Характеристика Марьи Болконской
В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» самым чистым, духовным, возвышенным женским образом является княжна Марья Болконская. Героиня обладает лучшими человеческими качествами и, по мнению писателя, является олицетворением женского начала: любящего, милосердного, нежного, терпеливого. Характеристика Марьи Болконской имеет большое значение, поскольку данный образ является противопоставлением безнравственному, бездуховному, лицемерному свету с его ничтожными ценностями. Автор наделяет княжну богатым духовным миром, глубокой порядочностью и благородством — ценными качествами, к которым должен стремиться каждый человек.
Краткая характеристика
Полное имя — Мария Николаевна Болконская.
Возраст — не указан, молодая женщина.
Род занятий — без определенного рода деятельности.
Семья — отец Николай Андреевич, брат Андрей, муж Николай Ростов, дети.
Социальное положение — дворянка.
Происхождение — родом из дворянского семейства.
Воспитание — характерное для дворянских семейств.
Образование — домашнее образование.
Внешность — некрасивая девушка с худым, болезненным лицом и очень выразительными, лучистыми глазами.
Характер — терпеливая, добрая, милосердная, любящая, ранимая, чуткая, спокойная, склонная к одиночеству, религиозная.
Положительные черты — добрая, умная, любящая, жертвенная, уравновешенная, милосердная.
Отрицательные черты — робкая, безответная, покорная.
Произведение — «Война и мир».
Автор — Лев Николаевич Толстой.
Цитатная характеристика
Описание образа Марьи Болконской с цитатами позволит раскрыть своеобразие героини, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Марьи Болконской основан на том, что она является богатой, знатной дворянкой, княжной и принадлежит к одному из самых влиятельных аристократических семейств с богатой историей.
«…une parente à nous, une princesse (франц. — девушка, наша родственница… княжна) Болконская».
«Она хорошей фамилии и богата».
«…она, дочь князя Николая Андреича Болконского…»
Марья живёт в родовом имении Лысые Горы вместе с отцом, князем Николаем Болконским, и компаньонкой — француженкой м-ль Бурьен.
«В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского…»
«…жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m-lle Bourienne».
У Марьи есть брат Андрей, с которым она очень дружна с детства.
«У нее брат, вот что недавно женился на Lise Мейнен, адъютант Кутузова».
«Она улыбнулась, произнося слово “Андрюша”. Видно, ей самой было странно подумать, что этот строгий, красивый мужчина был тот самый Андрюша, худой, шаловливый мальчик, товарищ детства».
В 1814 году княжна Марья обзаводится собственной семьей и поселяется в Лысых Горах. Её супругом становится Николай Ростов.
«Осенью 1814-го года Николай женился на княжне Марье и с женой, матерью и Соней переехал на житье в Лысые Горы».
У Марьи и Николая рождается трое детей: сыновья Андрей, Митя и дочь Наташа.
«Андрюша, старший мальчик, подражая ей…»
«…маленькая черноглазая трехлетняя Наташа, любимица отца…»
«— …Вчера, например, Митенька стал капризничать…Источник: Эпилог, часть 1, Глава XVI
— Ах, как он похож на отца, — перебил Пьер.
Наташа поняла, почему он сделал это замечание о сходстве Митеньки с Николаем».
Внешность
Портретная характеристика Марьи Болконской основана на том, что она некрасива внешне.
«…делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым…»
«Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо».
«…несмотря на некрасивость всего лица…»
«…болезненное, худое лицо…»
«Она была так дурна, что ни одной из них не могла прийти мысль о соперничестве с нею…»
Лицо Марьи часто принимает грустное, несчастное, испуганное выражение.
«…с грустным, испуганным выражением…»
«Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало».
«… с тем некрасивым выражением жертвы, чаще всего останавливавшимся на ее лице…»
«Она смотрела на них с тем выражением, которое они знали, выражением мысли и грусти».
«…на нежном лице ее выражалось страдание».
Внешность Марьи весьма посредственна, но некрасивое лицо девушки оживляют прекрасные, лучистые глаза.
«…действительно, глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».
