Характеристика Наташи Ростовой

Характеристика Наташи Ростовой

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» центральным женским персонажем является Наташа Ростова — молодая дворянка, наделённая всеми качествами, которые писатель так высоко ценил в женщине: добротой, способностью любить, чуткостью, эмоциональностью, богатым внутренним миром, способностью сопереживать. В характеристике Наташи Ростовой важное место занимает динамичность её образа: на протяжении всего романа главная героиня находится в непрерывном развитии. Под внешними обстоятельствами меняются её жизненные ценности, происходит анализ собственных поступков, однако неизменным остается её стержень — готовность любить, отдавать всю себя любимым людям.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 36 лет.

Краткая характеристика

Полное имя — Наталья Ильинична Ростова.

Возраст — молодая девушка, в начале произведения — 13 лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — отец Илья Андреевич, мать Наталья, сестра Вера, братья Николай и Петя, троюродная сестра Соня, в дальнейшем — муж Пьер Безухов и их дети.

Социальное положение — дворянка.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — характерное для дворянских семейств.

Образование — характерное для дворянских семейств.

Внешность — худенькая, грациозная, стройная черноглазая брюнетка.

Характер — эмоциональная, добрая, открытая, неуравновешенная, прямолинейная, смелая, ветреная, непрактичная, азартная, легкомысленная, любящая.

Положительные черты — добрая, живая, романтичная, милосердная, открытая, любящая, чуткая, мечтательная.

Отрицательные черты — поверхностная, непостоянная, ветреная, легкомысленная, эгоистичная, самолюбивая.

Произведение — «Война и мир».

Автор — Лев Николаевич Толстой.

Цитатная характеристика

Описание образа Наташи Ростовой с цитатами позволит раскрыть не только внешность героини, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Наташи Ростовой основан на том, что она является дворянкой, графиней, младшей дочерью четы Ростовых.

«У Ростовых были именинницы Натальи — мать и меньшая дочь».

Источник: Том 1, часть 1, Глава VII

«Это моя меньшая, — обратилась она к гостье».

Источник: Том 1, часть 1, Глава VIII

Наташа принадлежала к московской дворянской семье, однако в высших столичных кругах аристократического общества Ростовы считались почти провинциалами: недостаточно утончёнными, воспитанными, образованными и богатыми.

«…несмотря на то, что в Москве Ростовы принадлежали к высшему обществу, сами того не зная и не думая о том, к какому они принадлежали обществу, в Петербурге общество их было смешанное и неопределенное. В Петербурге они были провинциалы, до которых не спускались те самые люди, которых, не спрашивая их, к какому они принадлежат обществу, в Москве кормили Ростовы».

Источник: Том 2, часть 3, Глава X

Из-за непрактичности старого графа финансовые дела семьи настолько плохи, что Наташа не может рассчитывать на богатое приданое.

«…женитьба на ней — девушке почти без состояния — была бы гибелью его карьеры…»

Источник: Том 2, часть 3, Глава XII

Дав согласие на брак с Андреем, Наташа Ростова автоматически оказывается в центре внимания, поскольку князь Болконский был одним из самых завидных женихов.

«…и с любопытством смотрели на невесту одного из лучших женихов России».

Источник: Том 2, часть 5, Глава VIII

Год спустя после смерти князя Андрея, в 1813 году, Наташа Ростова выходит замуж за Пьера Безухова.

«Свадьба Наташи, вышедшей в 13-м году за Безухова, было последнее радостное событие в старой семье Ростовых. В тот же год граф Илья Андреевич умер, и, как это всегда бывает, со смертью его распалась старая семья».

Источник: Эпилог, часть 1, Глава V

За 7 лет брака у Наташи и Пьера рождается четверо детей.

«Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын».

Источник: Эпилог, часть 1, Глава X

Внешность

В начале романа (в 1805 году) Наташе Ростовой 13 лет.

«…в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка…»

Источник: Том 1, часть 1, Глава VIII

Наташа — брюнетка с выразительными чёрными глазами.

«Черноглазая… с своими сбившимися назад черными кудрями…»

Источник: Том 1, часть 1, Глава VIII

«…черноволосая… черноглазая девушка…»

Источник: Том 2, часть 3, Глава II

«…с черными блестящими из-под локонов глазами…»

Источник: Том 2, часть 3, Глава XII

«…он видел сияющие глаза, которые были прекрасны».

Источник: Том 3, часть 3, Глава XXXII

Наташа в детстве выглядит малопривлекательной из-за крупного рта, однако она обещает стать настоящей красавицей.

«…с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…»

Источник: Том 1, часть 1, Глава VIII

«И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною…»

Источник: Том 1, часть 1, Глава XVII

«— Как она мила, кг’асавица будет, — сказал Денисов».

Источник: Том 2, часть 1, Глава XII

Наташа в юности отличается удивительной хрупкостью и стройностью.

«…на своей длинной, худой и нежной ручке…»

Источник: Том 2, часть 1, Глава I

«…очень тоненькая, странно-тоненькая…»

Источник: Том 2, часть 3, Глава II

«Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки…»

Источник: Том 2, часть 3, Глава XVI

«…тонкую худую руку…»

Источник: Том 4, часть 4, Глава XVIII

В движениях Наташи сквозит природная грация и изящество, она прекрасно танцует.

«— И как она танцует, какая г’ация! — помолчав немного, опять сказал он».

Источник: Том 2, часть 1, Глава XII

«Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело…»

Источник: Том 2, часть 3, Глава XVI

«…глядя на эту тоненькую, грациозную… графиню…»

Источник: Том 2, часть 4, Глава VII

У Наташи выразительные, живые черты, на её лице можно с легкостью прочесть все её эмоции.

«…некрасивая, но живая девочка…»

Источник: Том 1, часть 1, Глава VIII

У Наташи всегда искренний, веселый, заразительный смех.

«…расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись».

Источник: Том 1, часть 1, Глава VIII

Когда Наташе было 13 лет, она носила одежду, типичную для маленьких девочек и девочек-подростков: короткое платьице из кисеи или ситца, из-под которого выглядывали кружевные панталоны.

«…вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкою…»

Источник: Том 1, часть 1, Глава VIII

«…с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега…тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка».

Источник: Том 1, часть 1, Глава VIII

«…девушка в желтом ситцевом платье».

Источник: Том 2, часть 3, Глава II

«Борис помнил ту Наташу в коротеньком платье…»

Источник: Том 2, часть 3, Глава XII

16-летняя Наташа превращается в настоящую красавицу.

