетель ты мой! — вскрикнул Плюшкин… — Вот утешили старика! Ах, господи ты мой! ах, святители вы мои!.. — Далее Плюшкин и говорить не мог. Но не прошло и минуты, как эта радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и пропала, будто её вовсе не бывало, и лицо его вновь приняло заботливое выражение».
«И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего, произведшему радостный крик в толпе, обступившей берег. Но напрасно обрадовавшиеся братья и сёстры кидают с берега верёвку и ждут, не мелькнёт ли вновь спина или утомлённые бореньем руки,- появление было последнее. Глухо всё, и еще страшнее и пустыннее становится после того затихнувшая поверхность безответной стихии. Так и лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нём чувством стало ещё бесчувственней и ещё пошлее».
Плюшкин настолько скуп, что готов угостить гостя ликером сомнительного происхождения с мухами и прочим мусором.
«— Ведь вот не сыщешь, а у меня был славный ликёрчик, если только не выпили! народ, такие воры! А вот разве не это ли он? — Чичиков увидел в руках его графинчик, который был весь в пыли, как в фуфайке. — Ещё покойница делала, — продолжал Плюшкин, — мошенница-ключница совсем было его забросила и даже не закупорила, каналья! Козявки и всякая дрянь было напичкались туда, но я весь сор-то повынул и теперь вот чистенькой я вам налью рюмочку».
Крестьянам очень плохо живётся у Плюшкина: они живут в ветхих избах, очень плохо питаются. Многие из крепостных не выдерживают такой жизни и убегают от скупого хозяина, чтобы не умереть от голода.
«Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбр… Окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики под крышами с перилами, неизвестно для каких причин делаемые в иных русских избах, покосились и почернели даже не живописно».
«…ведь у меня что год, то бегут…»
«— …всех людей переморил голодом.Источник: Глава V
— Вправду! — подхватил с участием Чичиков. — И вы говорите, что у него, точно, люди умирают в большом количестве?
— Как мухи мрут».
Из-за своей жадности Плюшкин не любит принимать гостей, в посещении которых не видит никакого толка.
«— Я давненько не вижу гостей, — сказал он — да, признаться сказать, в них мало вижу проку. Завели пренеприличный обычай ездить друг к другу, а в хозяйстве-то упущения… да и лошадей их корми сеном! Я давно уж отобедал, а кухня у меня такая прескверная, и труба-то совсем развалилась, начнёшь топить, ещё пожару наделаешь».
Плюшкин — очень одинок. У него совершенно нет ни друзей, ни просто добрых приятелей.
«— Так не имеете ли кого-нибудь знакомого?Источник: Глава VI
— Да кого же знакомого? Все мои знакомые перемёрли или раззнакомились».
Наибольшую ценность для Плюшкина представляют деньги, его богатство.
«Тут же заставил он Плюшкина написать расписку и выдал ему деньги, которые тот принял в обе руки и понёс их к бюро с такою же осторожностью, как будто бы нёс какую-нибудь жидкость, ежеминутно боясь расхлестать её. Подошедши к бюро, он переглядел их ещё раз и уложил тоже чрезвычайно осторожно в один из ящиков, где, верно, им суждено быть погребёнными…»
В погоне за экономией, Плюшкин отказывает себе даже в самом необходимом — полноценном питании. Он не пьёт чай, а питается на кухне у своих же крепостных.
«Я, признаться сказать, не охотник до чаю: напиток дорогой, да и цена на сахар поднялась немилосердная».
«…после того заглянул в кухню, где под видом того, чтобы попробовать, хорошо ли едят люди, наелся препорядочно щей с кашею и, выбранивши всех до последнего за воровство и дурное поведение, возвратился в свою комнату».
Характеристика Плюшкина другими героями
Собакевич
Собакевич презрительно относится к Плюшкину, который из-за своей жадности замучил своих крепостных.
«…у меня не так, как у какого-нибудь Плюшкина: 800 душ имеет, а живёт и обедает хуже моего пастуха!Источник: Глава V
— Кто такой этот Плюшкин? — спросил Чичиков.