«…лицо ее, освещенное лучистыми глазами, совершенно преобразилось…»
«…прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз…»
«Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным».
«Прекрасные глаза княжны, со всем своим прежним спокойствием и лучистостью».
«…посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица».
«…перед этими лучистыми глазами, проникавшими в самую глубь ее сердца…»
У Марьи Болконской кроткий, нежный взгляд.
«…в вашем взгляде, кротком, спокойном и проницательном…»
«Княжна Марья повернулась к брату, и сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея».
Княжна страдает близорукостью.
«…к ее близоруким глазам…»
Во время плача Марья Болконская всегда хорошеет.
«Некрасивая графиня Марья всегда хорошела, когда плакала. Она никогда не плакала от боли или досады, но всегда от грусти и жалости. И когда она плакала, лучистые глаза ее приобретали неотразимую прелесть».
У молодой княжны тяжёлая походка.
«…вдруг приподнявшись, тяжело ступая, перешла к столу».
«…тяжелые ступни княжны Марьи…»
«Это были тяжелые шаги княжны Марьи».
«Когда она вошла своей тяжелой походкой, ступая на пятки».
Никакая, даже самая красивая и изысканная одежда не способна украсить княжну Марью.
«Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны, но этого не чувствовали m-lle Bourienne и маленькая княгиня; им все казалось, что ежели приложить голубую ленту к волосам, зачесанным кверху, и спустить голубой шарф с коричневого платья и т. п., то все будет хорошо. Они забывали, что испуганное лицо и фигуру нельзя было изменить, и потому, как они ни видоизменяли раму и украшение этого лица, само лицо оставалось жалко и некрасиво. После двух или трех перемен, которым покорно подчинялась княжна Марья, в ту минуту, как она была зачесана кверху (прическа, совершенно изменявшая и портившая ее лицо)…»
В облике княжны нет ни изящества, ни грациозности.
«…неграциозная, неловкая княжна…»
В присутствии Николая Марья Болконская становится на удивление изящной, женственной и грациозной.
«Полным достоинства и грации движением она с радостной улыбкой приподнялась, протянула ему свою тонкую, нежную руку и заговорила голосом, в котором в первый раз звучали новые, женские грудные звуки. M-lle Bourienne, бывшая в гостиной, с недоумевающим удивлением смотрела на княжну Марью. Самая искусная кокетка, она сама не могла бы лучше маневрировать при встрече с человеком, которому надо было понравиться.Источник: Том 4, часть 1, Глава VI
“Или ей черное так к лицу, или действительно она так похорошела, и я не заметила. И главное — этот такт и грация!“— думала m-lle Bourienne».
«…начала она и, не договорив от волнения, грациозным движением (как и все, что она делала при нем)…»
При виде Николая княжна Марья становится заметно краше.
«Лицо ее, с того времени как вошел Ростов, вдруг преобразилось. Как вдруг с неожиданной поражающей красотой выступает на стенках расписного и резного фонаря та сложная искусная художественная работа, казавшаяся прежде грубою, темною и бессмысленною, когда зажигается свет внутри: так вдруг преобразилось лицо княжны Марьи».
«Едва только она услыхала его голос, как вдруг яркий свет загорелся в ее лице, освещая в одно и то же время и печаль ее, и радость».
Черты характера и поступки
Марья Болконская живет с жёстким, требовательным отцом, которая она боится. Жизнь её очень несчастлива.
«…у меня есть одна petite personne, которая очень несчастлива с отцом…»
«Княжна Марья была все та же робкая, некрасивая, стареющая девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни».
«…мысль о том, за что ей одной так мало дано радостей в жизни, так заняла ее…»
Будучи безмерно любящим, добрым, жертвенным человеком, Марья Болконская безропотно терпит домашнюю тиранию своего отца.
«Но более, более всего горя доставляла княжне раздражительность ее отца, всегда направленная против дочери и дошедшая в последнее время до жестокости. Ежели бы он заставлял ее все ночи класть поклоны, ежели бы он бил ее, заставлял таскать дрова и воду — ей бы и в голову не пришло, что ее положение трудно; но этот любящий мучитель, — самый жестокий оттого, что он любил и за то мучил себя и ее, — умышленно умел не только оскорбить, унизить ее, но и доказать ей, что она всегда и во всем была виновата».