«Наташе было шестнадцать лет, и был 1809 год…»

Источник: Том 2, часть 3, Глава XII

«Борис помнил ту Наташу в коротеньком платье, с черными блестящими из-под локонов глазами и с отчаянным детским смехом, которую он знал четыре года тому назад, и потому, когда вошла совсем другая Наташа, он смутился и лицо его выразило восторженное удивление. Это выражение его лица обрадовало Наташу».

Источник: Том 2, часть 3, Глава XII

«Наташа похорошела в деревне, как все ей говорили, а в этот вечер, благодаря своему взволнованному состоянию, была особенно хороша. Она поражала полнотой жизни и красоты в соединении с равнодушием ко всему окружающему».

Источник: Том 2, часть 5, Глава VIII

На своем первом балу Наташа выглядит уже совсем «по-взрослому»: у неё красивое длинное белое платье, причёска в греческом стиле.

«…белые дымковые платья на розовых шелковых чехлах, с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны à la grecque. Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно старательно, по-бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены».

Источник: Том 2, часть 3, Глава XIV

После пережитых страданий (интрига с Анатолем Курагиным, смерть Андрея Болконского) внешность Наташи заметно меняется: лицо становится бледным, худым, без былого оживления.

«Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно».

Источник: Том 3, часть 3, Глава XXXII

«Пьер взглянул еще раз на бледное, тонкое, с черными глазами и странным ртом…»

Источник: Том 4, часть 4, Глава XV

«Но нет, это не может быть, — подумал он. — Это строгое, худое и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только воспоминание того…»

Источник: Том 4, часть 4, Глава XV

«Пьер не заметил Наташу, потому что он никак не ожидал видеть ее тут, но он не узнал ее потому, что происшедшая в ней, с тех пор как он не видал ее, перемена была огромна. Она похудела и побледнела. Но не это делало ее неузнаваемой: ее нельзя было узнать в первую минуту, как он вошел, потому что на этом лице, в глазах которого прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни, теперь, когда он вошел и в первый раз взглянул на нее, не было и тени улыбки; были одни глаза, внимательные, добрые и печально-вопросительные».

Источник: Том 4, часть 4, Глава XV

В браке с Пьером внешность Наташи разительно меняется: из тонкий, изящной, мечтательной девушки она превращается в полную, уверенную в себе молодую женщину, в чертах которой уже не было былого оживления и интереса к жизни.

«Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».

Источник: Эпилог, часть 1, Глава X

В браке Наташа перестаёт следить за собой, становится ревнивой.

«Наташа не следовала тому золотому правилу, проповедоваемому умными людьми, в особенности французами, и состоящему в том, что девушка, выходя замуж, не должна опускаться, не должна бросать свои таланты, должна еще более, чем в девушках, заниматься своей внешностью, должна прельщать мужа так же, как она прежде прельщала не мужа».

Источник: Эпилог, часть 1, Глава X

«Наташа до такой степени опустилась, что ее костюмы, ее прическа, ее невпопад сказанные слова, ее ревность — она ревновала к Соне, к гувернантке, ко всякой красивой и некрасивой женщине — были обычным предметом шуток всех ее близких».

Источник: Эпилог, часть 1, Глава X

Черты характера и поступки

Наташа Ростова с детства отличается живым, весёлым нравом.

«— Какое милое существо ваша меньшая! — сказала Гостья. — Порох!»

Источник: Том 1, часть 1, Глава IX

«…под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему».

Источник: Том 1, часть 1, Глава XV

«Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья…»

Источник: о маме, Том 2, часть 3, Глава XIII

«Иногда она входила в свойственное ей безумно-веселое расположение духа…»

Источник: Том 2, часть 3, Глава XXIV

Наташа — смелая, отважная девушка.

«— Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу), — говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. — Знаю, что зелье девка, а люблю».

Источник: Том 1, часть 1, Глава XV

«Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной».

Источник: Том 1, часть 1, Глава XVI

«…смелым, вызывающим взглядом, говорившим про то, что она никого не боится…»

Источник: Том 2, часть 5, Глава VII

Наташа обладает талантом пения. Её голос прекрасен и никого не оставляет равнодушным.

«И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая».

Источник: Том 1, часть 1, Глава IX

«…стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что-нибудь».

Источник: Том 1, часть 1, Глава XVII

«…когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки-судьи ничего не говорили и только наслаждались этим необработанным голосом, и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его».

Источник: Том 2, часть 1, Глава XV

«…а голос! Можно сказать удивительный голос

Источник: Том 2, часть 3, Глава XIII

«Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор… а вот оно — настоящее… Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка!.. Как она этот si возьмет… Взяла? Слава Богу».

Источник: Том 2, часть 1, Глава XV

Лучшим другом Наташи является её троюродная сестра Соня. Ради своего друга Наташа готова на любые жертвы.

«— А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней».
Источник: Том 1, часть 1, Глава XVII
«Ты знаешь, что Соня мой друг, такой друг, что я руку сожгу за нее. Вот посмотри. — Она засучила свой кисейный рукав и показала на своей длинной, худой и нежной ручке под плечом, гораздо выше локтя (в том месте, которое закрыто бывает и бальными платьями), красную метину.
— Это я сожгла, чтобы показать ей любовь. Просто линейку разожгла на огне, да и прижала».
Источник: Том 2, часть 1, Глава I

Наташа — чуткая натура, способная тонко чувствовать чужие эмоции, настроение.

«Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц».

Источник: Том 1, часть 3, Глава VI

«Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата».

Источник: Том 2, часть 1, Глава XV

«…с упреком сказала Наташа, чувствуя тон, которым сказал это брат».

Источник: Том 2, часть 4, Глава VII

«— Очень дурное для меня?.. Что такое? — спрашивала чуткая Наташа».

Источник: Том 3, часть 3, Глава XVII

«Что делалось в этой детски восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это все укладывалось в ней?»

Источник: Том 2, часть 4, Глава VII

Наташа близко к сердцу воспринимает душевные переживания близких людей.

«И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала».

Источник: Том 1, часть 1, Глава XVII

Наташа очень привязана к матери, с которой у неё много схожих черт характера.

«…она обхватила шею матери и поцеловала ее под подбородок. В обращении своем с матерью Наташа выказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко».

Источник: Том 2, часть 3, Глава XIII

Только Наташе, имевшей большую близость с матерью, удается облегчить её горе после известия о смерти Пети.

«— Друг мой, маменька, — повторяла она, напрягая все силы своей любви на то, чтобы как-нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя».

Источник: Том 4, часть 4, Глава II

«Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню».