— Мошенник, — отвечал Собакевич. — Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом.
— Вправду! — подхватил с участием Чичиков. — И вы говорите, что у него, точно, люди умирают в большом количестве?
— Как мухи мрут.
— Неужели как мухи?»
Собакевич считает Плюшкина человеком низким, недостойным какого-либо внимания.
«— Я вам даже не советую и дороги знать к этой собаке! —сказал Собакевич. — Извинительней сходить в какое-нибудь непристойное место, чем к нему».
Собакевич, который всегда бережно относился к крепостным, глубоко возмущает скупость Плюшкина, из-за которой крестьяне умирали в большом количестве.
«— Собака, — сказал Собакевич, — мошенник, всех людей переморил голодом».
Подробная характеристика Собакевича.
Чичиков
При первом знакомстве с Плюшкиным Чичиков долго не мог понять, кто перед ним стоит — мужчина или женщина. В рваном тряпье и женском головном уборе он очень похож на старую ключницу.
«Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее очень на женский капот; на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы; только один голос показался ему несколько сиплым для женщины. “Ой, баба!” подумал он про себя и тут же прибавил: “Ой, нет!” “Конечно, баба!” наконец сказал он, рассмотрев попристальнее…По висевшим у ней за поясом ключам и по тому, что она бранила мужика довольно поносными словами, Чичиков заключил, что это, верно, ключница».
Подробная характеристика Чичикова.
Председатель
Будучи старым знакомым Плюшкина, председатель ещё застал те времена, когда помещик был в своём уме и был достойным во всех отношениях человеком.
«— От кого? — сказал председатель и, распечатавши, воскликнул: — А! от Плюшкина. Он ещё до сих пор прозябает на свете. Вот судьба! Ведь какой был умнейший, богатейший человек! А теперь…»
Характеристика Плюшкина по главам
Глава V
Сосед Плюшкина, помещик Собакевич, презрительно относится к нему. Причина тому — невероятная скупость Плюшкина, из-за которой прежде всего страдают его крепостные.
«— У меня не так, — говорил Собакевич, вытирая салфеткою руки, — у меня не так, как у какого-нибудь Плюшкина: 800 душ имеет, а живёт и обедает хуже моего пастуха!
— Кто такой этот Плюшкин? — спросил Чичиков.
— Мошенник, — отвечал Собакевич. — Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом.
— Вправду! — подхватил с участием Чичиков. — И вы говорите, что у него, точно, люди умирают в большом количестве?
— Как мухи мрут.
— Неужели как мухи?А позвольте спросить: как далеко живёт он от вас?
— В пяти верстах».
Собакевич не хочет знаться с Плюшкиным и считает ниже своего достоинства даже просто встретиться со скупым соседом.
«— Я вам даже не советую и дороги знать к этой собаке! — сказал Собакевич. — Извинительней сходить в какое-нибудь непристойное место, чем к нему».
Крестьяне дают Плюшкину прозвище — Заплатанной, в котором выражается всё презрение к скупому помещику.
«…скрягу Плюшкина не знаешь, того, что плохо кормит людей?
— А! заплатанной, заплатанной!” вскрикнул мужик. Было им прибавлено и существительное к слову заплатанной, очень удачное, но не употребительное в светском разговоре, а потому мы его пропустим».
Глава VI
Крепостные крестьяне Плюшкина живут в старых покосившихся и прохудившихся избах, что красноречиво говорит о жадности и равнодушии их хозяина.
«Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбр… Окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики под крышами с перилами, неизвестно для каких причин делаемые в иных русских избах, покосились и почернели даже не живописно».
В усадьбе Плюшкина амбары и усадьбы ломятся от всякого добра, которое давно прогнило, стало негодным к употреблению.
«Из-за изб тянулись во многих местах рядами огромные клади хлеба, застоявшиеся, как видно, долго; цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич, на верхушке их росла всякая дрянь, и даже прицепился сбоку кустарник. Хлеб, как видно, был господский».
Хозяйский дом мало чем отличается от крестьянских строений, настолько ветхим и неухоженным он является.
«Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на тёмной крыше, не везде надёжно защищавшей его старость, торчали два бельведера один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишённые когда-то покрывавшей их краски. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решётку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. Эти два окна, с своей стороны, были тоже подслеповаты; на одном из них темнел наклеенный треугольник из синей сахарной бумаги».
Единственным украшение усадьбы Плюшкина является заброшенный сад.
«Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении».
В деревне Плюшкина ранее текла насыщенная жизнь, развивалось хозяйство, но теперь она выглядит безжизненной, будто вымершей.
«Толпа строений: людских, амбаров, погребов, видимо ветшавших, наполняла двор; возле них направо и налево видны были ворота в другие дворы. Всё говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере, и всё глядело ныне пасмурно. Ничего не заметно было оживляющего картину, ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома!»
Дом Плюшкина выглядит тёмным и мрачным не только снаружи, но и изнутри. Он наполнен всяким хламом и очень напоминает свалку старых, никому не нужных вещей.
«Он вступил в тёмные, широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражён представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул и, рядом с ним, часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкап с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни жёлтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая…»
«В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе».
С первого взгляда на Плюшкина трудно понять, мужчина это или женщина, настолько странно и нелепо он одет.
«Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее очень на женский капот; на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы; только один голос показался ему несколько сиплым для женщины. “Ой, баба!” подумал он про себя и тут же прибавил: “Ой, нет!” “Конечно, баба!” наконец сказал он, рассмотрев попристальнее».
Распознать в Плюшкине мужчину можно лишь по плохо выбритому лицу.
«Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница, по крайней мере, не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко…»
Лицо Плюшкина ничем не примечательно, за исключением длинного подбородка. У него маленькие глаза, густые брови.
«Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперёд, так что он должен был всякой раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух».
Не внешность Плюшкина приковывает к себе внимание, а его одеяние, которое больше походит на одежду нищих.
«Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук. Словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош».
Внешний вид Плюшкина обманчив. На самом деле он — богатый помещик, который в прошлом имел очень большое хозяйство.
«Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик. У этого помещика была тысяча с лишком душ, и попробовал бы кто найти у кого другого столько хлеба, зерном, мукою и просто в кладях, у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин выделанных и сыромятных, высушенными рыбами и всякой овощью, или губиной. Заглянул бы кто-нибудь к нему на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся, — ему бы показалось, уж не попал ли он как-нибудь в Москву на щепной двор».
Плюшкин страдает болезненной скупостью. Не в состоянии контролировать себя, он подбирает любой мусор, складирует у себя в доме и тщательно следит за тем, чтобы никто из крепостных не позарился на этот хлам.
«На что бы, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий? во всю жизнь не пришлось бы их употребить даже на два таких имения, какие были у него, — но ему и этого казалось мало».
«…он ходил еще каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины, и всё, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, — всё тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты».
Было время, когда Чичиков был лишь разумно бережливым, рачительным хозяином, который все силы прикладывал для развития своего большого хозяйства.
«А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему сытно пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Всё текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни; везде, во всё входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал, хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины».
Степан Плюшкин никогда не был эмоциональным, открытым человеком. Но это компенсировалось его умом и жизненной хваткой.
«Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать…»
У Плюшкина была большая дружная семья, и он был счастлив в семейной жизни.
«…приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством; навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы; выбегал сын, разбитной мальчишка, и целовался со всеми, мало обращая внимания на то, рад ли или не рад был этому гость. В доме были открыты все окна…»
Раньше Плюшкин всегда аккуратно одевался, имел опрятный внешний вид.
«Сам хозяин являлся к столу в сертуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты».
Привычный уклад жизни, а вместе с ним и характер Плюшкина начинает меняться после смерти жены.
«Но добрая хозяйка умерла; часть ключей, а с ними мелких забот, перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее».
«Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость; сверкнувшая в жестких волосах его седина, верная подруга её, помогла ей ещё более развиться».
У Плюшкина резко портятся отношения с детьми. Он проклинает старшую дочь и сына, которые решили строить собственные жизни без его одобрения. Младшая дочь Плюшкина умирает.
