Характеристика Раневской
Ключевым женским персонажем пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» является Любовь Андреевна Раневская — аристократка, обедневшая помещица, вынужденная за долги продать родовое имение и старинный вишнёвый сад. Характеристика Раневской имеет большое значение для раскрытия недостатков и пороков, присущих всему дворянству. Главная героиня является воплощением старой, уходящей эпохи, не имевшей шансов на развитие и потому обречённой на забвение.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.
Полное имя — Любовь Андреевна Раневская.
Возраст — не указан, женщина средних лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности, помещица.
Семья — родная дочь Аня, приёмная дочь Варя, брат Леонид Андреевич Гаев.
Социальное положение — дворянка.
Происхождение — родом из знатного дворянского семейства.
Воспитание — характерное для дворянских семейств.
Образование — характерное для дворянских семейств.
Внешность — привлекательная женщина средних лет.
Характер — добрая, милосердная, слабовольная, легкомысленная, непрактичная, тонкая, эмоциональная, щедрая.
Положительные черты — добрая, мягкая, жалостливая, тонко чувствующая, с лёгким характером.
Отрицательные черты — легкомысленная, безответственная, непрактичная, безвольная, расточительная.
Произведение — «Вишнёвый сад».
Автор — Антон Павлович Чехов.
Цитатная характеристика
Описание образа Раневской с цитатами позволит продемонстрировать не только внешность, но и черты характера героини, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Раневской основан на том, что она является дворянкой, помещицей.
«Раневская Любовь Андреевна, помещица».
«Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога…»
Имение Раневской — старое, пришедшее в негодность из-за отсутствия надлежащего ухода и бедности владельцев.
«…снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…»
Любовь Андреевна, будучи аристократкой, вышла замуж за простого, незнатного человека, чем вызвала гнев своей богатой и знатной родни.
«Тетка очень богата, но нас она не любит. Сестра, во-первых, вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина…»
Раневская — вдова, её супруг скончался от пьянства.
«Муж мой умер от шампанского, — он страшно пил…»
«…вышла замуж за человека, который делал одни только долги.»
У Раневской две дочери: родная Аня и приёмная Варя. Младший сын Гриша утонул в реке в возрасте семи лет.
«Аня, ее дочь, 17 лет.Источник: Действующие лица
Варя, ее приемная дочь, 24 лет».
«Аня (задумчиво.) Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик».
«Мальчик погиб, утонул…»
После трагической смерти младшего сына Раневская покидает родину и отправляется во Францию, где живёт пять лет.
«Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик. Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки…»
«Любовь Андреевна прожила за границей пять лет, не знаю, какая она теперь стала…»
Жизнь за границей не принесла Раневской счастья.
«Мама живет на пятом этаже, прихожу к ней, у нее какие-то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, неуютно. Мне вдруг стало жаль мамы, так жаль, я обняла ее голову, сжала руками и не могу выпустить. Мама потом все ласкалась, плакала…»
Портретная характеристика основана на том, что Раневская — обедневшая аристократка, у которой едва хватает средств сводить концы с концами.
«Дачу свою около Ментоны она уже продала, у нее ничего не осталось, ничего».
«У меня в самом деле нет ничего».
«Нет у меня денег, голубчик».
Внешность
В юности Раневская была стройной, худенькой девушкой.
«Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая…»
Несмотря на возраст, Любовь Андреевна по-прежнему выглядит превосходно.
«Вы все такая же великолепная».
«Даже похорошела…»
Внешний вид Раневской соответствует её статусу аристократки. Даже при отсутствии капитала она носит самую модную, элегантную одежду.
«Одета по-парижскому…»
У Раневской красивые, выразительные глаза.
«…ваши удивительные, трогательные глаза…»
Черты характера и поступки
Раневская производит впечатление простого, лёгкого в общении человека.
«Хороший она человек. Легкий, простой человек».
«Она хорошая, добрая, славная…»
«…твоя хорошая, чистая душа…»
Раневская нежно любит своих дочерей.
«Любовь Андреевна (нежно). Иди, иди… Родные мои… (Обнимая Аню и Варю.) Если бы вы обе знали, как я вас люблю».
Любовь Андреевна, несмотря на зрелый возраст, в душе остаётся маленьким ребёнком.
«Детская, милая моя, прекрасная комната… Я тут спала, когда была маленькой… (Плачет.) И теперь я как маленькая…»
Раневская настолько легкомысленно распоряжается деньгами, что в итоге остаётся практически без средств к существованию.
«Дачу свою около Ментоны она уже продала, у нее ничего не осталось, ничего…И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям дает по рублю…»
«Сестра не отвыкла еще сорить деньгами».