Источник: Том 4, часть 4, Глава II

«Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, — говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню».

Источник: Том 4, часть 4, Глава III

«Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».

Источник: Том 4, часть 4, Глава III

Наташа — активная, физически выносливая девушка, которая, в отличие от большинства сверстниц, умеет плавать и ездить верхом. Она с удовольствием участвует в охоте наравне с мужчинами.

«…умна необыкновенно, мила и, потом, хороша, необыкновенно хороша, ловка — плавает, верхом ездит отлично…»

Источник: Том 2, часть 3, Глава XIII
«Едем, да только за волками: тебе скучно будет.
— Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, — сказала Наташа».
Источник: Том 2, часть 4, Глава III
«— А ты удивляешься, Семен, как она ездит… а? — сказал граф. — Хоть бы мужчине впору!
— Как не дивиться? Смело, ловко!»
Источник: Том 2, часть 4, Глава IV

«…графиня представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей…»

Источник: Том 2, часть 4, Глава VI
«Присутствие Наташи, женщины, барыни, верхом, довело любопытство дворовых дядюшки до тех пределов удивления, что многие, не стесняясь ее присутствием, подходили к ней, заглядывали ей в глаза и при ней делали о ней свои замечания, как о показываемом чуде, которое не человек и не может слышать и понимать, что говорят о нем.
— Аринка, глянь-ка, на бочкю сидит! Сама сидит, а подол болтается… Вишь, и рожок!
— Батюшки-светы, ножик-то!..
— Вишь, татарка!
— Как же ты не перекувырнулась-то? — говорила самая смелая, прямо уж обращаясь к Наташе».
Источник: Том 2, часть 4, Глава VII

Свой эмоциональностью, искренностью, открытостью Наташа резко выделяется на фоне чопорного светского общества. Эти качества сразу замечают Андрей Болконский и Пьер Безухов.

«Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке».

Источник: Том 2, часть 3, Глава XVII

«Но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж… Это здесь редкость».

Источник: Том 2, часть 3, Глава XVII

«Ростова очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, непетербургское, отличающее ее».

Источник: Том 2, часть 3, Глава II

«Я? Я? Что я говорил вам, — вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. — Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка…»

Источник: Том 2, часть 3, Глава XXII

Наташа не любит писать письма, поскольку не может в них отражать свои настоящие, живые чувства и эмоции.

«Она не умела писать, потому что не могла постигнуть возможности выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом».

Источник: Том 2, часть 4, Глава XIII

Наташа влюбляется в Андрея Болконского и сама пугается нового для неё чувства.

«— Но такого, такого… со мной никогда не бывало! — говорила она. — Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да?».

Источник: Том 2, часть 3, Глава XXII

«…такого со мной никогда не бывало! — говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе».

Источник: Том 2, часть 3, Глава XXII

«”Неужели этот чужой человек сделался теперь все для меня?” — спросила она себя и мгновенно ответила: “Да, все: он один теперь дороже для меня всего на свете“».

Источник: Том 2, часть 3, Глава XXIII
«— Очень рад, — отвечал Николай. — Он отличный человек. Что ж, ты очень влюблена?
— Как тебе сказать, — отвечала Наташа, — я была влюблена в Бориса, в учителя, в Денисова, но это совсем не то. Мне покойно, твердо. Я знаю, что лучше его не бывает людей, и так мне спокойно, хорошо теперь. Совсем не так, как прежде…»
Источник: Том 2, часть 4, Глава I

Андрей Болконский, подчинившись требованию отца, откладывает свадьбу на год, а сам уезжает по делам за границу. За время его отсутствия Наташа пребывает в сильном раздражении: ей грустно, одиноко, но больше всего ей жаль своей впустую потраченной юности.

«В 1810 году он получил письма родных, в которых извещали его о помолвке Наташи с Болконским и о том, что свадьба будет через год, потому что старый князь не согласен».

Источник: Том 2, часть 4, Глава I

«Ей жалко было самое себя, жалко было, что она так даром, ни для кого, пропадала все это время, в продолжение которого она чувствовала себя столь способной любить и быть любимой».

Источник: Том 2, часть 4, Глава VIII

«”Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет! А главное: я стареюсь, вот что! Уже не будет того, что теперь есть во мне“».

Источник: Том 2, часть 4, Глава IX

«— Мама! — проговорила она. — Дайте мне его, дайте, мама, скорее, скорее, — и опять она с трудом удержала рыдания».

Источник: Том 2, часть 4, Глава IX

«Наташа, легко и даже весело переносившая первое время разлуки с своим женихом, теперь с каждым днем становилась взволнованнее и нетерпеливее. Мысль о том, что так, даром, ни для кого пропадает ее лучшее время, которое бы она употребила на любовь к нему, неотступно мучила ее».

Источник: Том 2, часть 4, Глава XIII

«Нет, лучше не думать о нем, не думать, забыть, совсем забыть на это время. Я не вынесу этого ожидания, я сейчас зарыдаю…»

Источник: Том 2, часть 5, Глава VIII

Эмоции настолько сильно переполняют Наташу, что зачастую она не в силах справляться с ними.

«В то же время Наташа, не переводя дух, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время».

Источник: Том 2, часть 4, Глава VI

«Долго ждали в этот день Наташу к обеду. Она сидела в своей комнате и рыдала, как ребенок, сморкаясь и всхлипывая».

Источник: Том 2, часть 5, Глава VII

«Наташа мало-помалу начинала приходить в давно не испытанное ею состояние опьянения. Она не помнила, что она и где она и что перед ней делается. Она смотрела и думала, и самые странные мысли неожиданно, без связи, мелькали в ее голове. То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть ту арию, которую пела актриса, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка, то перегнуться к Элен и защекотать ее».

Источник: Том 2, часть 5, Глава IX

«…злобно кричала Наташа сдержанно-раздраженным и отчаянным голосом».

Источник: Том 2, часть 5, Глава XV
«Лицо Наташи опять выразило злобу.
— И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя.
— Наташа! — испуганно взывала Соня.
— Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда!»
Источник: Том 2, часть 5, Глава XV

«— Он лучше всех вас, — вскрикнула Наташа, приподнимаясь. — Если бы вы не мешали… Ах, Боже мой, что это, что это! Соня, за что? Уйдите!.. — И она зарыдала с таким отчаянием, с каким оплакивают люди только такое горе, которого они чувствуют сами себя причиной».

Источник: Том 2, часть 5, Глава XVIII

Наташа — эгоцентрична. Она наполнена любовью к себе и искренним восхищением собой.