«Старый князь говорил, что ежели он болен, то только от княжны Марьи; что она нарочно мучает и раздражает его; что она баловством и глупыми речами портит маленького князя Николая. Старый князь знал очень хорошо, что он мучает свою дочь, что жизнь ее очень тяжела, но знал тоже, что он не может не мучить ее и что она заслуживает этого».
«Он сделался еще более раздражителен, чем прежде, и все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжну Марью. Он как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее».
«Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. Разве мог бы он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который (она все-таки знала это) любил ее, быть с ней несправедливым?.. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала».
Марья очень робеет перед отцом, боится его и в его присутствии часто теряется, волнуется без веского повода.
«…сказала княжна, робко взглядывая и робко улыбаясь».
«Княжна испуганно взглядывала на близко от нее блестящие глаза отца; красные пятна переливались по ее лицу, и видно было, что она ничего не понимает и так боится, что страх помешает ей понять все дальнейшие толкования отца, как бы ясны они ни были. Виноват ли был учитель, или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же: у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала, только чувствовала его дыхание и запах и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу».
Несмотря на страх перед отцом, княжна Марья любит его и глубоко почитает.
«Все, сделанное ее отцом, возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению».
«— Ну, а по правде, Marie, тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца? — вдруг спросил князь Андрей.Источник: Том 1, часть 1, Глава XXV
— Княжна Марья сначала удивилась, потом испугалась этого вопроса».
«Разве возможно судить об отце? Да ежели бы и возможно было, какое другое чувство, кроме vénération (франц. — обожание), может возбудить такой человек, как mon père? И я так довольна и счастлива с ним! Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я.Источник: Том 1, часть 1, Глава XXV
Брат недоверчиво покачал головой».
«Разве мог бы он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который (она все-таки знала это) любил ее, быть с ней несправедливым?»
Особенно остро княжна чувствует любовь к отцу, когда тот находится при смерти.
«Но никогда ей так жалко не было, так страшно не было потерять его. Она вспоминала всю свою жизнь с ним, и в каждом слове, поступке его она находила выражение его любви к ней».
«Она не могла ничего понимать, ни о чем думать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минуты…Источник: Том 3, часть 2, Глава VIII
…— А что ж будет со мной? На что мне спокойствие, когда его не будет, — бормотала вслух княжна Марья».
В отличие от отца, Марья Болконская не соблюдает порядок педантично.
«…села за свой письменный стол, уставленный миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочна, как отец ее порядочен».
Княжна Марья почти безвыездно живет в деревне, но лишь потому, что она подстраивается под отца и у неё нет возможности изменить свою жизнь.
«— Ты живешь в деревне и не находишь эту жизнь ужасною, — сказал он.Источник: Том 1, часть 1, Глава XXV
— Я другое дело. Что обо мне говорить! Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни».
Болконская, живущая вдали от света, не имеет навыков ведения лёгкой и непринужденной светской беседы.
«…ты меня знаешь… как я бедна en ressources (франц. — не весела), для женщины, привыкшей к лучшему обществу».
Княжна Марья предпочитает одиночество. В обществе малознакомых людей она чувствует себя некомфортно.
«Я, ты знаешь, и всегда была дикарка, а теперь еще больше! Я люблю быть одна…»
Княжна Марья — глубоко религиозный человек, который находит утешение в вере.
«И прежде чем идти вниз, она встала, вошла в образную и, устремив на освещенный лампадкой черный лик большого образа Спасителя, простояла перед ним несколько минут с сложенными руками».
«Я знаю, ты станешь молиться. Ну, пожалуй, молись».
«Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек…»
«Николушка и его воспитание, André и религия были утешениями и радостями княжны Марьи…»
«Как она молилась! — вспомнил он. — Видно было, вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена».
Княжну Болконскую очень печалит тот факт, что ни отец, ни брат не разделяют её отношение к религии.