«На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всём положиться, да и был прав, потому что Александра Степановна скоро убежала с штабс-ротмистром, бог весть какого кавалерийского полка, и обвенчалась с ним где-то наскоро, в деревенской церкви, зная, что отец не любит офицеров по странному предубеждению, будто бы все военные картёжники и мотишки. Отец послал ей на дорогу проклятие, а преследовать не заботился. В доме стало еще пустее».
«…сын, будучи отправлен в губернский город с тем, чтобы узнать в палате, по мнению отца, службу существенную, определился вместо того в полк и написал к отцу уже по своём определении, прося денег на обмундировку; весьма естественно, что он получил на это то, что называется в простонародии шиш».
«Случись же под такую минуту, как будто нарочно в подтверждение его мнения о военных, что сын его проигрался в карты; он послал ему от души своё отцовское проклятие и никогда уже не интересовался знать, существует ли он на свете или нет».
«Наконец последняя дочь, остававшаяся с ним в доме, умерла…»
Оставшись в полном одиночестве, Плюшкин становится ещё более скупым и подозрительным.
«…старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине».
Вместе с характером хозяина меняется и внешний вид его усадьбы.
«С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец остались только два, из которых одно, как уже видел читатель, было заклеено бумагою…»
Плюшкин теряет былую деловую хватку. Он сосредотачивает своё внимание на мелочах, упуская из вида самое важное.
«…с каждым годом уходили из вида, более и более, главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и пёрышкам, которые он собирал в своей комнате…»
«…неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения, покупщики торговались, торговались и наконец бросили его вовсе, сказавши, что это бес, а не человек…»
«Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкапу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом её не выпил, да где лежало пёрышко или сургучик».
Все продукты и хозяйственные товары, с которыми Плюшкин не в состоянии расстаться, в итоге приходят в полную негодность.
«…сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было её рубить, к сукнам, к холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль».
«А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же оброку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба, столько же поставов холста должна была наткать ткачиха, — всё это сваливалось в кладовые, и всё становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве».
Сердце Плюшкина настолько черствеет, что его не способно растрогать даже появление внуков. Он остаётся непреклонным и отказывает в помощи дочери и её детям.
«Александра Степановна как-то приезжала раза два с маленьким сынком, пытаясь, нельзя ли чего-нибудь получить; видно, походная жизнь с штабс-ротмистром не была так привлекательна, какою казалась до свадьбы. Плюшкин, однако же, её простил и даже дал маленькому внучку поиграть какую-то пуговицу, лежавшую на столе, но денег ничего не дал».
«В другой раз Александра Степановна приехала с двумя малютками и привезла ему кулич к чаю и новый халат, потому что у батюшки был такой халат, на который глядеть не только было совестно, но даже стыдно. Плюшкин приласкал обоих внучков и, посадивши их к себе одного на правое колено, а другого на левое, покачал их совершенно таким образом, как будто они ехали на лошадях, кулич и халат взял, но дочери решительно ничего не дал; с тем и уехала Александра Степановна».
Плюшкин — беззубый старик.
«На это Плюшкин что-то пробормотал сквозь губы, ибо зубов не было…»
Плюшкин очень не любит гостей, в которых видит источник возможных расходов.
«— Я давненько не вижу гостей, — сказал он, — да, признаться сказать, в них мало вижу проку. Завели пренеприличный обычай ездить друг к другу, а в хозяйстве-то упущения… да и лошадей их корми сеном!»
Плюшкин, при всём своём богатстве, любит прибедняться, жаловаться на трудную жизнь.
«…кухня у меня такая прескверная, и труба-то совсем развалилась, начнёшь топить, ещё пожару наделаешь».
«— И такой скверный анекдот, что сена хоть бы клок в целом хозяйстве! — продолжал Плюшкин. — Да и в самом деле, как прибережёшь его? землишка маленькая, мужик ленив, работать не любит, думает, как бы в кабак… того и гляди, пойдёшь на старости лет по миру!
— Мне, однако же, сказывали, — скромно заметил Чичиков, —что у вас более тысячи душ.
