Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» Лермонтова

Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски» поражает прекрасным женским образом. Школьники изучают стихотворение в 5 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Из-под таинственной, холодной полумаски» по плану.

Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» Лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Из-под таинственной, холодной полумаски.

История создания – произведение было написано в 1841 году под впечатлением от встречи с Варварой Лопухиной на балу. Впервые было напечатано в журнале «Отечественные записки» за 1843 г.

Тема стихотворения – теплые чувства к таинственной красавице.

Композиция – Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: портрет женщины, созданный на основе увиденного, рассказ об образе красавицы, созданном в воображении лирического героя. Произведение состоит из четырех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«светили мне твои пленительные глазки», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей».

Эпитеты«таинственная, холодная полумаска», «голос отрадный», «пленительные глазки», «лукавые уста», «девственные ланиты», «старые друзья».

Сравнение«голос твой отрадный, как мечта».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было создано в 1841 г. До сих пор точно неизвестно, кому оно посвящено. Большинство исследователей считают, что портрет прекрасной женщины списан с Варвары Лопухиной. Именно в нее поэт был влюблен в этот период.

В 1841 г. Михаил Юрьевич прибыл в Петербург, чтобы подать в отставку. Ее молодой офицер не получил, зато появилась возможность провести в столице отпуск. Он оказался последним в жизни поэта. Свободные от службы дни М. Лермонтов провел в светском обществе. Он посещал балы и салоны, чтобы увидеться с Лопухиной. Женщина испытывала к поэту симпатию, но уже была замужем, поэтому не могла открыто проявлять свои чувства. Согласно этикету лермонтовской эпохи, замужняя женщина на светских мероприятиях могла разговаривать только со своим мужем. Вот почему героиня стихотворения молчит, а лирический герой лишь ловит ее взгляды.

Произведение увидело мир в журнале «Отечественные записки» в 1843 г.

Тема

В стихотворении раскрывается тема любви. Оно существенно отличается от ранних любовных произведений поэта. Если во времена любви к Е. Сушковой Михаил Юрьевич выражал свои чувства пылкими строками, то в анализируемом произведении любовь спокойная, умеренная.

В центре стихов два образа – лирический герой и незнакомка в маске. Мужчина вспоминает, как когда-то заслушался приятным голосом женщины. Лицо красавицы пряталось под маской, но даже она не могла скрыть красоту героини. Поклонник замечает пленительные глаза и «лукавые уста», «девственные ланиты» и белую шею. Настоящим счастливцем чувствует себя лирический герой, когда видит локон, выбившийся из прически. Эта художественная деталь создана в романтическом ключе.

Прекрасная женщина в маске стала для лирического героя эталоном красоты. Ее образ поселился в душе мужчины. Герой признается, что любит и ласкает этот образ. Нетрудно догадаться, что влюбленный герой не имеет возможности проявить свои чувства в жизни. В последнем катрене мужчина выражает надежду, что когда-то сможет еще раз встретиться с красавицей. Он знает, что надеяться на любовные отношения тщетно, поэтому говорит, что увидятся они «как старые друзья».

Композиция

Анализируемое стихотворение условно делится на две смысловые части: портрет женщины, воспроизведенный после встречи с красавицей, рассказ об образе, созданном в воображении лирического героя. Эти части равные по объему. Произведение состоит из четырех катренов.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как в нем поэт с восторгом описывает красивую женщину. В произведении также чувствуется нескрываемая грусть, вызванная пониманием невозможности развития отношений. Стихотворный размер – шестистопный ямб. В тексте использована перекрестная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа прекрасной женщины и передачи чувств лирического героя. Языковые средства в данном стихотворении отличаются изысканностью, свойственной светскому обществу и любовной литературе времен Лермонтова.

В каждую строфу поэт вплетает метафору: светили мне твои пленительные глазки», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей», «живые эти речи». Основный инструмент для создания портрета красавицы – эпитеты: «таинственная, холодная полумаска», «голос отрадный», «пленительные глазки», «лукавые уста», «девственные ланиты», «старые друзья». Сравнение в тексте одно: «голос твой отрадный, как мечта».

Тест по стихотворению

Предметы