«— Одно, что тяжело для меня, — я тебе по правде скажу, André, — это образ мыслей отца в религиозном отношении. Я не понимаю, как человек с таким огромным умом не может видеть того, что ясно, как день, и может так заблуждаться? Вот это составляет одно мое несчастие».
«Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.Источник: Том 1, часть 1, Глава XXV
— Пожалуйста, André, для меня…»
Марья Болконская принимает у себя богомольцев и всячески помогает им.
«— Это Машины Божьи люди, — сказал князь Андрей. — Они приняли нас за отца. А это единственно, в чем она не повинуется ему: он велит гонять этих странников, а она принимает их».
«…у княжны Марьи была в самой глубокой тайне ее души скрытая мечта и надежда, доставлявшая ей главное утешение в ее жизни. Утешительную мечту и надежду эту дали ей Божьи люди— юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя».
Марья Болконская отчаянно мечтает о собственной семье, но считает, что не достойна этого счастья из-за того, что слишком некрасива.
«Ей представлялся муж, мужчина, сильное, преобладающее и непонятно-привлекательное существо, переносящее ее вдруг в свой, в совершенно другой, счастливый мир. Ребенок свой, такой, какого она видела вчера у дочери кормилицы, — представлялся ей у своей собственной груди. Муж стоит и нежно смотрит на нее и ребенка. “Но нет, это невозможно, я слишком дурна“, — думала она».
«Возможна ли для нее радость любви, земной любви к мужчине? В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастие, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная. Чувство было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя».
Марья Болконская — благородная натура. Узнав о любовной интрижке Анатоля и м-ль Бурьен, она искренне решает помочь своей компаньонке обрести счастье в личной жизни.
«Мое призвание другое, — думала про себя княжна Марья, — мое призвание — быть счастливой другим счастием, счастьем любви и самопожертвования. И чего бы мне это ни стоило, я сделаю счастие бедной Amélie. Она так страстно его любит. Она так страстно раскаивается. Я все сделаю, чтоб устроить ее брак с ним».
Княжна способна искренне, всем сердцем прощать людей и не держать на них зла.
«Горе послано им, а не людьми. Люди — его орудия, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто-нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать».
После смерти Лизы Болконской Марья заменяет Николеньке мать, отдавая племяннику всю свою любовь и нежность.
«…княжна Марья большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умела, мать маленькому племяннику. M-lle Bourienne, тоже, как казалось, страстно любила мальчика, и княжна Марья, часто лишая себя, уступала своей подруге наслаждение нянчить маленького ангела (как называла она племянника) и играть с ним».
«Все, что может сделать самая нежная мать для своего сына, ты делала и делаешь для его».
Княжна всем сердцем любит свою семью: отца, брата Андрея и племянника Николушку.
«Но потом, увидав отца и особенно маленького Коко, она ослабевала в своем намерении, потихоньку плакала и чувствовала, что она грешница: любила отца и племянника больше, чем Бога».
«Николушка и его воспитание, André и религия были утешениями и радостями княжны Марьи…»
«У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия…»
В Марье сильно развито чувство долга, особенно перед близкими людьми.
«Трудно ли, нетрудно, возможно или невозможно это было, она не спрашивала и не хотела знать: ее обязанность была не только самой быть подле, может быть, умирающего брата, но и сделать все возможное для того, чтобы привезти ему сына, и она поднялась ехать».
Марья Болконская — одинокий человек, которому не с кем поделиться своими горестями и печалями.
«Княжне Марье в Москве не с кем было поговорить, некому поверить своего горя, а горя много прибавилось нового за это время».
«Мне бы легче было, — думала она, — ежели бы я решилась поверить кому-нибудь все, что я чувствую. И я бы желала именно Пьеру сказать все. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!»
Жизнь с деспотичным отцом так выматывает Марью, что она готова выйти замуж за первого встречного, лишь бы избежать бесконечных унижений со стороны отца.
«— Ах, Боже мой, граф! есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, — вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья. — Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом) не можешь для него сделать, кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно — уйти, а куда мне уйти?»