— А кто это сказывал? А вы бы, батюшка, наплевали в глаза тому, который это сказывал! Он, пересмешник, видно, хотел пошутить над вами. Вот бают, тысячи душ, а подитка сосчитай, а и ничего не начтёшь!Последние три года проклятая горячка выморила у меня здоровенный куш мужиков».
Плюшкин — старый человек, которому пошёл седьмой десяток.
«—Стар я, батюшка, чтобы лгать: седьмой десяток живу!
—
Безжизненное лицо Плюшкина ненадолго оживляется лишь во время удачной сделки.
«— Ах, батюшка! ах, благодетель ты мой! — вскрикнул Плюшкин, не замечая от радости, что у него из носа выглянул весьма некартинно табак, на образец густого кофея, и полы халата раскрывшись, показали платье, не весьма приличное для рассматриванья. — Вот утешили старика! Ах, господи ты мой! ах, святители вы мои!.. — Далее Плюшкин и говорить не мог. Но не прошло и минуты, как эта радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и пропала, будто её вовсе не бывало, и лицо его вновь приняло заботливое выражение».
Плюшкин — недоверчивый человек, который с подозрением относится ко всем, кто его окружает.
«Им ни в чём нельзя доверять, — продолжал он, обратившись к Чичикову, после того как Прошка убрался вместе с своими сапогами. Вслед за тем он начал и на Чичикова посматривать подозрительно…»
«— В город? Да как же?.. а дом-то как оставить? Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чем будет повесить».
Плюшкин настолько жаден и мелочен, что способен без тени смущения предложить гостю сомнительного качества ликёр.
«— Ведь вот не сыщешь, а у меня был славный ликёрчик, если только не выпили! народ, такие воры! А вот разве не это ли он? — Чичиков увидел в руках его графинчик, который был весь в пыли, как в фуфайке. “Ещё покойница делала”, продолжал Плюшкин: “мошенница-ключница совсем было его забросила и даже не закупорила, каналья! Козявки и всякая дрянь было напичкались туда, но я весь сор-то повынул, и теперь вот чистенькой я вам налью рюмочку».
У Плюшкина не осталось ни одного приятеля или просто доброго знакомого.
«— Так не имеете ли кого-нибудь знакомого?
— Да кого же знакомого? Все мои знакомые перемерли или раззнакомились».
Душа Плюшкина настолько зачерствела, что уже не способна испытывать простые человеческие чувства.
«И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего, произведшему радостный крик в толпе, обступившей берег. Но напрасно обрадовавшиеся братья и сёстры кидают с берега верёвку и ждут, не мелькнёт ли вновь спина или утомлённые бореньем руки, — появление было последнее. Глухо всё, и ещё страшнее и пустыннее становится после того затихнувшая поверхность безответной стихии. Так и лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нём чувством стало ещё бесчувственней и ещё пошлее».
Крепостным так плохо живётся у скупого Плюшкина, что они либо умирают от голода, либо убегают.
«Ведь у меня что год, то бегут. Народ-то больно прожорлив, от праздности завёл привычку трескать, а у меня есть и самому нечего… А уж я бы за них что ни дай, взял бы».
Наибольшую ценность для Плюшкина представляют деньги, которые он постоянно копит.
«Тут же заставил он Плюшкина написать расписку и выдал ему деньги, которые тот принял в обе руки и понёс их к бюро с такою же осторожностью, как будто бы нёс какую-нибудь жидкость, ежеминутно боясь расхлестать её. Подошедши к бюро, он переглядел их ещё раз и уложил тоже чрезвычайно осторожно в один из ящиков, где, верно, им суждено быть погребёнными до тех пор, покамест отец Карп и отец Поликарп, два священника его деревни, не погребут его самого, к неописанной радости зятя и дочери, а может быть, и капитана, приписавшегося ему в родню. Спрятавши деньги, Плюшкин сел в кресла и уже, казалось, больше не мог найти материи, о чём говорить».
Ради экономии Плюшкин отказывает себе в нормальной пище. Он перестаёт пить чай, питается незамысловатой едой, которую готовят себе крепостные крестьяне.
