Анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь» Тютчева

Анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь» Тютчева
4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 27.

Обновлено
4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 27.

Обновлено

На уроках литературы в 7 классе изучается творчество Ф. Н. Тютчева. Стихотворение “Как весел грохот летних бурь” Тютчев написал, вернувшись на родину после двадцатилетнего пребывания за границей. В нём описана картина природы перед летней грозой. Полный и краткий анализ “Как весел грохот летних бурь” по плану поможет лучше понять это произведение.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как весел грохот летних бурь.

История создания – стихотворение написано в 1851 году после возвращения Тютчева на Родину.

Тема – природа в преддверии грозы.

Композиция – 2 строфы по 8 строк, объединённые смысловым единством – описанием лесного пейзажа в момент надвигающейся грозы.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с кольцевой рифмовкой.

Метафоры“незримая пята”, “лесные исполины”.

Эпитеты“прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”.

История создания

Фёдор Иванович Тютчев не просто поэт и публицист, он построил блестящую карьеру дипломата, был выдающимся политиком. Много времени Тютчев вынужден был жить за границей. В 1851 году Тютчев написал замечательное стихотворение “Как весел грохот летних бурь”, в котором описано начало грозы ярко и очень поэтично. Поводом к написанию послужило долгое отсутствие поэта на родине, поэтому возвращение в Россию, восхищение родной природой послужило толчком к созданию произведения. Поэт застал момент перед началом грозы и очень образно описал это состояние в природе. Автор не считал поэзию своим призванием, она была второстепенным занятием, после политической и публицистической деятельности.

Тема

Стихотворение пейзажной тематики о первых “аккордах” перед летней грозой. Тема стихотворения: начало грозы. Тональность стихотворения – весёлая, приподнятая. Гроза “оживает”, будто девушка “смущает”, “набегает”, меняя всё вокруг. Образ грозы в стихотворении наделён характером и душой, созвучен радостному настроению лирического героя. Она игрива, мудра, весела и таинственна. О приближающейся смене сезонов говорит “первый жёлтый лист”, граница между летом и осенью уже близка. Удивительно живые картины встают перед глазами читателя: кружатся, поднятые предгрозовым вихрем листья и “прах”, резкие порывы ветра меняют солнечную летнюю погоду в одно мгновение, как в волшебной сказке. Перед величием стихии “дрожит” дубрава, перекликаются птицы, гнутся верхушки огромных деревьев. В мятеже природы лирический герой видит удивительную красоту, свою особенную мелодию, душу, таинственную и мудрую.

Композиция

Стихотворение состоит из двух строф. Синтаксически оно делится на 3 предложения. Первая строка стихотворения – отдельная синтаксическая единица. Затем идет достаточно распространённое восклицательное предложение о наступающей грозе. Следующая строфа также равна предложению, которое заканчивается многоточием, остаётся семантически незаконченным. Это пауза перед главным действом. Остаётся несколько мгновений до “выхода на сцену” главной героини – грозы. Лирическое произведение очень динамичное и цельное за счёт синтаксиса и внутреннего содержания.

Стихотворение написано ямбом с кольцевой рифмовкой АВВА (в структурном плане оно поделено на четверостишия). Мужской тип рифмы чередуется с женским, она богата и насыщенна.

Жанр

Лирическое стихотворение. Классический пример пейзажной лирики, написанной в лучших традициях романтической поэзии. Описание природы даётся сквозь призму восприятия лирического героя. Это его настроение, чувства читаются в каждой строке.

Средства выразительности

У Тютчева встречается много эпитетов, он щедр на краски и словесную живопись: “прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”. Возвышенная лексика делает тютчевский стих торжественным и радостным.

Метафора “лесные исполины” делает образы деревьев сказочно-волшебными, яркими и величественными. “Незримая пята” надвигающейся бури клонит огромные деревья к земле, предвещая грандиозное действо.

Звукопись в произведении играет важную роль – передаёт всю гамму раскатов и порывов ветра в момент приближающейся грозы. В первой строфе автор играет со звуками “р” и “ж” (“вдруг на дубраву набежит, и вся дубрава задрожит”), заканчивая шелестом ветра – “широколиственно и шумно”. Автор создаёт эффект шагов стихии, которая поэтапно вступает в свои права.

Тест по стихотворению

  1. /8
    Вопрос 1 из 8

    Где Тютчев написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь»?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

  • Андрей Аксенов
    8/8
  • Татьяна Кустова
    8/8
  • Толя Уточкин
    8/8
  • Лиза Капшук
    7/8

Рейтинг анализа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 27.


А какую оценку поставите вы?

закрыть