Марья Болконская так сильно любит брата, что помимо воли предвзято относится к его невесте Наташе Ростовой. Однако позже, когда Андрей был смертельно ранен, она меняет своё отношение к Наташе.
«Наташа с первого взгляда не понравилась княжне Марье. Она ей показалась слишком нарядной, легкомысленно-веселой и тщеславной. Княжна Марья не знала, что прежде чем она увидала свою будущую невестку, она уже была дурно расположена к ней по невольной зависти к ее красоте, молодости и счастию и по ревности к любви своего брата».
«…не успела княжна взглянуть на лицо этой Наташи, как она поняла, что это был ее искренний товарищ по горю, и потому ее друг».
«Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их».
Общее горе сближает Марью и Наташу, и они становятся близкими подругами.
«С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другая была беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга».
Во время наступления французов в душе робкой, тихой Марьи Болконской неожиданно просыпается гордость, чувство собственного достоинства.
«”Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтоб она, дочь князя Николая Андреича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями!” — Эта мысль приводила ее в ужас, заставляла ее содрогаться, краснеть и чувствовать еще не испытанные ею припадки злобы и гордости. Все, что только было тяжелого и, главное, оскорбительного в ее положении, живо представлялось ей».
В трудную минуту Марья Болконская великодушно проявляет заботу о своих крестьянах.
«Княжне Марье странно было думать, что теперь, в такую минуту, когда такое горе наполняло ее душу, могли быть люди богатые и бедные и что могли богатые не помочь бедным. Она смутно знала и слышала, что бывает господский хлеб и что его дают мужикам. Она знала тоже, что ни брат, ни отец ее не отказали бы в нужде мужикам; она только боялась ошибиться как-нибудь в словах насчет этой раздачи мужикам хлеба, которым она хотела распорядиться».
«Это наше общее горе, и я ничего не пожалею, чтобы помочь вам. Я сама еду, потому что уже опасно здесь и неприятель близко… потому что… Я вам отдаю все, мои друзья, и прошу вас взять все, весь хлеб наш, чтобы у вас не было нужды».
Давно забытые мечты о счастливой супружеской жизни поднимаются в душе Марьи после знакомства с Николаем Ростовым.
«…она задавила в себе поднявшиеся было, связанные с появлением Ростова, личные мечтания и надежды».
«…когда, получив одобрение тетки, губернаторша при княжне Марье заговорила о Ростове, хваля его и рассказывая, как он покраснел при упоминании о княжне, — княжна Марья испытала не радостное, но болезненное чувство: внутреннее согласие ее не существовало более, и опять поднялись желания, сомнения, упреки и надежды».
Николай Ростов пробуждает в Марье настоящую женщину, чувственную и нежную.
«В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу. Вся ее внутренняя, недовольная собой работа, ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование— все это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица…»
Любовь к Николаю делает Марью Болконскую не только счастливой, но и более спокойной и уверенной.
«В последнее время своего пребывания в Воронеже княжна Марья испытала лучшее счастье в своей жизни. Любовь ее к Ростову уже не мучила, не волновала ее. Любовь эта наполняла всю ее душу, сделалась нераздельною частью ее самой, и она не боролась более против нее. В последнее время княжна Марья убедилась, — хотя она никогда ясно словами определенно не говорила себе этого, — убедилась, что она была любима и любила».
«Княжна Марья знала, что она любила в первый и последний раз в жизни, и чувствовала, что она любима, и была счастлива, спокойна в этом отношении».
Став женой Николая Ростова, Марья не может сдержать ревности к его работе, к прошлым отношениям с Соней.
«Графиня Марья ревновала своего мужа к этой любви его и жалела, что не могла в ней участвовать, но не могла понять радостей и огорчений, доставляемых ему этим отдельным, чуждым для нее миром…»
«…не могла ни в чем упрекнуть Соню, желала любить ее; но не только не любила, а часто находила против нее в своей душе злые чувства и не могла преодолеть их».
«Соня всегда была первым предлогом, который избирала графиня Марья для своего раздражения».
В браке Марья чувствует себя очень счастливой: она любит и любима, её отношения с супругом полны гармонии.