«Я, признаться сказать, не охотник до чаю: напиток дорогой, да и цена на сахар поднялась немилосердная».
«…после того заглянул в кухню, где под видом того, чтобы попробовать, хорошо ли едят люди, наелся препорядочно щей с кашею и, выбранивши всех до последнего за воровство и дурное поведение, возвратился в свою комнату».
Нравственное падение Плюшкина глубоко и безвозвратно. Он представляет собой жалкое зрелище.
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком».
«Засим это странное явление, этот съёжившийся старичишка…»
Глава VII
Для Плюшкина характерна практичность в решении деловых вопросов.
«Записка Плюшкина отличалась краткостию в слоге: часто были выставлены только начальные слова имён и отчеств, и потом две точки».
Ровесники Плюшкина помнят его другим человеком: умным, достойным.
«— От кого? — сказал председатель и, распечатавши, воскликнул: — А! от Плюшкина. Он ещё до сих пор прозябает на свете. Вот судьба! Ведь какой был умнейший, богатейший человек! А теперь…»
Из-за своей скупости Плюшкин получает не самые лестные прозвища от соседей.
«— Собака, — сказал Собакевич, — мошенник, всех людей переморил голодом».
Авторская характеристика Плюшкина
Образ Степана Плюшкина завершает галерею помещиков, которых Гоголь изобразил в поэме «Мёртвые души». Герой представляет собой полное разложение человеческой личности, омертвение души. Если другие помещики при всех своих недостатках обладали какими-то положительными чертами, и в них чувствовалось живое начало, то Плюшкин демонстрирует собой образец окончательного и бесповоротного краха человечности.
Автор недаром много внимания уделяет описанию усадьбы и дома Плюшкина. Деревня предстаёт безжизненной, опустевшей, полуразрушенной, а в господских комнатах, из которых «подуло холодом, как из погреба»
, ничего нет, кроме гор всяческого хлама. Малейшие детали усадьбы позволяют лучше понять образ жизни Плюшкина, раскрыть его внутренний мир.
Литературный критик И. А. Анненков, которому посчастливилось писать под диктовку текст поэмы, так вспоминал 6 главу, в которой описывалась жизнь Плюшкина: «Ещё гораздо сильнее выразилось чувство авторского самодовольствия в главе, где описывается сад Плюшкина. Никогда ещё пафос диктовки, помню, не достигал такой высоты в Гоголе, сохраняя всю художническую естественность, как в этом месте. Гоголь даже встал с кресел (видно было, что природа, им описываемая, носится в эту минуту перед глазами его) и сопровождал диктовку гордым, каким-то повелительным жестом. По окончании всей этой изумительной VI главы я был в волнении и, положив перо на стол, сказал откровенно: “Я считаю эту главу, Николай Васильевич, гениальной вещью”».
Сам же Гоголь, при всей детализации образа Плюшкина, ёмко охарактеризовал героя буквально в нескольких словах: «…сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве…»
Саморазрушение в Плюшкине дошло до такой степени, что в нём не осталось ничего живого. Это был ходячий труп, который в полном одиночестве доживал свои последние дни: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком…»
Биография
Степан Плюшкин — богатый помещик, крепкий хозяин, который успешно развивал своё большое хозяйство. Это семейный человек, у которого была жена и трое детей: две дочери-красавицы и младший сын. Дом Плюшкиных славился гостеприимством: очаровательная хозяйка с неизменным радушием встречала гостей, а прекрасно образованный хозяин всегда мог развлечь гостя умной беседой, поделиться ценным опытом ведения хозяйства.
Всё изменилось после смерти любимой супруги Плюшкина, который замкнулся в себе и всё внимание сосредоточил на своём богатстве. Тем временем старшая дочь Александра без отцовского благословения вышла замуж за офицера, сын связал свою судьбу с военной службой, а младшая дочь скончалась в родительском имении. Плюшкин проклял детей и долгое время не хотел ничего о них слушать.