«Это удивительно, как я умна и как… она мила», — продолжала она, говоря про себя в третьем лице и воображая, что это говорит про нее какой-то очень умный, самый умный и самый хороший мужчина… “Все, все в ней есть, — продолжал этот мужчина, — умна необыкновенно, мила и, потом, хороша, необыкновенно хороша, ловка — плавает, верхом ездит отлично, а голос! Можно сказать удивительный голос!”».

Источник: Том 2, часть 3, Глава XIII

«Проходя мимо зеркала, она заглянула в него. «Вот она я! — как будто говорило выражение ее лица при виде себя. — Ну, и хорошо. И никого мне не нужно». Она возвратилась в это утро опять к своему любимому состоянию любви к себе и восхищения перед собою».

Источник: Том 2, часть 3, Глава XXIII

«Не может быть, чтоб они не полюбили меня, — думала она, — меня все всегда любили».

Источник: Том 2, часть 5, Глава VII

«…почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все-таки всеми любимой».

Источник: Том 4, часть 1, Глава VIII

Наташа, несмотря на дворянское воспитание, тонко чувствует простой русский народ, его самобытную культуру.

«…Митька играл на балалайке. Дядюшка любил слушать эту музыку.
— Как хорошо! Право, отлично, — сказал Николай с некоторым невольным пренебрежением, как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки.
— Как отлично? — с упреком сказала Наташа, чувствуя тон, которым сказал это брат. — Не отлично, а это прелесть что такое!»
Источник: Том 2, часть 4, Глава VII
«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».
Источник: Том 2, часть 4, Глава VII

Наташа — страстная натура, которая целиком и полностью отдается собственным эмоциям. Она не любит полумеры и живёт в полную силу.

«— Ах! как я боюсь за нее, как я боюсь, — сказала графиня, не помня, с кем она говорит. Ее материнское чутье говорило ей, что чего-то слишком много в Наташе и что от этого она не будет счастлива».

Источник: Том 2, часть 4, Глава X

«…она не могла и не умела делать что-нибудь не от всей души, не изо всех своих сил».

Источник: Том 3, часть 3, Глава XIII

«Наташа, с свойственной ей во всем страстностью, вдруг тоже принялась за дело».

Источник: Том 3, часть 3, Глава XIV

Наталья — самовлюблённая, тщеславная девушка, и потому ей доставляет такое удовольствие внимание красавца и ловеласа Анатоля Курагина.

«Курагин весь этот антракт стоял с Долоховым впереди у рампы, глядя на ложу Ростовых. Наташа знала, что он говорил про нее, и это доставляло ей удовольствие. Она даже повернулась так, чтоб ему виден был ее профиль, по ее понятиям, в самом выгодном положении».

Источник: Том 2, часть 5, Глава IX

«Ей приятно было видеть, что он так пленен ею, и не приходило в голову, чтобы в этом было что-нибудь дурное».

Источник: Том 2, часть 5, Глава IX

«Наташа несомненно знала, что он восхищается ею. Ей было это приятно, но почему-то ей тесно, жарко и тяжело становилось от его присутствия. Когда она смотрела на него, она чувствовала, что он смотрел на ее плечи, и она невольно перехватывала его взгляд, чтоб он уж лучше смотрел на ее глаза».

Источник: Том 2, часть 5, Глава X

Будучи легкомысленной, страстной натурой, Наташа с легкостью увлекается Анатолем Курагиным, забывая о своей помолвке с князем Андреем.

«…глядя ему в глаза, она со страхом чувствовала, что между им и ею совсем нет той преграды стыдливости, которую всегда она чувствовала между собой и другими мужчинами. Она, сама не зная как, через пять минут чувствовала себя страшно близкой к этому человеку. Когда она отворачивалась, она боялась, как бы он сзади не взял ее за голую руку, не поцеловал бы ее в шею. Они говорили о самых простых вещах, а она чувствовала, что они близки, как она никогда не была с мужчиной».

Источник: Том 2, часть 5, Глава X

«…все прежние мысли ее о женихе, о княжне Марье, о деревенской жизни ни разу не пришли ей в голову, как будто все то было давно, давно прошедшее».

Источник: Том 2, часть 5, Глава X

Наташа терзается сомнениями, кого она любит по-настоящему — Андрея или Анатоля, и понимает, что её интрижка с Курагиным навсегда запятнала чувство к князю Болконскому.

«…вдруг вспомнив о князе Андрее, она ужаснулась и при всех, за чаем, за который все сели после театра, громко ахнула и, раскрасневшись, выбежала из комнаты. «Боже мой! Я погибла! — сказала она себе. — Как я могла допустить до этого?» — думала она».

Источник: Том 2, часть 5, Глава X

«”Погибла ли я для любви князя Андрея, или нет?” — спрашивала она себя».

Источник: Том 2, часть 5, Глава X

«Наташа успокоивалась на мгновенье, но потом опять какой-то инстинкт говорил ей, что хотя все это и правда и хотя ничего не было, — инстинкт говорил ей, что вся прежняя чистота любви ее к князю Андрею погибла».

Источник: Том 2, часть 5, Глава X

«…ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила: Анатоля или князя Андрея? Князя Андрея она любила — она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было несомненно».

Источник: Том 2, часть 5, Глава XIII

Наташа по неопытности принимает страсть к Анатолю за глубокое настоящее чувство.

«Мне, кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Да и не любила никого так, как его… Мне говорили, что это бывает, и ты, верно, слышала, но я теперь только испытала эту любовь. Это не то, что прежде. Как только я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, а я раба его и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю».

Источник: Том 2, часть 5, Глава XV

«— Я тебе говорила, — отвечала Наташа, — что у меня нет воли, как ты не понимаешь этого: я его люблю!»

Источник: Том 2, часть 5, Глава XV

Наташа, находясь во власти чувств и эмоций, не думает, что опозорит свою семью, тайком убежав с возлюбленным.

«Она убежит с ним! — думала Соня. — Она на все способна».

Источник: Том 2, часть 5, Глава XV

«Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! — этого Пьер не мог понять и не мог себе представить… Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости».

Источник: Том 2, часть 5, Глава XIX

Известие о том, что Анатоль женат, становится страшным ударом для Наташи. Она с ужасом понимает, насколько низко она пала.

«…душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения…»

Источник: Том 2, часть 5, Глава XiX

«она в ту же ночь, как ей было объявлено, что Анатоль женат, отравилась мышьяком, который она тихонько достала. Проглотив его немного, она так испугалась, что разбудила Соню и объявила ей то, что она сделала. Вовремя были приняты нужные меры против яда, и теперь она была вне опасности».