«Николай жил с своей женой так хорошо, что даже Соня и старая графиня, желавшие из ревности несогласия между ними, не могли найти предлога для упрека…»
«— Никогда, никогда не поверила бы, — прошептала она сама с собой, — что можно быть так счастливой. — Лицо ее просияло улыбкой; но в то же самое время она вздохнула, и тихая грусть выразилась в ее глубоком взгляде. Как будто, кроме того счастья, которое она испытывала, было другое, недостижимое в этой жизни счастье, о котором она невольно вспомнила в эту минуту».
Марья растворяется в любви и заботе о детях, в воспитании которых использует нравственные принципы.
«…но это неустанное, вечное душевное напряжение, имеющее целью только нравственное добро детей, — восхищало его».
«— Мари, это такая прелесть! — сказала она. — Как она умеет понимать детей. Она как будто только душу их видит».
У Марьи богатый внутренний мир — возвышенный и духовный.
«…чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена. Он гордился тем, что она так умна и хороша, сознавая свое ничтожество перед нею в мире духовном…»
«…в душе своей обещала себе исправиться и сделать невозможное — то есть в этой жизни любить и своего мужа, и детей, и Николеньку, и всех ближних так, как Христос любил человечество. Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна».
«В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу. Вся ее внутренняя, недовольная собой работа, ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование — все это светилось теперь в этих лучистых глазах…»
Воспитание
Марья получает домашнее образование. Главным её педагогом и наставником является строгий отец, он занимается с ней математикой, что было редкостью для молодых дворянок.
«Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развить в ней обе главные добродетели, давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях».
Марья, как и большинство юных дворянок, берёт уроки игры на фортепиано.
«Из дальней стороны дома, из-за затворенных дверей слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты».
Марья Болконская получила прекрасное образование, благодаря чему сама могла заниматься воспитанием и образованием маленького племянника.
«Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки…»
Княжна очень любит читать и посвящает этому занятию много времени.
«…другую часть дня она проводила в своей половине с книгами…»
Характеристика Марьи Болконской другими героями
Анна Шерер
Анна Шерер знает, что молодая княжна Марья глубоко несчастна с деспотичным отцом, с которым вынуждена жить в деревне, вдали от света.
«…у меня есть одна petite personne, которая очень несчастлива с отцом, une parente à nous, une princesse (франц. — девушка, наша родственница… княжна) Болконская».
«— Отец очень богат и скуп. Он живет в деревне. Знаете, этот известный князь Болконский… Он очень умный человек, но со странностями и тяжелый. La pauvre petite est malheureuse comme les pierres (франц. — Бедняжка несчастлива, как камни). У нее брат, вот что недавно женился на Lise Мейнен, адъютант Кутузова. Он будет нынче у меня».
Подробная характеристика Анны Шерер.
Василий Курагин
Для Василия Курагина большое значение имеет тот факт, что княжна Марья — богатая невеста и принадлежит к знатной семье.
«Она хорошей фамилии и богата…»
Подробная характеристика Василия Курагина.
Жюли Карагина
Жюли Карагина, подруга Марьи в основном по переписке, отмечает лучистый, нежный, спокойный взгляд княжны.
«Отчего я не могу, как три месяца тому назад, почерпать новые нравственные силы в вашем взгляде, кротком, спокойном и проницательном, который я так любила…»
Николай Болконский
Николай Болконский непредвзято оценивает свою дочь и видит её внешнюю непривлекательность, которая может стать помехой для счастливого замужества.
«И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство. И разве не живут в девках? Еще счастливее!»
«— Вам полная воля-с, — сказал князь Николай Андреевич, расшаркиваясь перед невесткой, — а ей уродовать себя нечего — и так дурна».
Князь Болконский знает, как много для дочери значит религия.
«Я знаю, ты станешь молиться. Ну, пожалуй, молись».
Подробная характеристика Николая Болконского.
Андрей Болконский
Андрей Болконский отмечает всю ценность, которую представляют для Марьи божьи люди, богомольцы.
«— Это Машины Божьи люди, — сказал князь Андрей. — Они приняли нас за отца. А это единственно, в чем она не повинуется ему: он велит гонять этих странников, а она принимает их».