«Мамочка такая же, как была, нисколько не изменилась. Если б ей волю, она бы все раздала».
«Варя (испуганная). Я уйду… я уйду… Ах, мамочка, дома людям есть нечего, а вы ему отдали золотой.Источник: Действие второе
Любовь Андреевна. Что ж со мной, глупой, делать! Я тебе дома отдам все, что у меня есть. Ермолай Алексеич, дадите мне еще взаймы!..»
Раневская понимает, что бессмысленно сорит деньгами, но ничего не может с собой поделать.
«Любовь Андреевна (глядит в свое портмоне). Вчера было много денег, а сегодня совсем мало. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я трачу как-то бессмысленно…»
«Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…»
Из-за легкомысленного отношения к деньгам Раневская не пользуется доверием своих богатых родственников.
«Ярославская бабушка прислала пятнадцать тысяч, чтобы купить имение на ее имя, — нам она не верит…»
Раневская, так же, как и её брат Гаев, является на редкость легкомысленным человеком, неспособным самостоятельно решать свои финансовые проблемы.
«Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете».
В силу своего воспитания и предрассудков, царящих в аристократической среде, Раневская не способна по-деловому, здраво разрешить проблему с имением и продать вишнёвый сад под дачи.
«Любовь Андреевна. Что же нам делать? Научите, что?Источник: Действие второе
Лопахин. Я вас каждый день учу. Каждый день я говорю все одно и то же».
«Дачи и дачники — это так пошло, простите».
Раневская — болезненная женщина, принимающая лекарства.
«Яша (подает Любови Андреевне лекарства). Может, примете сейчас пилюли…»
Любовь Андреевна — эмоционально нестабильная женщина, не способная справляться со своими эмоциями, страхами, переживаниями.
«Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала».
«Я не могу усидеть, не в состоянии… (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости… Смейтесь надо мной, я глупая… Шкафик мой родной… (Целует шкаф.) Столик мой».
«…даже как-то не знаю, что думать, теряюсь… Я могу сейчас крикнуть… могу глупость сделать. Спасите меня, Петя. Говорите же что-нибудь, говорите…»
«…здесь мне шумно, дрожит душа от каждого звука, я вся дрожу, а уйти к себе не могу, мне одной в тишине страшно».
«…она не плачет, но бледна, лицо ее дрожит, она не может говорить».
Раневская — мягкая, чувствительная женщина, чья доброта распространяется и на простых людей.
«…вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную… больше, чем родную».
Любовь Андреевна очень привязана к вишнёвому саду, с которым у неё связано много приятных воспоминаний детства и юности.
«Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».
«Любовь Андреевна (глядит в окно на сад). О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось…»
«Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…»
«О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..»
Любовь Андреевна — заложница своих страстей. Её брак с простолюдином стал мезальянсом, причиной ссоры с семьёй.
«Тетка очень богата, но нас она не любит. Сестра, во-первых, вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина…»
После смерти Гриши Раневская уезжает за границу, где живёт с любовником, позабыв о своих дочерях, о своей семье.
«…на несчастье я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время, — это было первое наказание, удар прямо в голову, — вот тут на реке… утонул мой мальчик, и я уехала за границу, совсем уехала, чтобы никогда не возвращаться, не видеть этой реки… Я закрыла глаза, бежала, себя не помня, а он за мной… безжалостно, грубо».
Раневская настолько легкомысленна и доверчива, что позволяет любовнику полностью обобрать себя.
«Купила я дачу возле Ментоны, так как он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днем, ни ночью; больной измучил меня, душа моя высохла. А в прошлом году, когда дачу продали за долги, я уехала в Париж, и там он обобрал меня, бросил, сошелся с другой, я пробовала отравиться…»
Лишь почувствовав себя ненужной, брошенной, Раневская решает вернуться домой.
«…потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей…»
Раневская — недалёкая женщина, без чувства собственного достоинства, которая ради иллюзии любви готова обманываться всю свою жизнь.
«Это из Парижа телеграмма. Каждый день получаю. И вчера, и сегодня. Этот дикий человек опять заболел, опять с ним нехорошо… Он просит прощения, умоляет приехать, и по-настоящему мне следовало бы съездить в Париж, побыть возле него… что мне делать, он болен, он одинок, несчастлив, а кто там поглядит за ним, кто удержит его от ошибок, кто даст ему вовремя лекарство? И что ж тут скрывать или молчать, я люблю его, это ясно. Люблю, люблю… Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу…»
Раневская не способна смотреть правде в глаза. Она не хочет замечать, что её любовник — подлец, альфонс, который использует её ради денег.
«Какой правде? Вы видите, где правда и где неправда, а я точно потеряла зрение, ничего не вижу».
