Петербург Достоевского в романе “Преступление и наказание”

План

  1. Петербург Свидригайлова
  2. Город опасностей
  3. Район Раскольникова
  4. Доходные дома Петербурга
  5. Город противоречий

Все события происходят в столице России. Петербург Достоевского – это город противоречий, грехов и радости. Все персонажи видят в нем свое: бедность, прогрессивность, культуру.

Петербург Свидригайлова

Для Свидригайлова город – место для полусумасшедших. Петербург влияет на души и меняет ее. Характер столицы отражается в ее жителях. Люди разговаривают сами с собой, не надеясь на понимание близких. Все заняты собственной судьбой. Свидригайлов говорит о климатических особенностях столицы. В городе душно. Страшная жара давит на людей. Свидригайлов видит в Петербурге объект для исследований. «…Медики, юристы и философы…» могут искать в городе приложение своих наук.

Громадные дома создают ощущение тесноты, они сверху как великаны пугают людей, теснят их и сбивают в толпу.

Город опасностей

Разумихин предупреждает женщин, что в городе опасно ходить по вечерам. Поздним вечером сгущаются сумерки, они не дают возможности свету пробиться через сжатый спертый воздух. Пахнет известью, везде пыль и испарения стоячей воды. Вечером выходят на свой промысел страшные люди. Нищие и злые они готовы поживиться любой добычей. Тема города звучит в разговоре всех персонажей, проходит через судьбы героев.

Район Раскольникова

Дом, где снимает комнату Родион Раскольников, расположен в районе Сенной площади. Это район ремесленников и рабочих. Здесь грязно, много «…вони и гадости». Одежда людей была грязной и худой, никто не удивлялся бедности прохожих, потому что сам был таким же. Иногда появлялись пестрые ткани, но они не меняли общую панораму. Достопримечательностями Сенной считались питейные заведения. Их было много, но в каждой собиралась толпа, такое количество населения расположилось в районе, что невозможно было его сосчитать. Пьяные бродили весь день: утром, днем и вечером. По их количеству сложно было определить время и день, будний он или праздничный. Колорит картины «…отвратительный и грустный…».

Трактиры заполняли целые этажи, но не вмещали всех желающих. Те лежали в пыли на дороге, мостовой или брели бессмысленно по тротуарам. Из окон доносилась различная музыка. Это были кларнет, скрипка, барабан. Сложно представить, что такой оркестр доставляет кому-то удовольствие. За звучанием инструментов слышались взвизгивания женщин.

Доходные дома Петербурга

Небогатые петербуржцы уезжали летом из столицы. Они селились за городом. Бедняки не имели такой возможности. Еще одна часть населения – люди с небольшим доходом. Они выбирали многоквартирные дома, где хозяева сдавали комнаты. Большинство персонажей романа живут в таких «доходных домах»: Мармеладовы, Лебезятнков, Раскольников. Условия жизни в них различны. Все зависит от финансового положения жильца. Можно получить обед от хозяев за дополнительную плату или ходить питаться в трактиры. В доходных домах живут в долг, надеясь, рассчитаться, когда поправят свое положение и найдут работу. Так произошло с Раскольниковым. Он лишился питания из-за долгов.

Город противоречий

Автор не стремится показать красоту столичной архитектуры. О богатых намекают щегольские коляски и горячие сытые кони. Ремесленники провожают их любопытными взглядами, чувствуется желание увидеть, кто внутри. Рядом гремят полуразвалившиеся повозки.

Культурная столица наполнялась женщинами непристойного поведения. Везде шел слух о ростовщиках. Благополучие оставалось где-то за романом классика. На фоне душных пыльных улиц прогрессивные идеи сами становились какими-то туманными, непонятными или дикими. В Петербурге рождались модные течения с налетом тоски и пессимизма: нигилизм, индивидуализм, безверие.

Центр реформ, место прогрессивных идей – это Петербург. Нищета, голод и алкоголизм – это тот же Петербург. Написать сочинение «Петербург Достоевского» в романе «Преступление и наказание», используя предложенное сообщение, станет намного проще. Тема требует рассмотрение города глазами всех персонажей и читателя, в том числе.

Предметы