Подробная характеристика Андрея Болконского.
Наташа Ростова
При первом знакомстве Наташа Ростова не смогла узнать настоящую Марью Болконскую, посчитав её излишне сухой и чопорной.
«Княжна Марья ей не нравилась. Она казалась ей очень дурной собой, притворной и сухою».
Наташа, как большинство людей, не может устоять перед лучистым взглядом Марьи.
«…перед этими лучистыми глазами, проникавшими в самую глубь ее сердца, нельзя не сказать всю, всю истину, какою она ее видела».
Наташа отмечает доброту и духовную красоту Марьи Болконской.
«…она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».
Наташа поражается, как княжна Марья любит и понимает детей.
«— Мари, это такая прелесть! — сказала она. — Как она умеет понимать детей. Она как будто только душу их видит».
Подробная характеристика Наташи Ростовой.
Николай Ростов
При первой встрече Николай Ростов поражается благородству и кротости Марьи Болконской.
«И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении!» — думал он, слушая ее робкий рассказ».
Ростов ясно ощущает богатство духовного мира Марьи Болконской. Это качество очень привлекает его и помогает всем сердцем полюбить княжну Марью.
«Он чувствовал, что существо, бывшее перед ним, было совсем другое, лучшее, чем все те, которые он встречал до сих пор, и лучшее, главное, чем он сам».
«Николай был поражен той особенной, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней».
«Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное — эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах ее, тревожили его и требовали его участия. В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого он не любил князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью; но в княжне Марье, именно в этой печали, выказывавшей всю глубину этого чуждого для Николая духовного мира, он чувствовал неотразимую привлекательность».
«”Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! — говорил он сам с собою. — Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?” И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил».
«Как она молилась! — вспомнил он. — Видно было, вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена».
«…чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена.
Он гордился тем, что она так умна и хороша, сознавая свое ничтожество перед нею в мире духовном, и тем более радовался тому, что она с своей душой не только принадлежала ему, но составляла часть его самого».
«”Боже мой! что с нами будет, если она умрет, как это мне кажется, когда у нее такое лицо”, — подумал он…»
Подробная характеристика Николая Ростова.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Марьи Болконской вместе!
Биография
Марья Николаевна Болконская — молодая княжна, аристократка, представительница старинного дворянского рода с богатой историей. Вместе со старшим братом Андреем воспитывалась отцом в родовом имении Лысые Горы.
Марья Болконская получила всестороннее домашнее образование. Математикой с ней занимался лично отец — человек умный, образованный, но очень вспыльчивый, раздражительный. Тяжёлый характер отца стал причиной несчастной жизни Марьи, которая в силу своей природной робости терпеливо сносила его давление.
После смерти Лизы, супруги Андрея, Марья взяла на себя обязательства по воспитанию маленького племянника, Николушки, и, по сути, заменила ему мать.
Будучи некрасивой, но знатной и очень богатой невестой, Марья стала объектом «охоты» Василий Курагина, который хотел женить на ней своего непутёвого сына Анатоля. Однако надежды на счастливую семейную жизнь были разбиты интрижкой Анатоля и компаньонки Марьи. Не желая стать преградой для их чувств, Марья Болконская благородно отказалась от единственного шанса на замужество.
Тяжёлым испытанием для Марьи стала болезнь, а затем и смерть отца. Трагическое событие произошло во время наступления французов, и Марья решила покинуть родовое имение Богучарово. Однако ей помешали крепостные крестьяне, опасавшиеся потерять своё добро. На помощь княжне пришел Николай Ростов, и Марья всем сердцем полюбила героя.
После смерти брата Андрея Марья обвенчалась с Николаем Ростовым, и молодая семья поселилась в Лысых Горах. Марья родила троих детей и была очень счастлива в браке.
Образ Марьи Болконской
Марья Болконская представляет собой один из самых ярких, сложных женских образов, в который автор вложил ключевые человеческие достоинства: милосердие, любовь к ближнему, благородство, нравственность, духовность.
