Портрет и внешность Собакевича

У каждого губернского помещика особая индивидуальность. Портрет Собакевича в поэме «Мертвые души» подчеркивает, как важны детали внешности. Богатырская фигура, сходство с медведем, исполинские размеры помогают понять характер персонажа.

Человек – медведь

Первое впечатление, которое создается при встрече с героем, – это медведь. Встречаться со зверем в жизни, редко кто хочет. Здесь в поэме также. Чтобы точнее представить внешний вид помещика, автор добавляет одну очень вескую деталь. Медведь средней величины. Зачем уменьшает классик рост богатыря? Ответов может быть много:

  • показать приземистость мужчины;
  • уменьшить богатырство и стать;
  • сделать менее величественным.

Средний рост помогает осознать ущербность характера медведя. Он не стал настоящим исполином, не вырос так, как мог бы. Человек ушел в себя, вовнутрь, стал заботиться только о своем обогащении, может поэтому и не получил высокого роста и стати.

Фигура и одежда помещика

Автор не перестает удивлять читателя сравнениями. Со спины Собакевич похож на лошадь. Спина широкая, «как у вятских приземистых лошадей…». Ноги напоминают тумбы, они огромные как у исполина. Тумбы тяжелые чугунные. Ноги передвигаются с шарканьем сапог, размер которых уже редко можно встретить на Руси. Ступни двигаются по своей особой траектории: вкривь и вкось.

Цвет одежды медвежий – буро-коричневый. Рукава фрака длинные, панталоны длинные. Видно портные боялись сшить одежду меньших размер, зная характер Михаила Семеновича.

Внешность персонажа

Медвежья у Собакевича не только фигура, но и лицо. Оно как будто изготовлено топором, причем не искусным мастером, а обычным человеком: несколько ударов по бревну и лицо готово. Если бы над ним трудился мастер, то, наверное, добавил бы красоты и тонких деталей, здесь этого нет. Для мелких черт потребовались бы другие инструменты: напильники, буравчики. Над лицом Собакевича работал только топор.

Классик предлагает образную картину изготовления лица помещика. Цитаты помогают представить внешность Собакевича: «хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы». Глаза выковыривают большим сверлом. Природа не обскоблила получившееся, так и пустила в жизнь.

Шея практически не ворочается, поэтому голова сидит крепко, не поворачивается как у обычных людей. Именно этим автор объясняет манеру разговора мужчины. Он редко смотрит на собеседника, взгляд направлен в сторону: угол печки или дверь.

Отсутствуют у помещика на лице эмоции. Автор сравнивает его с бессмертным кощеем, у которого спрятано самое ценное так далеко, что до него никто не может добраться. Даже если какие-то мысли оживали в душе Михаила Семеновича, то до поверхности (до лица) они не доходили.

Интересен и цвет лица – «каленый, горячий». Автор сравнивает его с медным пятаком.

Походка

Мужчина неповоротлив, он проходит через толпу, не замечая людей, поэтому часто наступает на ноги, отталкивает. Наступать на ноги – не просто привычка, манера поведения, это жизненная позиция. Собакевич выжимает из людей выгоду, не думает о последствиях для человека, для него нет норм и правил культуры, основанных на уважении. Неуклюжий медведь меняется, когда чувствует близость добычи. Портрет дополняется новыми деталями. Помещик становится похож на ручного медведя, которого научили выступать перед публикой. Таким Михаил Семенович становится с Чичиковым. Описание встречи с Чичиковым: почувствовав интересную выгодную сделку, он ловко вскочил из кресла и начал усаживать гостя.

Материал поможет написать сочинение «Портрет и внешность Собакевича». Помещик представляет в поэме класс здоровых помещиков с мертвой душой, проданной за гроши для набивания ненасытного желудка.

Предметы