Источник: Том 2, часть 5, Глава XXI

«Наташа, исхудавшая, с бледным и строгим лицом (совсем не пристыженная, какою ее ожидал Пьер), стояла посередине гостиной».

Источник: Том 2, часть 5, Глава XXII

После попытки отравления Наташа наконец осознаёт, какое сильное горе она доставила князю Андрею своим легкомысленным поступком. Её мучит раскаяние, и она считает, что её жизнь кончена.

«Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все…»

Источник: Том 2, часть 5, Глава XXII
«— Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, — сказал он ей.
— Для меня? Нет! Для меня все пропало, — сказала она со стыдом и самоунижением».
Источник: Том 2, часть 5, Глава XXII

«Как вы думаете, — сказала она быстро, видимо, торопясь говорить, потому что она боялась за свои силы, — простит он меня когда-нибудь? Не будет он иметь против меня злого чувства? Как вы думаете? Как вы думаете?»

Источник: Том 3, часть 1, Глава XX

После пережитого сильнейшего стресса Наташа заболевает. Она начинает понимать, что совершила страшную ошибку, способную поставить крест на её молодости, на всей её жизни.

«Признаки болезни Наташи состояли в том, что она мало ела, мало спала, кашляла и никогда не оживлялась… горе Наташи начало покрываться слоем впечатлений прожитой жизни, оно перестало такой мучительной болью лежать ей на сердце, начинало становиться прошедшим, и Наташа стала физически оправляться».

Источник: Том 3, часть 1, Глава XVI

«Наташа была спокойнее, но не веселее. Она не только избегала всех внешних условий радости: балов, катанья, концертов, театра; но она ни разу не смеялась так, чтобы из-за смеха ее не слышны были слезы. Она не могла петь».

Источник: Том 3, часть 1, Глава XVII

«…слезы душили ее: слезы раскаяния, слезы воспоминаний о том, невозвратном, чистом времени; слезы досады, что так, задаром, погубила она свою молодую жизнь, которая могла бы быть так счастлива. Смех и пение особенно казались ей кощунством над ее горем…Внутренний страж твердо воспрещал ей всякую радость».

Источник: Том 3, часть 1, Глава XVII

Справиться с депрессией Наташе помогает вера в Бога. С характерной для неё страстью Наташа принимается молиться, говеть, регулярно посещать церковь. Вера помогает ей примириться с собой.

«Она предложила Наташе говеть, и Наташа с радостью ухватилась за эту мысль. Несмотря на запрещение доктора выходить рано утром, Наташа настояла на том, чтобы говеть, и говеть не так, как говели обыкновенно в доме Ростовых, то есть отслушать на дому три службы, а чтобы говеть так, как говела Аграфена Ивановна, то есть всю неделю, не пропуская ни одной вечерни, обедни или заутрени».

Источник: Том 3, часть 1, Глава XVII

«Молитвы, которым она больше всего отдавалась, были молитвы раскаяния. Возвращаясь домой в ранний час утра, когда встречались только каменщики, шедшие на работу, дворники, выметавшие улицу, и в домах еще все спали, Наташа испытывала новое для нее чувство возможности исправления себя от своих пороков и возможности новой, чистой жизни и счастия».

Источник: Том 3, часть 1, Глава XVII

Наташа, не способная долго страдать, вновь возвращается к прежней беззаботной жизни. Признание Пьера Безухова в чувствах даёт Наташе уверенность в своей неотразимости, дает пищу её тщеславию.

«Натали опять похорошела и повеселела. Она пела один романс. Как все легко проходит у некоторых людей!».

Источник: Том 3, часть 2, Глава XVII

«Наташа же была весела потому, что она слишком долго была грустна, и теперь ничто не напоминало ей причину ее грусти, и она была здорова. Еще она была весела потому, что был человек, который ею восхищался (восхищение других была та мазь колес, которая была необходима для того, чтоб ее машина совершенно свободно двигалась), и Петя восхищался ею».

Источник: Том 3, часть 3, Глава XII

Наташа — милосердный человек. При эвакуации из Москвы она упрашивает родителей освободить повозки от вещей для раненых, чтобы вывезти пострадавших бойцов в безопасное место.

«Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам-то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..»

Источник: Том 3, часть 3, Глава XVI

Известие о смертельно раненном Андрее вводит эмоциональную Наташу в состояние ступора.

«— Maman, — сказала Соня, — князь Андрей здесь, раненый, при смерти. Он едет с нами.
Графиня испуганно открыла глаза и, схватив за руку Соню, оглянулась.
— Наташа? — проговорила она.
И для Сони и для графини известие это имело в первую минуту только одно значение. Они знали свою Наташу, и ужас о том, что будет с нею при этом известии…»
Источник: Том 3, часть 3, Глава XVII

«Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что-то она задумала, что-то она решала или уже решила в своем уме…»

Источник: Том 3, часть 3, Глава XXXI

На почве сильной любви к князю Андрею Наташе удалось не только сблизиться с его сестрой Марьей, но и стать её близкой подругой.

«Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его».

Источник: Том 4, часть 1, Глава VIII

«С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другая была беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга».

Источник: Том 4, часть 4, Глава III

Смерть Андрея Болконского становится очередным испытанием для Наташи. Однако она вскоре восстанавливается благодаря любви Пьера Безухова.

«Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри».

Источник: Том 4, часть 4, Глава III

«Перемена, происшедшая в Наташе, сначала удивила княжну Марью; но когда она поняла ее значение, то перемена эта огорчила ее. «Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его», — думала княжна Марья, когда она одна обдумывала происшедшую перемену. Но когда она была с Наташей, то не сердилась на нее и не упрекала ее. Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была, очевидно, так неудержима, так неожиданна для нее самой…»

Источник: Том 4, часть 4, Глава XX

«”Но что же делать! она не может иначе”, — подумала княжна Марья».

Источник: Том 4, часть 4, Глава XX

В браке с Пьером Наташа перестает быть той оживлённой, одухотворенной, романтичной девушкой, которой она была ранее. На первом месте у неё семья, дети.

«Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка. Очень редко зажигался в ней теперь прежний огонь. Это бывало только тогда, когда, как теперь, возвращался муж, когда выздоравливал ребенок или когда она с графиней Марьей вспоминала о князе Андрее».

Источник: Эпилог, часть 1, Глава X

Наташа редко бывает в обществе, поскольку всё время занята семьёй, детьми, и былые светские радости её мало интересуют.

