Лебезятников

Андрей Семенович Лебезятников – чиновник из министерства, неизвестно какого и чем занимающегося. Такой типичный образ человека без особых качеств. Он говорит одно, а делает чаще совершенно другое, идеи и дела расходятся, подчеркивая бесполезность многих рассуждений.

Внешность героя

Автор описывает персонаж, используя точные и интересные эпитеты, которые позволяют легко представить внешний вид героя. Мужчина «худосочный и золотушный». Рост невысокий. Андрей «до странности белокурый». Возникает образ бесцветного молодого мужчины. Дополняет вид описание глаз – «подслеповатые». Глаза Лебезятникова постоянно болят. Ему что-то мерещится, он пытается строго смотреть, но получается это с трудом. Выделить среди характеристик героя нужные с помощью черт внешности станет несложно.

Роль в сюжете

Персонаж – скрытый, ложный пропагандист перспективных мыслей. Идеи героя романа «Преступление и наказание» не сходятся с делом. Выступает как обличитель и прячется, когда требуется его настоящее мнение – сцена с Лужиным. Молодой чиновник следит за новыми идеями, поддерживает их, становится членом кружков. В Петербурге таких молодежных объединений появлялось все больше. В них собирались поспорить нигилисты, обличители, прогрессисты. За образом встает целая толпа представителей молодежи, любящих просто поговорить, сделать вид заинтересованности в изменении общественного устройства. На деле это трусы, тунеядцы и лжецы. Нет искренности в словах и поступках героя, только стремление найти выгоду.

Идеи героя

Интересных, чаще нелепых идей в голове персонажа множество. Можно перечислить основные. Любая работа, по мнению чиновника, полезнее произведений культуры, живописи и литературы. Помойные ямы – они реальны, понятны. Работа по их очистке важна, а деятельность Пушкина или Рафаэля нет. Рассуждать, что благороднее, какой труд выше, нельзя. Есть работа, дающая результат, а книги, живопись для души – это развлечение. Лебезятников не видит в них пользы.

Другая идея «философа» касается брака. Семейные узы лишают человека свободы. Человек в браке потерян для общества. Всякий брак заканчивается изменой – «рога». Без них нет семьи. Измены не унизительны, это своего рода протест. Рога нельзя отнести к предрассудкам. Андрей рассуждает абсурдно. Он говорит, что сам привел бы к жене любовника, если она долго выбирала бы себе мужчину на стороне. Что это? Вернее всего, признак кичливости и цинизма, попытка показать себя выше русских традиции и основ семьи.

Рассуждения о равенстве полов тоже вызывают много споров. Образ Лебезятников интересен: говорит о том, что женщина и мужчина равны даже в силе. Этим он оправдывает свое стремление подраться со слабым полом. Андрей Семенович оправдывает драку с Катериной Мармеладовой. Драк в идеальном обществе не будет, сейчас общество далеко до такого состояния, поэтому и дерутся люди.

Лебезятников и Соня

Андрей Семенович выступает за сострадание к людям. Такое чувство должно присутствовать в человеческом обществе, оно важно. На деле быть сострадательным получается не всегда. Когда Соня Мармеладова начинает заниматься непристойным заработком, чиновник пытается к ней пристать, воспользоваться услугами, «добивается» девушки. Соня отказывает. Лебезятников перестает проявлять сострадание к бедной женщине. Он начинает требовать ее выселения из квартиры. Добившись своего, успокаивается и продолжает общаться. Объясняет свое поведение умной теорией: он воспитывал в девушке умение протестовать. Соня, живущая от него отдельно, вызывает уважение. Где логика такого поведения? Роман показывает: ее нет. В действиях мужчины такое непостоянство проявляется часто.

Второстепенный персонаж выполняет несколько важных задач. Разобраться в них, используя предложенный материал, станет легче. Написать сочинение «Лебезятников» без понимания его роли в сюжете не получится, необходимо рассмотреть взаимодействие персонажа с другими героями текста.

Предметы