Сострадание и сочувствие (Юшка)

Как понять, когда следует сочувствовать? Кому нужно доброе отношение? Множество вопросов поднимает рассказ Платонова. Сострадание и сочувствие в «Юшке» раскрываются на примере обычных жителей небольшого города без названия.

Судьба персонажа

Художники, иллюстрирующие текст художественного произведения, показывают тщедушного старика в старой оборванной одежде. Чаще рисунки выполняются в карандаше, потому что сложно показать в красках образ Юшки. Вот если бы поставить цель нарисовать душу героя, тогда потребовались бы все цвета радуги. Сострадание вызывает чтение строк об унижении мужчины. Его мучают взрослые и дети. В городе нет человека, который бы попытался объяснить маленьким жителям неправильность их поступков. Но на том и строится равнодушие. Выбрать человека, слабея себя, и возвышаться над ним, потешаясь и глумясь. Судьба измученного чахоткой старика незавидна. Сочувствие в произведении «Юшка» скрыто за страницами долгих лет жестокости. С какой целью автор выбрал такое течение сюжета?

Понятнее было бы показать в рассказе, как люди помогают ему, поддерживают, отдают ненужные вещи, остатки пищи. В рассказе все по-иному. Никто не относится к Юшке по-доброму. Все безразличны или жестоки.

Персонаж имеет особый стиль поведения. Он не сопротивляется, позволяет унижать, терпит побои. Герой удивляет читателя. Он не просто терпит, Юшка еще и пытается оправдать отрицательное отношение к себе. Ефим говорит, что так люди проявляют любовь и внимание к нему. Хорошее отношение где-то глубоко, сердца еще слепы, но скоро они прозреют. Убеждение героя вызывает саркастическую улыбку. Ефим знает, что нужен в этом мире именно для открытия душ. Повиновение и безропотность раздражают еще больше, злость растет и выливается в страшную жестокость. Причин, по которым Юшку ненавидят, нет. Горожанам не нравится внешний вид, нищета, постоянство. Жители превращаются в стадо страшных животных без души и сострадания.

Сочувствие

Нужно ли обществу чувство сострадания? Важно ли в отношениях милосердие и терпение? Гораздо проще указывать на недостатки и учить методом «от противного». Детям говорили, что они будут такими, как Юшка, приводя как аргумент только внешнюю оболочку: босой, худые валенки, чай без сахара. Никто не задумывается, почему мужчина пьет только воду, куда девает деньги за работу, пусть и небольшие. Проявить милосердие не в их правилах. Они ежедневно строят день по действия Юшки, но в то же время пугают детей его судьбой. Такое противоречие ставит в тупик.

Нельзя утверждать, что нет в рассказе людей, способных на сочувствие. Один персонаж – девочка Даша, другой – столяр. Но даже в их словах звучит тема смерти. Юшка должен умереть, зачем так жить – это мнение Даши. Но и на это у Ефима есть свой аргумент. Каждый человек рожден не по своему желанию. Это решение родителей, оспаривать его дети не могут. Если они появляются в этом мире, то зачем-то. Юшка не считает себя изгоем или лишним в обществе людей. Мужчина радуется каждому дню, доволен тем, что имеет. Человека съедает болезнь, но нет в тексте и строчек о врачах. Доктор появляется только после смерти героя. Это приемная дочь Юшки. Она пример сочувствия к людям. Девочка без имени остается в городе, убившем человека, давшего ей возможность получить профессию. Сирота обрела места в жизни благодаря милосердию и вниманию Ефима Дмитриевича. Именно здесь и начинает раскрываться тема сострадания.

Рассказ помогает осознать значимость важных человеческих качеств. Эгоизм и жестокость сильнее доброты. Можно написать сочинение «Сострадание («Юшка»), изучив предложенную информацию, использовав ее для своих рассуждений и аргументаций.

Предметы