«Трофимов (сквозь слезы). Простите за откровенность бога ради: ведь он обобрал вас!Источник: Действие третье
Любовь Андреевна. Нет, нет, нет, не надо говорить так… (Закрывает уши).
Трофимов. Ведь он негодяй, только вы одна не знаете этого! Он мелкий негодяй, ничтожество…»
Любовь Андреевна считает себя грешной женщиной. Ей не дает покоя её прошлое, в котором не было места для добродетели.
«Уж очень много мы грешили…»
«Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!»
«…вела себя нельзя сказать чтобы очень добродетельно… как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении».
Будучи слабым человеком, привыкшим к страданиям, Раневская любит, чтобы её жалели и не осуждали.
«(Плачет.) Пожалейте меня, хороший, добрый человек».
«Не осуждайте меня, Петя…»
«Не думайте дурно, Петя, не говорите мне ничего, не говорите…»
Продажа вишнёвого сада становится для Раневской большим стрессом и вместе с тем большим облегчением.
«Гаев (весело). В самом деле, теперь все хорошо. До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже… ты, Люба, как-никак, выглядишь лучше, это несомненно.Источник: Действие четвертое
Любовь Андреевна. Да. Нервы мои лучше, это правда… Я сплю хорошо».
Раневская самым бессовестным образом присваивает себе деньги родни, присланные на выкуп имения, чтобы потратить их с любовником в Париже.
«Я уезжаю в Париж, буду жить там на те деньги, которые прислала твоя ярославская бабушка на покупку имения — да здравствует бабушка! — а денег этих хватит ненадолго».
Характеристика Раневской другими героями
Лопахин
Лопахин считает Раневскую добрым, лёгким человеком.
«Хороший она человек. Легкий, простой человек».
Лопахин никак не может забыть доброту Раневской, её искреннее участие в его судьбе.
«…отец мой покойный… ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу… Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской. “Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет…”»
«…вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную… больше, чем родную».
Лопахин искренне восхищается Раневской, её красотой.
«Вы все такая же великолепная».
«Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде».
Лопахин поражается удивительной беспечности, непрактичности Раневской, не способной понять плачевность своего финансового положения.
«Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете».
«Любовь Андреевна. Что же нам делать? Научите, что?Источник: Действие второе
Лопахин. Я вас каждый день учу. Каждый день я говорю все одно и то же».
Подробная характеристика Лопахина.
Аня
Аня жалеет свою непутёвую мать, которая никак не может выстроить нормальную жизнь.
«Мама живет на пятом этаже, прихожу к ней, у нее какие-то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, неуютно. Мне вдруг стало жаль мамы, так жаль, я обняла ее голову, сжала руками и не могу выпустить. Мама потом все ласкалась, плакала…»
Аня поражается, как быстро мать смогла промотать деньги и остаться без средств к существованию, но так и не изменить своей старой привычке разбрасываться деньгами.
«Дачу свою около Ментоны она уже продала, у нее ничего не осталось, ничего… И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям дает по рублю. Шарлотта тоже. Яша тоже требует себе порцию, просто ужасно. Ведь у мамы лакей Яша, мы привезли его сюда…»
Аня понимает мать, которая сбежала за границу, стараясь забыть страшную трагедию.
«Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик. Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки… (Вздрагивает.) Как я ее понимаю, если бы она знала!»
Аня верит, что её мать способна измениться, взяться за ум и начать новую жизнь.
«Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа…»
Подробная характеристика Ани Раневской.
Гаев
Гаев знает большую слабость своей сестры — привычку сорить деньгами.
«Сестра не отвыкла еще сорить деньгами».
«Гаев. Ты отдала им свой кошелек, Люба. Так нельзя! Так нельзя!Источник: Действие четвертое
Любовь Андреевна. Я не смогла! Я не смогла!»
Гаев признаётся, что в их семействе произошёл разлад после того, как Любовь Андреевна выбрала себе в мужья простого человека, не дворянина.
«Не реви. Тетка очень богата, но нас она не любит. Сестра, во-первых, вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина…»
Любовь Андреевна, по мнению брата, далека от представления о добродетельной женщине.
«…вела себя нельзя сказать чтобы очень добродетельно. Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении».
Подробная характеристика Гаева.
Варя
Варя знает, какой расточительной и легкомысленной является её приёмная мать.
«Мамочка такая же, как была, нисколько не изменилась. Если б ей волю, она бы все раздала».
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Раневской вместе!
Биография
Любовь Андреевна Раневская — женщина средних лет, вдова, разорившаяся помещица. Родилась и выросла в родовом имении, главной достопримечательностью которого был прекрасный вишнёвый сад.
