Анализ поэмы «За далью даль» Твардовского

Анализ поэмы «За далью даль» Твардовского
4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 131.

Обновлено
4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 131.

Обновлено

Поэму А. Т. Твардовского “За далью – даль” изучают в 8 классе на уроках литературы. В центре произведения мотив дороги, написано оно под впечатлением от путешествия по Советскому Союзу. Поэтические строки Александра Трифоновича понятные, простые и вместе с тем богатые и разнообразные. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “За далью – даль” по плану.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 36 лет.

Краткий анализ

История создания – поэма создавалась на протяжении 1950-1960-х годов. В 1967 году была опубликована в полном варианте.

Тема – философские размышления о вечных ценностях, судьбе родной страны, воспоминания и путевые заметки, объединённые мотивом дороги.

Композиция – 15 глав с размытым сюжетом композиционно объединённых темой путешествия.

Жанр – лиро-эпическая поэма, благодаря своей масштабности считается лирико-философской эпопеей.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Метафоры“залит огнями”, “приют суждений”, “волна грозного жара”, “семь тысяч рек”, “единая семья”, “кузница державы”, “ветер века – он в наши дует паруса”.

Эпитеты“жестокий опыт”, “грозные испытания”, “немая, бесконечная тоска”, “горькая тревога”, “с терпеньем безнадежным”, “трудоднём пустопорожним”.

Олицетворения“батареи ревут”, “дорога бьёт, трясёт и лечит”, “жизнь меня не обделила, добром своим не обошла”.

История создания

Поэма была задумана автором задолго до её написания, с 1950 по 1960 год произведение создавалось, перерабатывалось, исправлялось, пока не обрело окончательный вид. Её самый полный, законченный вариант был опубликован в 1967 году. Твардовский из-за активной общественной и профессиональной деятельности долго не мог себе позволить совершить путешествие, о котором повествуется в поэме. Только после увольнения из редакции журнала “Новый мир” он совершил долгожданную поездку. Первоначально поэма была задумана как эпическое произведение, путевые заметки, философские очерки, личные воспоминания; много пластов в жанровом и содержательном смысле включает в себя поэма “За далью – даль”.

Тема

Тематика поэмы широка и многообразна: основной мотив дороги переплетается с описанием природы Сибири, Урала, Дальнего Востока, с философскими размышлениями о жизни, истории, с личными воспоминаниями. Писатель поднимает проблемы морального выбора, совести и справедливости, вечных ценностей, жизни и смерти; тема только что отзвучавшей победы, войны и её последствий также раскрыта в поэме. Много внимания уделено теме творчества, поэта и его предназначения, ценности этой профессии и её специфике.

Всё произведение проникнуто особой романтикой дороги, отношениями полузнакомых пассажиров, видами из окна поезда в разное время суток. Тематику поэмы ярко характеризуют названия глав “Огни Сибири”, “На Ангаре”, “Фронт и тыл”, “Друг детства”, “Литературный разговор”. В поэме нет одного героя, для неё характерна бессюжетность и разноплановая проблематика, хотя лирический герой, соотносимый с личностью автора, присутствует. Основная мысль произведения – жить нужно в ладу с совестью, уважая историю своей страны, без этого не быть счастливому будущему.

Композиция

Поэма состоит из 15 глав, связанных тематически и структурно. Каждая глава – отдельный островок, “остановка” в путешествии – где-то её делает поезд, где-то память лирического героя, а иногда и отвлечённые размышления о вечных ценностях. Сама композиция строится от отправления лирического героя из родного города со жгучей тягой к новым далям до Владивостока, который становится конечным пунктом.

Жанр

Произведение относится к жанру поэмы. Учитывая большой объём, структуру и разнообразие тематического содержания поэмы, её называют лирико-философской эпопеей. Нужно отметить, что многие главы были задуманы как лирические стихотворения и лишь в окончательном издании вошли в структуру поэмы. Стих Твардовского лёгок и прост, это отличает все произведения автора. Поэма написана четырёхстопным ямбом.

Средства выразительности

Язык поэмы яркий и сочный: помимо эпитетов, метафор и олицетворений в произведении много пословиц, поговорок, фразеологизмов, устоявшихся выражений народного характера, используется лексика высокого стиля, фольклорные образы. Широту русской души, её масштабность и безграничность автор рисует с помощью всех известных средств выразительности, включая эпитеты, метафоры, синекдоху, метонимию, антитезу, иронию, гиперболу, литоту. Картины словно оживают на страницах поэмы, что обусловлено привлечением разнообразных тропов и стилистических приёмов.

Тест по поэме

  1. /7
    Вопрос 1 из 7

    К какому периоду относится история создания поэмы «За далью – даль»?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

  • Светлана Ковалева
    7/7
  • Svyatoslav Velikij
    7/7
  • Илья Черных
    6/7
  • Елена Аношенко
    7/7
  • Максим Зубарев
    7/7
  • Айчурок Алыбаева
    7/7
  • Анастасия Кулешова
    7/7
  • Евгений Золотухин
    7/7
  • Наталья Сутурина
    6/7

Рейтинг анализа

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 131.


А какую оценку поставите вы?

закрыть