- /7Вопрос 1 из 7
Прочитайте текст и выполните все задания.
(1)... (2) Мир, который окружает человека, всегда включал природные явления, небо, звёзды. (3) Какое же место во всём этом занимает человек? (4) Ответы за всю историю существования наук менялись не раз. (5) Но какой бы новый ответ ни придумывали, он никогда не был окончательным. (6) … так и случилось, что подобные вопросы стали называть вечными. (По А.В. Вильвовской)
Какое из приведённых предложений должно быть первым в этом тексте?Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 56% ответили правильно56% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответуПервым в этом тексте должно быть предложение 3: "Одна из вечных проблем — место человека в мире." Оно является логическим началом для дальнейшего рассуждения о роли человека в природе и его отношения к окружающему миру. Предложение 2 вводит тему природных явлений, которая не совсем связана с основной темой текста, а предложения 1 и 4 являются некими фактическими утверждениями, не имеющими прямого отношения к теме текста.
- /7Вопрос 2 из 7
Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 67% ответили правильно67% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответуНа месте пропуска в шестом предложении должно быть слово "Видимо", так как оно логически продолжает мысль из предыдущего предложения о том, что ответы на вопросы о месте человека в мире менялись не раз, но никогда не были окончательными. Слово "Видимо" указывает на то, что далее будет дано объяснение или следствие этой логической связи.
- /7Вопрос 3 из 7
Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или в одной из частей предложения) текста?
Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы ответили лучше 67% участников33% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответуГрамматическая основа - это та часть предложения, которая содержит сказуемое и определяет его лицо, число и время. Во 2 предложении грамматическая основа - “который окружает”.
- /7Вопрос 4 из 7
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы ответили лучше 72% участников28% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответуПравильный ответ - “Философские вопросы о месте человека в мире относятся к разряду вечных”. Грамматическая основа в этом предложении - слово "относятся", которое является глаголом в настоящем времени и определяет смысл всего предложения. Остальные предложения либо упоминают отдельные аспекты, содержащиеся в тексте, либо дополняют их более конкретными деталями.
- /7Вопрос 5 из 7
Какое утверждение соответствует содержанию текста?
Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 56% ответили правильно56% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответуОтвет: “Так и не найден окончательный ответ на вопрос о месте человека в мире”. В тексте указано, что на протяжении всей истории науки ответы на вопрос о месте человека в мире менялись неоднократно и никогда не были окончательными. Таким образом, утверждение о том, что так и не найден окончательный ответ на этот вопрос, соответствует содержанию текста.
- /7Вопрос 6 из 7
Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью определительного и указательного местоимений, частицы и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы ответили лучше 89% участников11% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответуДля связи с предыдущим предложением второе предложение (2) использует определительное местоимение "который" для указания на предмет, о котором идет речь (мир). Также в предложении используется лексический повтор "природные явления" из предыдущего предложения, а также частица "же" для усиления связи с предыдущим контекстом.
- /7Вопрос 7 из 7
Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Нам нужны вечные ценности, классическое же искусство — это то, что существует в нашей художественной культуре вечно. (2) Истинная красота — вечна. (3) Ценности красоты в зодчестве, в музыке, в поэзии, в скульптуре — вечны. (4) Никто из людей истинной культуры не объявит отменённую красоту Парфенона, Венеры Милосской, «Мадонны» Рафаэля, «Троицы» Андрея Рублёва, поэзии Пушкина, драм Шекспира, музыкальных произведений Моцарта и Мусоргского. (5) И рядом с красотой вечна нравственность, заветы нравственности: не убий, не укради, чти отца и матерь свою, то есть традиции предков, не лги. (6) Связь красоты и нравственности несомненна, ибо истинная красота никогда не лжёт, она правдива по своей сущности — к какому бы стилю она ни принадлежала. (7) Истинная красота никого не «убивает» - у неё нет конкурентной борьбы. (8) Красота, какой бы она ни была, основана на вековых традициях, она чтит прародителей. (9) Вот почему красота — основа нравственности, воспитывает нравственность. (10) Поскольку классика — это то, что обнаруживает себя как вечная красота, она основа духовной оседлости. (11) Духовная же оседлость — это важнейшая черта нравственности. (12) Классика — важнейшая двигательная сила воспитания. (13) Она альтернативно противостоит массовой культуре, вульгарным её проявлениям. (14) Классическое искусство, классическая музыка, зодчество, литература, даже классическая наука — это такая культура, которая прошла испытание временем. (15) Испытание на истину, добро, красоту. (16) Всё, что нравственно — всё красиво. (17) Какой высшей красотой и нравственностью отмечена жизнь, отданная за свою страну, за своих детей. (18) Не обязательно за своих детей, за детей вообще. (19) Жизнь, отданная служению идее, доброму делу, она и нравственна и красива вместе с тем. (20) Ведь красота распространяется не только на зодчество и на картины, и на музыку. (21) Если человек бескорыстен в своём служении добру и красоте, он нравственен. (22) Недоброй классики нет, всякая классика учит добру.
(По Д.С. Лихачёву)
В тексте ниже, пропущены некоторые термины. Установите соответствие между пропусками обозначенными буквами и необходимыми терминами.
Д.С. Лихачёв — известный русский учёный-гуманитарий, историк, филолог, видный общественный деятель. Он много внимания уделял истории и культуре России, писал о важнейших духовных качествах человека, об экологии культуры, о вечных ценностях. Д.С. Лихачёв утверждает, используя такое средство выразительности, как (А)__________ (предложения 3, 4, 14), что классическое искусство вечно. Позицию автора помогает понять такое лексическое средство выразительности, как (Б)__________ (в предложениях 1, 2, 3), а также такое синтаксическое средство, как (В)__________ (предложения 14-15). Особую образность тексту придаёт такое средство выразительности, как (Г)__________ («духовная оседлость», «испытание временем»).
К каждой позиции в левом столбце, подставьте позицию в правом столбце.
МЕСТОПРОПУСКАТЕРМИН- А
- Б
- В
- Г
Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы ответили лучше 89% участников11% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответуВерный ответ: А - однородные члены предложения, Б - лексический повтор, В - композиционный стык, Г - метафора.
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
Тест на тему “Текст. Смысловая и композиционная цельность текста: Вариант 1” по русскому языку для учащихся 10 класса состоит из семи вопросов.
В вопросах необходимо прочитать текст и выполнить задания, связанные с его содержанием, структурой и грамматическими конструкциями. Среди заданий можно выделить определение грамматической основы, поиск предложения, передающего главную информацию, установление связи между предложениями и т.д. Далее есть задания, где необходимо восстановить соответствие между пропущенными терминами и буквами, обозначающими их.
В тесте общие темы, затронутые вопросами, включают в себя текст, его композиционную и смысловую цельность, грамматические конструкции и лексические единицы русского языка.