Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 95.
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 95.
Стихотворение “Весенние воды” Тютчев написал во время заграничной поездки. Он вспоминал о Родине, и чувства к ней вылились в прекрасные поэтические строки. Краткий анализ “Весенние воды” по плану содержит всю необходимую информацию об этом произведении. Его можно использовать на уроке литературы в 5 классе как основной материал.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенние воды.
История создания – написано это произведение в 1830 году в Германии, где Тютчев встретил весну и поразился тому, как всё похоже на его родную Россию.
Тема – пробуждение природы с приходом весны. Стихотворение относится к пейзажной лирике.
Композиция – все три строфы объединены общей идеей, композиция одночастная, последовательно развивающаяся.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрестной рифмой.
Эпитеты – “сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, тёплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.
Метафоры – “воды уж весной шумят”, воды – “гонцы весны”.
Олицетворения – “воды бегут”, “весна идёт”, “дни толпятся”.
История создания
Тютчев довольно часто ездил за границу, однако долгое пребывание за пределами родины всегда вызывало у него тоску. В 1830 году он находился в Германии, где и встретил первые весенние дни. Сильно скучая по России, он находит утешение в том сходстве, которое имеют европейская и русская весна. Этому времени года он посвящает стихотворение “Весенние воды”.
Обладая способностью тонко чувствовать природу и подмечать малейшие перемены, которые с ней происходят, поэт создал настоящую поэтическую картину, на которой смена времён года предстает во всей своей первозданности. Способность выразить словами всё то, о чём шепчут вода и ветер, позволила Тютчеву создать настоящий шедевр. Несмотря на то, что он очень любил зиму и расставался с ней всегда с грустью, поэт не смог устоять перед юным напором весны.
Впервые произведение вышло в печать спустя два года после написания – в 1832 году в журнале “Телескоп”.
Тема
Данное стихотворение – прекрасный образец пейзажной лирики.
Основная идея стихотворения – пробуждение природы с приходом весны, которому радуется всё.
Главная мысль произведения заключается в том, что уже одно только предчувствие весны, предчувствие тепла и обновления вызывает в сердце человека радость.
Композиция
Стих состоит из трёх строф и имеет одночастную композицию.
В первой строфе поэт показывает картину пробуждения природы, первым признаком которого является таяние снега. Он ещё лежит на полях, но уже начал таять – и собираться в ручьи, которые показывают людям, что ждать тепла осталось недолго. Они приносят надежду и радость всему миру, пробуждая в том числе человеческие души.
Во второй строфе создаётся образ ручьев как глашатаев весны – она выслала их вперёд, чтобы всё услышали благую весть о её скором приходё. Лиричёский гёрой слышит их голоса и радуётся тому, как громко они рассказывают о прёдстоящём врёмени возрождения.
И третья строфа – это очень яркое предчувствие того, что скоро на смену холодам придёт май с его прекрасными теплыми днями. И дней этих будет много – они “толпятся” за весной целым хороводом.
Весна по сути своей беспокойна, как и молодость, это всегда непоседливость, которая вызывает восторг и вместе с тем лёгкую грусть у людей зрелых, которые понимают, что никогда больше не будут вот так нестись стремительно, быть довольным просто от счастья жить.
Используя такой стихотворный размер, как четырёхстопный ямб, поэт передаёт ощущение движения, журчания воды, радостные эмоции, которые буквально витают в воздухе. Перекрёстная рифма способствует усилению этих ощущений.
Жанр
Определить жанр этого произведения несложно, поскольку это замечательный образец лирического стихотворения, поскольку в нём очень ярко эмоциональное начало. Главное в нём – передать мысли, чувства лирического героя.
Средства выразительности
Произведение очень динамично, что достигается использованием множества глаголов, которые описывают бег весенних вод, стремительный и неудержимый. Тютчев использует достаточно классические средства выразительности:
- Эпитеты –
“сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, тёплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.
- Метафоры –
“воды уж весной шумят”, воды – “гонцы весны”.
- Олицетворения –
“воды бегут”, “весна идёт”, “дни толпятся”.
Метафоры очень выразительны, а эпитеты – максимально точные, использованные не для поэтических “красивостей”, а как словесные “мазки” на холсте. Сравнение природы и мира людей, достигнутое через олицетворения, также очень точное.
Тест по стихотворению
- /7Вопрос 1 из 7
В каком году Ф. Тютчев написал стихотворение "Весенние воды"?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
- Тимур Жумабаев5/7
- Артём Шапетько4/7
- Никита Мелёшкин7/7
- Коля Иванов7/7
- Арсений Киктев5/7
- Елена Кузнецова5/7
- Анастасия Овчинникова7/7
- Вадим Андриянов6/7
- Матвей Семейкин7/7
- Никита Казнов6/7