Анализ стихотворения «Разлука» Пушкина

Горесть расставания знакома каждому человеку. Особенно она сильна, если приходится надолго прощаться с самыми близкими и дорогими сердцу людьми. Одним из ярких поэтических работ на эту тему является стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Разлука». Предлагаем краткий анализ «Разлука» по плану, который поможет при подготовке к уроку по литературе в 8 классе.

Анализ стихотворения «Разлука» Пушкина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Разлука.

История создания – Стих написан в 1817 году и посвящен близкому другу поэта – Кюхельбекеру.

Тема стихотворения – Дружба.

Композиция – Произведение состоит из трех условных частей. В первой части поэт грустит по поводу предстоящей разлуки с лучшим другом, во второй части – от чистого сердца желает ему всех благ, а в третьей части заверяет друга в своей верности и преданности.

Жанр – Дружеское послание.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с чередованием перекрестных и охватных рифм.

Метафоры – «в сени уединенья», «в огне ли смертной битвы».

Эпитеты – «последние», «верный», «милый», «счастливый», «родимого».

Олицетворения – «внимает наш пенат», «прошли лета соединенья», «и дни твои полетом сновиденья да пролетят в счастливой тишине».

История создания

Стихотворение было написано в 1817 году, в период, когда обучение юного Пушкина в лицее в Царском Селе подходило к концу. Во время пребывания в стенах учебного заведения Александр завел службу со многими интересными талантливыми личностями.

Он очень высоко ставил дружбу и искренние отношения между людьми, но наибольшую душевную привязанность испытывал к Вильгельму Кюхельбекеру. Именно к Кюхле, как ласково называли молодого человека друзья-лицеисты, и было обращено стихотворение Пушкина «Разлука».

Изначально произведение носило другое название – «К Кюхельбекеру», но спустя время поэт переименовал его.

Тема

Центральная тема произведения – дружба, которая всегда имела очень высокое значение в жизни поэта. Царскосельский лицей сыграл огромную роль в формировании личности Пушкина, поскольку в нем царил культ поэзии, вольномыслия и одновременно дружбы. Дружеские связи, которые зародились в стенах лицея, его выпускники смогли сохранить в течение всей жизни.

Для поэта дружба – это не просто приятное времяпровождение с единомышленниками, но «святое братство», нерушимый союз. Истинные друзья – это духовно связанные между собой люди, объединенные общими стремлениями, взглядами, идеалами.

Именно поэтому автор с такой горечью пишет о предстоящем расставании, понимая, что судьба вряд ли подарит встречу со столь близкими по духу людьми.

Композиция

Произведение можно условно разделить на три части. В первой части лирический герой, которым, несомненно, является сам Пушкин, выражает свое сожаление по поводу предстоящей разлуки с милым сердцу другом. Он с ностальгией вспоминает время, проведенное вместе с ним – и это были лучшие дни в его жизни, память о которых он надолго сохранит в душе.

Во второй части лирический герой от чистого сердца желает своему товарищу познать любовь, счастье, свободу, возможность беспрепятственно творить.

В финальной части герой заверяет друга в нерушимости своих клятв и верности «святому братству». Он не желает этого расставания, но вынужден покориться судьбе.

Жанр

Произведение написано в жанре дружеского послания, столь любимым Пушкиным в начале его творческого пути.

Четырехстопный ямб с чередованием перекрестных и охватных рифм.

Средства выразительности

Для выражения глубины своих чувств и переживаний поэт использует разнообразные средства художественной выразительности. Среди них метафоры в сени уединенья», «в огне ли смертной битвы»), эпитеты последние», «верный», «милый», «счастливый», «родимого»), олицетворения внимает наш пенат», «прошли лета соединенья», «и дни твои полетом сновиденья да пролетят в счастливой тишине»).

Тест по стихотворению

Предметы