Будучи представительницей знатного дворянского рода, Любовь Андреевна тем не менее вышла замуж по любви за мужчину из простой семьи, не принадлежавшего к дворянскому сословию. Тем самым она испортила отношения с богатыми влиятельными родственниками, но это её не остановило.
Раневская не была счастлива в браке: муж её оказался непутёвым человеком, кутилой и пьяницей. Радость героине доставляли лишь её дети, старшая дочь Аня и младший сын Гриша. Она также воспитывала приёмную дочь Варю. Однако супруг скончался от пьянства, и вскоре трагически погиб семилетний Гриша, утонув в реке.
Происшедшие беды заставили Любовь Андреевну искать утешения: она уехала за границу, подальше от места трагедии. 12-летнюю дочь она оставила на попечение гувернантки и своего безалаберного брата Леонида Андреевича Гаева.
Вслед за Раневской отправился и её альфонс-любовник, который на протяжении последующих нескольких лет жил за её счёт. Полностью обобрав возлюбленную, он бросил её, и разорившаяся Раневская была вынуждена вернуться на родину.
Любовь Андреевна могла спасти вишнёвый сад, но из-за предрассудков отказалась сдавать свои земли под дачи и была вынуждена продать имение на торгах. Получив деньги, она оставила дочерей на произвол судьбы, а сама отправилась в Париж к любовнику.
Образ Раневской
При первом знакомстве с Раневской перед глазами возникает образ уже немолодой, но ещё красивой женщины, утончённой аристократки, способной видеть прекрасное, сопереживать, чувствовать. Любовь Андреевна представляет собой милую, очаровательную, лёгкую в общении женщину, неспособную сдерживать эмоции при виде дорогих сердцу людей, вишнёвого сада.
Но затем образ главной героини начинает раскрываться, и становится понятно, что за внешней лёгкостью и очарованием скрывается эгоистичная, капризная, легкомысленная натура, неспособная думать ни о ком, кроме самой себя.
Её брак с человеком более низкого происхождения стал настоящим вызовом её семье, однако Раневская смогла настоять на своём. В итоге она так и не построила семейное счастье: супруг оказался транжирой, горьким пьяницей, и она нашла утешение в объятиях другого. После трагической смерти младшего сына Раневская поспешила сменить обстановку, оставив двух своих дочерей на попечение такого же, как и она, легкомысленного дяди.
Раневская — классический образец беспечного человека, неспособного нести ответственность за свою жизнь. Она с лёгкостью тратит деньги направо и налево, даже не задумываясь о том, на какие средства будет жить дальше.
Любовь Андреевна тратит все свои деньги на содержание любовника, но участь Ани и Вари совершенно её не волнует. Получив же деньги от богатой тетушки на выкуп имения, она не возвращает их, а присваивает, чтобы отправиться в Париж и спустить их на любовника.
Раневская осознает греховность своей натуры, видит все свои слабые стороны, но ничего не предпринимает, чтобы как-то бороться с пороками. Она просто плывёт по течению, потакая собственным капризам.
5 фактов о Раневской
- У Раневской нет реального существовавшего прототипа. Это выдуманный автором персонаж.
- В своих письмах к друзьям и близким А. П. Чехов пренебрежительно называет Раневскую
«старухой»
и«пожилой дамой».
- Во Франции Раневская пристрастилась к кофе, без которого не могла прожить и дня:
«Я привыкла к кофе. Пью его и днем и ночью».
- Раневская признается, что во всех её романах присутствовала земная страсть, но истинной любви никогда не было:
«А я вот, должно быть, ниже любви…»
- А. П. Чехов видел свою героиню без прикрас, прекрасно понимая все её слабые стороны. В письме к О. Л. Книппер он написал так:
«Угомонить такую женщину может только одна смерть».
для самых рациональных -
Краткое содержание «Вишнёвый сад»для самых нетерпеливых -
Очень краткое содержание «Вишневый сад»для самых компанейских -
Главные герои «Вишневый сад»для самых занятых -
Читательский дневник «Вишнёвый сад»для самых крутых -
Читать «Вишневый сад» полностьюВывод
Любовь Андреевна Раневская является главной героиней пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад». Добродушная, лёгкая, эмоциональная, она всё же вызывает к себе неоднозначное отношение из-за безалаберного образа жизни, ставшего причиной её разорения.
Роль героини имеет большое значение: она является олицетворением прошлого, былой жизни, к которой нет возврата. Цитатная характеристика Раневской позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко описать персонажа в докладе или написать сочинение.
Тест
- /10Вопрос 1 из 10
К какому сословию принадлежит Любовь Раневская?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
- Любовь Гарбузникова7/10