«В обществе молодую графиню Безухову видели мало, и те, которые видели, остались ею недовольны. Она не была ни мила, ни любезна. Наташа не то что любила уединение (она не знала, любила ли она или нет; ей даже казалось, что нет), но она, нося, рожая, кормя детей и принимая участие в каждой минуте жизни мужа, не могла удовлетворить этим потребностям иначе, как отказавшись от света. Все, знавшие Наташу до замужества, удивлялись происшедшей в ней перемене, как чему-то необыкновенному. Одна старая графиня, материнским чутьем понявшая, что все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа, как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном. Мать удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерной женой и матерью».

Источник: Эпилог, часть 1, Глава X

«Наташа не любила общества вообще, но она тем более дорожила обществом родных — графини Марьи, брата, матери и Сони. Она дорожила обществом тех людей, к которым она, растрепанная, в халате, могла выйти большими шагами из детской с радостным лицом и показать пеленку с желтым вместо зеленого пятна, и выслушать утешения о том, что теперь ребенку гораздо лучше».

Источник: Эпилог, часть 1, Глава X

Наташа забывает даже о самом любимом своём увлечении и в браке перестаёт петь.

«…очень редко, когда что-нибудь случайно вовлекало ее в пение, которое она совершенно оставила после замужества… Наташа, напротив, бросила сразу все свои очарованья, из которых у ней было одно необычайно сильное — пение».

Источник: Эпилог, часть 1, Глава X

Наташа перестаёт следить за своим внешним видом, манерами, поведением, полагая, что любимый и любящий супруг принимает её такой, какая она есть на самом деле. Помимо неряшливости, Наташа становится очень скупой и ревнивой.

«Она, то что называют, опустилась. Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете, ни о том, чтобы не стеснять мужа своей требовательностью… Она чувствовала, что те очарования, которые инстинкт ее научал употреблять прежде, теперь только были бы смешны в глазах ее мужа, которому она с первой минуты отдалась вся — то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него. Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекали его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с ее телом».

Источник: Эпилог, часть 1, Глава X

«Наташа до такой степени опустилась, что ее костюмы, ее прическа, ее невпопад сказанные слова, ее ревность — она ревновала к Соне, к гувернантке, ко всякой красивой и некрасивой женщине — были обычным предметом шуток всех ее близких».

Источник: Эпилог, часть 1, Глава X

«Ко всем своим недостаткам, по мнению большинства: неряшливости, опущенности, или качествам, по мнению Пьера, Наташа присоединяла еще и скупость».

Источник: Эпилог, часть 1, Глава XII

Будучи страстной натурой, не способной на полумеры, Наташа с головой погружается в семью, семейный быт, забывая о другой стороне жизни.

«— Она только до крайности доводит свою любовь к мужу и детям, — говорила графиня, — так что это даже глупо».

Источник: Эпилог, часть 1, Глава X
«Главная же причина, по которой она не занималась ни пением, ни туалетом, ни обдумыванием своих слов, состояла в том, что ей было совершенно некогда заниматься этим.
Известно, что человек имеет способность погрузиться весь в один предмет, какой бы он ни казался ничтожный. И известно, что нет такого ничтожного предмета, который бы при сосредоточенном внимании, обращенном на него, не разросся до бесконечности.
Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, — была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать».
Источник: Эпилог, часть 1, Глава X

В браке Наташа поставила себя так, что стала настоящей рабой супруга, чьи желания она стремилась исполнить как можно лучше и быстрее.

«Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа; и весь дом ходил на цыпочках, когда Пьер занимался — читал или писал в своем кабинете. Стоило Пьеру показать какое-нибудь пристрастие, чтобы то, что он любил, постоянно исполнялось. Стоило ему выразить желание, чтобы Наташа вскакивала и бежала исполнять его».

Источник: Эпилог, часть 1, Глава X

Наташа очень счастлива в браке с Пьером, в котором видит родственную душу.

«Наташа, оставшись с мужем одна, тоже разговаривала так, как только разговаривает жена с мужем, то есть с необыкновенной ясностью и быстротой познавая и сообщая мысли друг друга, путем противным всем правилам логики, без посредства суждений, умозаключений и выводов, а совершенно особенным способом…
С того самого времени, как они остались одни и Наташа с широко раскрытыми, счастливыми глазами подошла к нему тихо и вдруг, быстро схватив его за голову, прижала ее к своей груди и сказала: “Теперь весь, весь мой, мой! Не уйдешь!”».
Источник: Эпилог, часть 1, Глава XVI

Воспитание

Наташа, будучи младшей дочерью в семье, воспитывалась без былой родительской строгости. Она избалована любящими родителями.

«Ты ее все балуешь, Elie, — прибавила она мужу».

Источник: Том 1, часть 1, Глава VIII

«Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и все мне расскажет. Может быть, я балую ее, но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго».

Источник: Том 1, часть 1, Глава IX

Наташа получила традиционное для дворянских дочерей воспитание и образование: ею занималась гувернантка-француженка, переехавшая в Россию.

«…в шелку и в бархате воспитанную графиню…»

Источник: Том 2, часть 4, Глава VII

«…эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой…»

Источник: Том 2, часть 4, Глава VII

Родители не жалеют денег на то, чтобы развивать Наташин талант.

«И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить».

Источник: Том 1, часть 1, Глава IX

Наташа, одарённая музыкально, в юности училась игре на арфе.

«Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне».

Источник: Том 2, часть 4, Глава VII

Несмотря на приличное воспитание, Наташа зачастую делает ошибки в разговорной и письменной речи.

«…даже ошибками во французском языке».

Источник: Том 2, часть 3, Глава XVII

«Она писала ему классически-однообразные, сухие письма, которым сама не приписывала никакого значения и в которых, по брульонам, графиня поправляла ей орфографические ошибки».

Источник: Том 2, часть 4, Глава XIII

Характеристика Наташи Ростовой другими героями

Андрей Болконский

Наташа Ростова, по мнению князя Андрея, была редким типом женщин в столичном светском обществе: искренней, открытой, наивной.

«Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке».

Источник: Том 2, часть 3, Глава XVII

«Но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж… Это здесь редкость».

Источник: Том 2, часть 3, Глава XVII

«Ростова очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, непетербургское, отличающее ее».

Источник: Том 2, часть 3, Глава II

Андрей Болконский высоко ценит богатый внутренний мир Наташи, её чистую, открытую миру душу.

«”Я понимал ее, — думал князь Андрей. — Не только понимал, но эту-то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную, эту-то душу ее, которую как будто связывало тело, эту-то душу я и любил в ней… так сильно, так счастливо любил…” И вдруг он вспомнил о том, чем кончилась его любовь».