Плюшкин стал настолько скупым, что начал отказываться от выгодных сделок, и вскоре его амбары стали ломиться от испорченного зерна, муки и прочих продуктов и хозяйственных товаров. Он настолько экономил на крепостных, что те либо умирали от болезней и голода, либо сбегали от жадного и жестокого хозяина.
Плюшкин столь сильно деградировал в своей скупости, что перестал адекватно воспринимать реальность. Однако с радостью принял предложение Чичикова и без колебаний согласился продать незнакомцу мёртвые души.
Образ Плюшкина
Степан Плюшкин — единственный из помещиков, которого автор наделил подробной биографией. Она необходима для того, чтобы продемонстрировать насколько глубоко может нравственно пасть даже сильный и достойный во всех отношениях человек.
Плюшкин всегда был сильной, самодостаточной личностью. Это был умный, прекрасно образованный человек, твёрдо стоявший на ногах. Однако что-то надломилось в нём после смерти любимой супруги, и в душе героя запустились необратимые процессы, которые привели его к нравственному разложению. В итоге былая практичность перерастает в непомерную скупость, трезвый расчёт — в жадность и недоверчивость, а от семейных уз и вовсе не остаётся и следа: Плюшкин разрывает отношения с детьми, проклиная их.
Отражением психологического состояния героя является его усадьба, которая красноречиво говорит о его серьёзных душевных проблемах. Царящая повсюду разруха и запустение указывает на то, что личность Плюшкина не в состоянии найти какую-то опору в жизни. Утратив смысл своего существования, он деградирует, утрачивает всё человеческое, что в нём до этого было.
Плюшкин не замечает, как опускается на самое дно. Он перестаёт нормально питаться, носит одни лохмотья, превращает собственный дом в настоящую свалку. Главной его заботой становится контроль за крепостными, которые по его мнению, так и норовят облапошить, стащить что-то из его запасов.
Душа Плюшкина покрывается толстым слоем коросты, она мертвеет, и уже ничто не способно вернуть её к жизни — ни рождение внуков, ни воспоминания о былом. Герой доживает свои дни в полном одиночестве, унынии и тоске.
5 фактов о Плюшкине
- Степан Плюшкин — вымышленный персонаж, у которого не было реальных прототипов.
- Плюшкин является последним и самым богатым помещиком, с которым совершил сделку Чичиков.
- В русском разговорном языке и в литературной традиции имя Плюшкин стало нарицательным обозначением для мелочных, скупых людей.
- Образ Плюшкина оказался настолько ярким и сильным, что этим именем было названо заболевание. «Синдром Плюшкина» — это патологическое накопительство, когда человек ради накопления средств жертвует не просто своим комфортом, но и обеспечением базовых потребностей. То есть, современные «Плюшкины» добровольно выбирают нищету, хотя имеют возможность жить по-человечески.
- По замыслу Н. В. Гоголя, Плюшкин должен был преобразиться из скупого старика в благодетеля, который старается всячески помочь беднякам. Но, по признанию самого автора, он так и не смог убедительно описать духовное перерождение персонажей.
для самых рациональных -
Краткое содержание «Мертвые души»для самых нетерпеливых -
Очень краткое содержание «Мертвые души»для самых компанейских -
Главные герои «Мертвые души»для самых занятых -
Читательский дневник «Мёртвые души»для самых крутых -
Читать «Мертвые души» полностьюВывод
Степан Плюшкин представляет собой одного из самых значимых и сложных персонажей поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Отношение к герою весьма неоднозначно: он не обладает ни единой положительной чертой, но при этом вызывает некоторую жалость, поскольку его патологическая скупость и равнодушие к людям является следствием душевного расстройства.
Роль героя заключается в том, чтобы показать, насколько быстро человек может кардинально измениться, деградировать, нравственно опуститься. Автор сам констатирует этот печальный факт: «…все может статься с человеком…»
Цитатная характеристика героя позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко описать персонажа в докладе или написать сочинение на заданную тему.
Тест
- /10Вопрос 1 из 10
Выберите прилагательное, которым можно охарактеризовать крестьянские дома в деревне Плюшкина:
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
- Pwyhdx Px7/10
- Lili Belova10/10