Анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» Пушкина

Стихотворение А.С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда» – одно из произведений, написанное поэтом во время его южной ссылки. До сих пор оно остается загадкой для исследователей. Вам предлагается краткий анализ «Редеет облаков летучая гряда» по плану. Данный разбор можно использовать при изучении стихотворения на уроке литературы в 10 классе.

Анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» Пушкина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Редеет облаков летучая гряда.

История создания – стихотворение написано в 1820 году во время южной ссылки А. С. Пушкина, когда он, пребывая на Крымском полуострове познакомился с семьей Раевских.

Тема – таинственная природа горной страны, которая до сих пор хранит черты античной культуры, возбуждает воображение лирического героя, который представляет себе страну, «где все для сердца мило, где стройны тополы в долинах вознеслись…».

Композиция – состоит из двух условно выделяемых частей: описание природы и мечтаний лирического героя.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – стихотворение состоит из четырех строф, написанных ямбом (двусложный размер с ударением на второй слог), используются разные виды рифмы – точная и неточная, мужская и женская, способ рифмовки – парный ААВВ (рифмуются первая и вторая, третья и четвертая строки).

Метафоры «редеет облаков летучая гряда», «задумчивую лень», «увядшие равнины», «дремлющий залив».

Эпитеты «черных скал», «стройны тополы», «нежный мирт», «полуденные волны».

Олицетворение «…слабый свет…думы разбудил», «…дремлет нежный мир», «…сладостно шумят…волны», «…на хижины сходила ночи тень».

История создания

В 1820 году А. С. Пушкин находился с ссылке, которая исследователями названа южной. Поэт посещает Крымский полуостров, знакомится с красотой местной природы. Его впечатления от посещения Гурзуфа выразились в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда». В нем он говорит о «юной деве». Кого Пушкин имел ввиду, для ученых – до сих пор загадка. Возможно лишь сделать предположения: это могла быть Екатерина Раевская, с семьей которой поэту пришлось здесь повстречаться.

Лирический герой обращается к звезде в начале произведения: «Звезда печальная, вечерняя звезда, твой луч осеребрил увядшие равнины». И завершает также словами, обращенными к ней: «И дева юная во мгле тебя искала и именем своим подругам называла». Ночное светило – некий символ, который для романтического героя означает стремление достичь идеала.

Тема

Тема стихотворения сочетает красоты юга, «Где дремлет нежный мирт и темный кипарис, и сладостно шумят полуденные волны», и античной историей этих мест. Главный герой вдохновлен этой красотой, его воображение рисует ему красивые картины, но он не достигает полного единения с природой. Он – романтик, который ищет идеал, поэтому полного счастья не достигает. В стихотворении это непостижимое предстает как таинственный образ юной девушки: «И дева юная во мгле тебя искала». Таким образом, появляется тема любви, которая не описывается открыто, но делает намек, наталкивает читателя на мысль.

Композиция

Условно стихотворение можно разделить на несколько частей.

Начало – описание природы. Мы понимаем, что лирический герой видит перед собой: вечер, морской залив, темные горы. Он обращается к звезде, которая уже ярко светит на небе. «Звезда печальная, вечерняя звезда!» – обращается он к светилу.

Далее идет игра воображения героя, который представляет себе «мирную страну», описывая ее красоты. Заканчивается стих упоминанием о загадочной юной деве.

Жанр

Жанр стиха – лирический. Некоторые литературоведы относят это стихотворение к жанру романтической элегии. Стихотворение состоит из четырех строф по четыре строчки. Размер – ямб. Используется точная (равнины – вершины, светило – мило), неточная (вознеслись – кипарис, лень – тень), мужская (гряда – звезда) и женская (волны – полный) рифма, способ рифмовки – парный ААВВ.

Средства выразительности

Автор рисует картины природы, используя такие средства выразительности, как эпитеты: «черных скал», «стройны тополы», «нежный мирт», «полуденные волны». Кроме того, наблюдаются метафоры: «редеет облаков летучая гряда», «задумчивую лень», «увядшие равнины», «дремлющий залив», олицетворения: «…слабый свет…думы разбудил», «…дремлет нежный мир», «…сладостно шумят…волны», «…на хижины сходила ночи тень».

В своей совокупности художественные средства, включенные поэтом в строки стихотворения, позволяют создать, с одной стороны, красочный пейзаж южной природы, гор, воды, растений, а с другой, атмосферу античного мира и таинственность любовной лирики.

Тест по стихотворению

Предметы