Источник: Том 3, часть 2, Глава XXV

Подробная характеристика Андрея Болконского.

Пьер Безухов

Пьер Безухов с самого начала считает Наташу особенной девушкой.

«Я? Я? Что я говорил вам, — вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. — Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка…»

Источник: Том 2, часть 3, Глава XXII

Безухов, считавший Наташу чуткой, тонкой девушкой, поражён её подлым поступком по отношению к князю Андрею.

«Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! — этого Пьер не мог понять и не мог себе представить… Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости».

Источник: Том 2, часть 5, Глава XIX

Наташу трудно назвать умной, но в ней есть важное женское качество — умение слушать мужчину, находить и акцентировать внимание только на лучших его качествах.

«Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, — не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят…; а то наслажденье, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасывания в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание; она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагиванья мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера».

Источник: Том 4, часть 4, Глава XVII

Подробная характеристика Пьера Безухова.

Николай Ростов

Николай, хорошо знавший характер своей сестры, считает её брак с Андреем Болконским большой ошибкой — уж слишком разными по темпераменту и взглядам на жизнь они были.

«Брат часто удивлялся, глядя на нее. Совсем не было похоже, чтоб она была влюбленная невеста в разлуке с своим женихом. Она была ровна, спокойна, весела совершенно по-прежнему. Николая это удивляло и даже заставляло недоверчиво смотреть на сватовство Болконского. Он не верил в то, что ее судьба уже решена, тем более что он не видал с нею князя Андрея. Ему все казалось, что что-нибудь не то в этом предполагаемом браке».

Источник: Том 2, часть 4, Глава I

Николай не только по-братски любит Наташу, но и считает её своим верным другом, который как никто другой понимает его.

«Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет. Зачем ей выходить замуж? Всё бы с ней ездили!»

Источник: Том 2, часть 4, Глава VII

Подробная характеристика Николая Ростова.

Графиня Ростова

Графиня признает, что воспитывала Наташу без лишней строгости и она выросла балованным ребенком.

«Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и все мне расскажет. Может быть, я балую ее, но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго».

Источник: Том 1, часть 1, Глава IX

Графиня, зная легкомысленную, чувствительную натуру своей дочери, не одобряет её брак с высокомерным, холодным, сдержанным князем Андреем и очень боится его.

«Она думала и о Наташе, и о своей молодости, и о том, как что-то неестественное и страшное есть в этом предстоящем браке Наташи с князем Андреем».

Источник: Том 2, часть 4, Глава X

Графиня Ростова чувствует, что её дочь отличается от обычных людей (повышенная эмоциональность, чуткость), и эта её особенность может принести ей немало горя в жизни.

«— Ах! как я боюсь за нее, как я боюсь, — сказала графиня, не помня, с кем она говорит. Ее материнское чутье говорило ей, что чего-то слишком много в Наташе и что от этого она не будет счастлива».

Источник: Том 2, часть 4, Глава X

Граф Ростов

Граф гордится талантами своей дочери: её великолепным голосом и умением ловко держаться в седле.

«И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая».

Источник: Том 1, часть 1, Глава IX
«— А ты удивляешься, Семен, как она ездит… а? — сказал граф. — Хоть бы мужчине впору!
— Как не дивиться? Смело, ловко!»
Источник: Том 2, часть 4, Глава IV

Марья Болконская

Поначалу Марья Болконская считает Наташу ветреной, пустой кокеткой.

«Наташа с первого взгляда не понравилась княжне Марье. Она ей показалась слишком нарядной, легкомысленно-веселой и тщеславной. Княжна Марья не знала, что прежде чем она увидала свою будущую невестку, она уже была дурно расположена к ней по невольной зависти к ее красоте, молодости и счастию и по ревности к любви своего брата».

Источник: Том 2, часть 5, Глава VII

Лишь во время тяжелого ранения князя Андрей Марье удаётся разглядеть в Наташе искренность, доброту, умение любить.

«…не успела княжна взглянуть на лицо этой Наташи, как она поняла, что это был ее искренний товарищ по горю, и потому ее друг».

Источник: Том 4, часть 1, Глава XIV

Будучи от природы очень чуткой натурой, княжна Марья понимает поверхностный, легкомысленный нрав Наташи, её неспособность долго горевать.

«Перемена, происшедшая в Наташе, сначала удивила княжну Марью; но когда она поняла ее значение, то перемена эта огорчила ее. «Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его», — думала княжна Марья, когда она одна обдумывала происшедшую перемену. Но когда она была с Наташей, то не сердилась на нее и не упрекала ее. Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была, очевидно, так неудержима, так неожиданна для нее самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать ее даже в душе своей».

Источник: Том 4, часть 4, Глава XX

«”Но что же делать! она не может иначе“, — подумала княжна Марья».

Источник: Том 4, часть 4, Глава XX

Подробная характеристика Марьи Болконской.

Соня

Соня считает Наташу милой, обаятельной девушкой, способной нравиться всем без исключения.

«Соня, слушая, думала о том, какая громадная разница была между ей и ее другом и как невозможно было ей хоть насколько-нибудь быть столь обворожительной, как ее кузина».

Источник: Том 2, часть 4, Глава X

«…почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все-таки всеми любимой».

Источник: Том 4, часть 1, Глава VIII

Соня презрительно относится к Наташе, когда узнает о её интрижке с Анатолем Курагиным.

«— Нет, я не могу этому верить, — повторила Соня. — Я не понимаю. Как же ты год целый любила одного человека и вдруг… Ведь ты только три раза видела его. Наташа, я тебе не верю, ты шутишь. В три дня забыть все и так…»

Источник: Том 2, часть 5, Глава XV

Соня знает, что Наташа обладает решительным, смелым, отчаянным характером.

«Она убежит с ним! — думала Соня. — Она на все способна».

Источник: Том 2, часть 5, Глава XV

Подробная характеристика Сони Ростовой.

Марья Дмитриевна Ахросимова

Марья Дмитриевна видит в юной Наташе яркий характер и уважает её за это.

«— Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу), — говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. — Знаю, что зелье девка, а люблю».

Источник: Том 1, часть 1, Глава XV

Марья Дмитриевна разочаровывается в Наташе, когда узнаёт, как низко она пала, решившись на побег с Анатолем, и считает её бесстыдной девкой.

«Марья Дмитриевна с запиской в руке вошла к Наташе.
— Мерзавка, бесстыдница, — сказала она ей».
Источник: Том 2, часть 5, Глава XVIII

«…ты себя осрамила, как девка самая последняя».

