Пейзаж в романе “Тихий Дон”

Природа у Шолохова – это отражение состояния души человека. Мятущаяся, кричащая, красивая и светлая, она показывает, как меняется человек. Пейзаж в романе «Тихий Дон» соотносится с бурной рекой человеческих судеб.

Люди и реки

Сравнение автора уводит читателя далеко от сюжета романа. Реки можно сопоставить с историей семьи. Вот начало реки: широкое русло бежит шумно и многолюдно. Затем, «выметываясь из русла», вода разбивается на «множество рукавов». Это новые семьи, дети, внуки и правнуки. Каждый рукав выбирает свое направление. Одни плавно текут рядом с рекой, другие уходят в сторону, третьи поворачивают резко противоположно. Ход рукавов и реки хитер, лукав и, по мнению автора, вероломен. В чем такое поведение реки?

Интересно, как Шолохов описывает судьбы детей: одни мельчают настолько, «что видно поганенькую россыпь». Другие пробивают свое русло, бегут бурно, красиво и звонко. Человека волнует, по какому руслу плыть, где найти свое место в жизни. Странно переплетаются реки в гражданской войне, смутное время перемешивает водные потоки, Дон разливается и поглощает их, затягивает, не давая жить по-своему. Этим автор подчеркивает тяжесть войн. От них не спрятаться, придется выбрать свое место и тех, за кого готов будешь отдать жизнь.

Природа и Наталья

Напряжение судьбы несчастной Натальи сложно передать без пейзажных картин. Обиженная на мужа женщина трудится в степи. Она надломлена изменами, предательством мужа. Наталья шлет проклятия Григорию. Природа бунтует вместе с героиней. Но страшно вызывать гнев стихий. Гроза начинается с нелепой тучки, но за мгновение надвигается буря. Женщина рыдает, стонет, но нет слез, зато природа грохочет и поливает землю. На фоне тучи, закрывшей полнеба, черной и грозной, красивая Наталья становится «незнакомой и страшной». Сцена грозы предвещает гибель, но чью? Самой героини. В этом метафоричность авторской позиции и силы мыслей.

Пейзаж вокруг Аксиньи

Чувства женщины легко понимаются с помощью картин природы. Вокруг Аксиньи, гуляющей в весеннем лесу, свежесть и грусть. Аксинья в восприятии автора – ландыш. Женщина увидела в нем всю свою судьбу. Чистый родник помог представить, как красиво и быстро проскочила в ее жизни молодость. Ландыш нежным звоном успокаивал и дарил надежду.

Любовь к героине задевает за душу читателя. Аксинья после болезни выходит на крыльцо и пьянеет от свежего весеннего воздуха. Опять весна! Пейзаж «Тихого Дона» у образа Аксиньи связан с весной. Время пробуждения и оживания, это время вечно ждущей счастья души женщины. Ее блестящие глаза эмоциональны и внимательны. Она замечает вокруг себя все: туманная даль, затопленные деревья, мокрая изгородь, промытые колеи. Даже грязная дорога в глазах женщины густо цветет красками. Все красиво сияет на солнце, автор подбирает удивительное слово – «осиянное».

Сбитая птица

Классик подбирает эпитеты и описания природы, чтобы облегчить восприятие читателем тяжелых судеб людей, попавших в водоворот сложных событий. Роль пейзажа в романе сложна. Природа дополняет, объясняет, расширяет пространство книги. Трагедия судьбы главного героя – в потере его всей семьи. Он хотел жить с любимой женщиной, но стал причиной гибели Натальи, отдавшей ему все свои чувства, верность и материнство. Григорий возвращается домой и видит степную охоту. Азарт человека в поиске добычи проводит параллель с судьбой: ищет, влезает в чужие судьбы, рушит их, но и свою жизнь. Гусь отделяется от стаи и решил спуститься над станицей. Стая обеспокоена. Птица подбита, она пытается еще лететь, медленно спускаясь, но потеряв силу, камнем сверкнула на солнце. Трагизм виден в судьбе героя и птицы, не доставшейся охотнику, пропавшей в лучах яркого солнца.

Шолохов учит любить природу, видеть в ней красоту и жизнь. Любоваться можно простыми картинами леса, цветов, прекрасное можно найти даже в грязной луже на осенней дороге, главное хотеть этого. Написать сочинение «Пейзаж в романе «Тихий Дон» с помощью предложенной статьи станет легче, можно найти свои картины природы для доказательства их помощи в раскрытии характера персонажа.

Предметы