Л. Н. Толстой описывает Марью как некрасивую молодую женщину с невыразительным лицом и тяжёлой походкой. В ней нет изящества и даже малейшего налёта светскости и кокетства. Однако внешняя непривлекательность героини становится не столь заметной благодаря её большим прекрасным глазам: чистым, глубоким и лучистым, способным щедро излучать душевную теплоту. Марья Болконская преображалась на глазах, когда смотрела любящими глазами на тех, кто ей дорог.
Марья Болконская — человек глубоко религиозный, и именно в вере она находит утешение и объяснение своей несчастливой жизни. Понимая, что некрасива, она ставит крест на любви, семейной жизни, хотя в глубине души страстно об этом мечтает. Но по-настоящему сильную душевную боль ей доставляет жизнь с деспотичным отцом, который ежедневно мучает её своими придирками, издевательствами, насмешками. Благодаря вере Марья находит в себе силы прощать жестокого отца, которого она очень любит.
Марью наполняет любовь и сострадание к ближним. Её душа так чиста и благородна, что способна прощать подлость и предательство. Каждый, кто знаком с Марьей, замечает её богатый внутренний мир, духовность, нравственность. Рядом с ней люди становятся немного лучше, чище, добрее.
Несмотря на тяжелую судьбу, полную разного рода испытаний, Марья Болконская не падает духом, не жалуется на жизнь, не озлобляется. Справиться со всеми трудностями ей помогает искренняя вера в Бога, дающая пищу для духовной работы над собой.
Образ княжны представляет собой цельный, безупречный нравственный человеческий тип, к которому, по мнению писателя, должен стремиться каждый.
5 интересных фактов о Марье Болконской
- Прототипом княжны Марьи Болконской принято считать мать самого Толстого — Марию Николаевну Толстую. Она точно так же воспитывалась деспотичным отцом, была некрасива и смогла выйти замуж лишь в 30 лет за разорившегося Николая Толстого.
- Л. Н. Толстой не помнил своей матери, которая умерла, когда писателю было всего полтора года. Но по воспоминаниям родственников и её сверстников он смог воссоздать образ матери — светлой, доброй, умной, прекрасно образованной женщины, который он и перенес на страницы романа:
“Мать моя была нехороша собой и очень хорошо образована для своего времени… Самое же дорогое качество ее было то, что она, по рассказам прислуги, была хотя и вспыльчива, но сдержанна. “Вся покраснеет, даже заплачет, — рассказывала мне ее горничная, — но никогда не скажет грубого слова”
. Она и не знала их.” (“Воспоминания” Льва Толстого, 1903—1906). - В период духовных поисков Марья Болконская так проникается философией богомольцев, что однажды решается сама пойти странствовать. Останавливает её от этого шага лишь сильная любовь к отцу и Николушке.
- Единственным человеком, по отношению к которому в душе Марьи Болконской просыпаются нехорошие чувства, является Соня Ростова — первая любовь её супруга Николая.
- Марья так сильно любит своих детей, что ежедневно ведет дневник, в который вносит все происшествия дня и достижения, даже самые незначительные.
для самых рациональных -
Краткое содержание «Война и мир»для самых нетерпеливых -
Очень краткое содержание «Война и мир»для самых компанейских -
Главные герои «Война и мир»для самых занятых -
Читательский дневник «Война и мир»Вывод
Самым чистым, возвышенным, духовным персонажем романа Л. Н. Толстого «Война и мир» является Марья Болконская. Автор не скрывает своего отношения к героине, в которой видит идеал женщины. Героиня преодолевает нелёгкий путь, в ходе которого её личность непрестанно развивается, и из робкой, покорной девушки она становится мудрой, сильной, нашедшей своё предназначение женщиной.
Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать всю глубину и силу нравственных человеческих качеств, которые помогают достойно преодолевать жизненные трудности, делая человека ещё лучше, сильнее, мудрее. Цитатная характеристика Марьи Болконской позволит подготовиться к уроку литературы, кратко описать персонаж в докладе или написать сочинение.
Тест
- /10Вопрос 1 из 10
Как называется имение, в котором Марья Болконская живёт с отцом и компаньонкой-француженкой?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.