Анализ поэмы «За далью даль» Твардовского
Поэму Твардовского “За далью – даль” изучают в 8 классе на уроках литературы. Творчество Александра Трифоновича понятное, простое и вместе с тем богатое и разнообразное. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “За далью – даль” по плану.
Краткий анализ
История создания – поэма создавалась на протяжении 1950-1960 годов. В 1967 году была опубликована в полном варианте.
Тема – философские размышления о вечных ценностях, судьбе родной страны, воспоминания и путевые заметки, объединённые мотивом дороги.
Композиция – 15 глав с размытым сюжетом композиционно объединённых пафосом путешествия.
Жанр – эпическая поэма, благодаря своей содержательной масштабности считается лирико-философской эпопеей.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.
Метафоры – “залит огнями”, “приют суждений”, “волна грозного жара”.
Эпитеты – “жестокий опыт”, “грозные испытания”, “немая, бесконечная тоска”, “горькая тревога”.
Олицетворение – “батареи ревут”, “дорога бьёт, трясёт и лечит”, “земля дрожала”.
История создания
Поэма была задумана автором задолго до её написания, с 1950 по 1960 год произведение создавалось, перерабатывалось, исправлялось, пока не обрело окончательный вид. Её самый полный, законченный вариант был опубликован в 1967 году. Твардовский из-за активной общественной и профессиональной деятельности долго не мог себе позволить совершить путешествие, о котором повествуется в поэме. Только после увольнения из редакции “Нового мира” он совершил долгожданную поездку. Первоначально поэма была задумана как эпическое произведение, путевые заметки, философские очерки, личные воспоминания: много пластов в жанровом и содержательном смысле включает в себя поэма “За далью -даль”.
Тема
Тематика поэмы широка и многообразна: основной мотив дороги переплетают описания природы Сибири, Урала, Дальнего Востока, философские размышления о жизни, истории, личные воспоминания. Писатель поднимает темы морального выбора, совести и справедливости, вечных ценностей, жизни и смерти; тема только что отзвучавшей победы, войны и её последствий также раскрыта в поэме. Много внимания уделено тематике творчества, поэта и его предназначения, ценности этой профессии и её специфике.
Всё произведение проникнуто особой романтикой дороги, отношениями полузнакомых пассажиров, видами из окна поезда в разное время суток. Масштабные, захватывающие дух красоты Урала, Сибири встают перед глазами читателя. Тематику поэмы ярко характеризуют названия глав “Огни Сибири”, “На Ангаре”, “Фронт и тыл”, “Друг детства”, “Литературный разговор”. В поэме нет главного героя, для неё характерна бессюжетность и разноплановая проблематика. Основная мысль произведения – жить нужно в ладу с совестью, уважая историю своей страны, без этого не быть счастливому будущему.
Композиция
Поэма состоит из 15 глав, связанных тематически и структурно. Каждая глава – отдельный островок, “остановка” в путешествии, где-то её делает поезд, где-то память лирического героя, а иногда и отвлечённые размышления о вечных ценностях. Сама композиция строится от отправления лирического героя из родного города со жгучей тягой к новым далям до самого Владивостока, которой становится конечным пунктом.
Жанр
Произведение относится к жанру поэмы. Особенностью поэмы Твардовского является её эпичность. Учитывая большой объём, структуру и разнообразие тематического содержания поэмы её называют лирико-философской эпопеи. Нужно отметить, что многие главы были задуманы как лирические стихотворения и лишь в конечное издание вошли в структуру поэмы. Стих Твардовского лёгок и прост, это отличает все произведения автора. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.
Средства выразительности
Язык поэмы яркий и сочный, помимо эпитетов, метафор и олицетворений, в произведении много пословиц, поговорок, различных фразеологизмов и устоявшихся выражений народного характера. Широту русской души, её масштабность и безграничность автор рисует с помощью всех известных средств выразительности, включая эпитеты, метафоры, синекдоху, метонимию, антитезу, иронию, гиперболу и литоту. Картины словно оживают на страницах поэмы, заслуга в этом разнообразные тропы и стилистические приёмы.
Тест по поэме
- Вопрос 1 из 7К какому периоду относится история создания поэмы «За далью – даль»?