Источник: Том 2, часть 5, Глава XVIII

Денисов

Денисов отмечает красоту и грацию Наташи.

«— Как она мила, кг’асавица будет, — сказал Денисов.
— Кто?
— Г’афиня Наташа, — отвечал Денисов.
— И как она танцует, какая г’ация! — помолчав немного, опять сказал он.
— Да про кого ты говоришь?
— Пг’о сестг’у пг’о твою, — сердито крикнул Денисов».
Источник: Том 2, часть 1, Глава XII

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Наташи Ростовой вместе!

Биография

Наталья Ильинична Ростова — молодая дворянка, младшая дочь в семье Ростовых. Воспитывалась вместе со старшей сестрой Верой, братьями Николаем и Петей и троюродной сестрой Соней.

На момент повествования Наташе исполнилось 13 лет, и уже в этом юном возрасте был замечен её дар — способность красиво и очень душевно петь. Будучи живой, эмоциональной девочкой, она влюбилась в своего товарища по детским играм, Бориса Друбецкого, но этот роман продлился совсем недолго.

Повзрослев, Наташа стала появляться в свете. На своем первом балу она была замечена князем Андреем Болконским, который страстно влюбился в неё. Против их брака выступал отец Андрея, старый князь Николай Болконский, предложивший сыну отложить свадьбу на год и некоторое время провести за границей. Князь Андрей был вынужден покориться строгому отцу.

В это время Наташа, страдавшая в одиночестве, стала жертвой опытного ловеласа Анатоля Курагина. Охваченная страстью к Анатолю, она разорвала помолвку с Андреем и даже согласилась на тайный побег с Курагиным. Благодаря наблюдательной Соне этот план был провален.

Большим ударом для Наташи стало известие о том, что Анатоль женат, и её побег с ним означал бы лишь одно — бесчестье и страшный позор для всей семьи. Она даже решилась на самоубийство, но её вовремя спасли. Наташа впала в сильнейшую депрессию, но со временем вновь вернулась к привычной жизни.

Между тем война с Наполеоном вынудила Ростовых покинуть свой дом в Москве и отправиться в поместье. Там, среди пострадавших в боях солдат, Наташа нашла смертельно раненного князя Андрея. Пытаясь искупить свою вину, она самоотверженно ухаживает за бывшим возлюбленным, но в Болконский скончался от полученных ран.

Оправившись от горя, Наташа ответила взаимностью на любовь Пьера Безухова, который к тому времени овдовел. В 1813 году они обвенчались, став в скором времени родителями четверых детей. В этом браке Наташа обрела истинное счастье.

Образ Наташи Ростовой

В романе «Война и мир» Наташа Ростова является одним из наиболее ярких, сложных и противоречивых женских персонажей. На протяжении всего произведения она не перестает развиваться, духовно расти, взрослея, лучше понимая жизнь и себя.

В самом начале романа Наташа предстает весёлой, легкомысленной, эмоциональной девочкой, далёкой от светских условностей. Воспитанная в заботе и любви, она сама готова отдавать миру любовь, которая буквально переполняет её.

В подростковом возрасте Наташа часто влюбляется, но всё это детские влюблённости, обязательные этапы её взросления. Серьёзное чувство настигает героиню в возрасте 16 лет. Её избранником становится князь Андрей Болконский, который сразу смог разглядеть в Наташе неогранённый бриллиант. Своей искренностью, непосредственностью и живой душой она резко выделяется на фоне чопорных светских дам.

Автор даёт точное определение личности Наташи Ростовой: «Сущность её жизни — любовь». И именно эта потребность в любви толкает Наташу в объятия известного ловеласа Анатоля Курагина, в то время как князь Болконский находился за границей. Лишь спустя время она осознаёт, на какой подлый и низкий поступок её толкнула неконтролируемая страсть. Выход из тяжелейшей депрессии Ростова находит благодаря религии, позволившей ей вновь обрести себя.

Несмотря на эгоизм и самолюбие, Наташа способна жертвовать всем ради любимых людей. Только благодаря её самоотверженной заботе и бесконечной любви старая графиня Ростова не сходит с ума после известия о гибели Пети.

Наташа с удивительным терпением и стойкостью выхаживает смертельно больного Андрея. Его смерть становится переломным этапом в духовном развитии героини: на место взбалмошной, живой, непосредственной, капризной девушки-ребенка приходит молодая женщина — мудрая, сильная, спокойная, окончательно расставившая жизненные приоритеты по своим местам. В конце романа Наташа показана как жена и мать, полностью погружённая в заботы о своем семействе.

5 фактов о Наташе Ростовой

  • Образ Наташи Ростовой имеет сразу два прототипа: жена Л. Н. Толстого, Софья, и её родная сестра Татьяна Берс. По признанию самого автора, он соединил качества обеих женщин, чтобы создать образ главной героини романа: «Я взял Таню, перетолок ее с Соней, и вышла Наташа…» (П. И. Бирюков, “Л. Н. Толстой. Биография”, т. II, М. 1908, стр. 32).
  • Наташа Ростова является любимым женским образом Л. Н. Толстого, который считал её воплощением идеальной русской женщины.
  • Старый князь Николай Болконский был против брака Андрея и Наташи потому, что Ростовы, по его меркам, считались неподходящей родней: провинциальными, простоватыми, недостаточно образованными и богатыми людьми.
  • Наташа Ростова, несмотря на соответствующее воспитание и образование, плохо говорила по-французски и писала с ошибками. Автор показывает героиню не слишком умной, точнее она “не удостаивает быть умной” (Пьер о Наташе).
  • Став матерью, Наташа так погружается в материнство, что со свойственной ей смелостью и презрением к светским условностям сама кормит грудью своих детей. По тем временам грудное кормление считалось недопустимым для дворян, и детей вскармливали кормилицы.
Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных -

Краткое содержание «Война и мир»

для самых компанейских -

Главные герои «Война и мир»

Вывод

Наташа Ростова — одна из главных героинь романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Автор не скрывает своего отношения к этому персонажу: он с большой любовью описывает Наташу, восхищается её душевными качествами, которые она сохраняет, несмотря на тяжелые жизненные испытания.

Роль героини заключается в воздействии на нравственную жизнь других людей, она обновляет их и возрождает к жизни. Недаром с Наташей Ростовой так или иначе связаны почти все герои романа. Цитатная характеристика Наташи Ростовой позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко описать персонаж в докладе или написать сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

  1. /10
    Вопрос 1 из 10

    Сколько лет Наташе Ростовой в начале романа, в 1805 году?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!
закрыть